Закупки-info
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок

Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Свежие тренды и тонкости закупок — в новом выпуске электронного журнала!
Приглашаем вас познакомиться с выпуском электронного журнала серии «Закупки. Теория и практика». Он доступен прямо в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Электронный журнал — это дополнительный бесплатный источник информации, выпускается раз в два месяца и экономит ваши денежные средства на покупке иных изданий.
В этом номере вас ждут актуальные консультации экспертов и разъяснения госорганов по сложным и спорным вопросам в сфере закупок.
Что внутри?
- Можно ли подписать контракт позже срока из-за поломки электронной подписи победителя?
- Закупка ЖНВЛП: допускаются ли препараты вне перечня?
- Можно ли в план-график по 44-ФЗ включать только часть планируемых закупок?
- Может ли заказчик принять информацию об исполненных контрактах в качестве обеспечения гарантийных обязательств по 44-ФЗ?
- Допустимо ли взыскание пени за каждый случай нарушения отдельно?
- Перечень ТРУ для закупок у СМСП.
...и другие важные темы!
Свежий выпуск журнала расположен под баннером «Электронные журналы серии „Закупки. Теория и практика“» на главной странице системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Новости и материалы по законодательству в сфере закупок — в телеграм-канале и в группе во «ВКонтакте».
Из зала суда
Искусственное дробление закупки: суд признал контракты недействительными
Обзор практики
Общеобразовательная школа (заказчик) осуществляла закупку по выполнению работ по капитальному ремонту помещений для оборудования двух групп для детей дошкольного возраста в здании школы.
При этом закупка осуществлялась неконкурентным способом: в период с августа по декабрь заказчик заключил 23 контракта с одним и тем же подрядчиком на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Общая стоимость заключенных контрактов составила более 12 млн руб.
Работы выполнены в установленный контрактами срок. Денежные средства выплачены подрядчику в полном объеме.
Прокурор обратился в Арбитражный суд с иском к заказчику и к подрядчику о признании недействительными (ничтожными) муниципальных контрактов и о применении последствий их недействительности.
Судом первой инстанции иск, оставленный апелляционным судом без изменения, удовлетворен: контракты признаны недействительными (ничтожными). Также применены последствия недействительности сделок в виде возложения на подрядчика обязанности возвратить полученные денежные средства в бюджет (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2025 № 15АП-17783/2024 по делу № А32-30063/2024).
Кассационный суд поддержал позицию судов первых инстанций (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.03.2025 по делу № А32-30063/2024).
Суды исходили из того, что:
- заключение ряда связанных между собой контрактов, цена каждого из которых не превышает 600 тыс. руб., фактически образует единую сделку;
- дробление единой по сути сделки носило искусственный характер с целью уйти от необходимости проведения конкурентных процедур.
В связи с этим все сделки признаны ничтожными и подрядчика обязали вернуть в бюджет полученные денежные средства.
Вывод эксперта
Дробление закупки — это ситуация, когда вместо проведения конкурентной закупки ее искусственно делят на несколько малых закупок, заключая прямые договоры (контракты) с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Минфин России и ФАС России неоднократно выражали мнение о том, что само по себе приобретение одноименной продукции у единственного поставщика с соблюдением требований, установленных пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, не является нарушением. При этом такие действия не должны иметь признаков антиконкурентного соглашения.
А прокуратура и суды не так лояльно относятся к дроблению закупок.
Самый частый случай, когда заказчикам меняют дробление закупки, — это подрядные работы: заключение нескольких контрактов для закупки работ, предусмотренных единой проектной (сметной) документацией.
В рассматриваемом случае судами были установлены ключевые обстоятельства, свидетельствующие об искусственном дроблении закупки с целью обхода конкурентных процедур:
- заключено 23 контракта на выполнение идентичных работ;
- контракты датированы в пределах одного периода;
- непрерывное выполнение работ с использованием одинаковых технологий и методик;
- у всех контрактов единая цель — капитальный ремонт здания;
- отсутствовали разумные основания для разделения закупки на отдельные контракты.
Приведенный пример отражает практические последствия выявления признаков искусственного дробления закупок:
- квалификация нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ;
- сделка признается ничтожной;
- полученные подрядчиком средства подлежат возврату в бюджет.
Суды придерживаются позиции о том, что действующие правила 44-ФЗ все-таки ограничивают заказчика в количестве заключенных прямых контрактов и эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ) при проведении неконкурентных закупок достичь довольно сложно.
Вместе с тем существует и противоположная точка зрения: когда заказчик провел несколько похожих неконкурентных закупок, но суд не увидел дробления (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2024 по делу № А12-10122/2024).
По данному делу было установлено, что:
- поставщики по контрактам — из разных регионов РФ, взаимосвязь между контрагентами не подтвердили;
- сведения о закупках были доступны широкому кругу организаций, но доказательств того, что кому-то отказали в участии, не представили;
- довод о том, что приобретенные товары образуют единый имущественный комплекс, отклонили. Предмет сделок — неидентичная и неоднородная продукция с разными характеристиками. Она не состоит из схожих компонентов и не выполняет одинаковые функции.
Суммируя изложенное, можно сказать, что при принятии решения о дроблении закупки следует рассматривать отсутствие намерения заключать антикоррупционные соглашения.
Также не следует дробить закупку на выполнение работ, предусмотренных единой проектной (сметной) документацией.
Принятие решения о закупке у единственного поставщика должно учитывать не только интересы заказчика, но и интересы потенциальных участников рынка.
Обзор подготовлен экспертом службы поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт" Воробьевой Ольгой Владимировной