Закупки-info
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок

Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Что изменится в национальном режиме: новые запреты и исключения
Минпромторг России подготовил проект изменений к Постановлению Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875. Речь идет об обновлении перечней товаров, работ и услуг, на которые распространяется национальный режим при закупках.
В приложение № 1 (запрет на закупку иностранных товаров) предлагается включить:
- ткани, одежду, обувь;
- мебель и бытовую технику;
- медицинское оборудование;
- продукцию химпрома, машиностроения и строительства;
- транспортные средства и др.
Из приложения № 2 (ограничения по допуску иностранных товаров) планируется исключить телевизоры — позиции 235 и 236.
Проект пока не принят и носит информационный характер. Он направлен на усиление поддержки российских производителей и повышение безопасности поставок в госсектор.
Следить за дальнейшей судьбой проекта и получать разъяснения по применению национального режима удобно в справочной системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика» — в ленте новостей, в телеграм-канале «Кодекс. 44-ФЗ и 223-ФЗ», а также в сообществе во «ВКонтакте».
Из зала суда
Код ОКПД 2 не является критерием сопоставимости опыта для оценки заявок
Обзор практики
При проведении электронного конкурса на оказание услуг по организации и проведению экскурсий для жителей муниципального образования одним из критериев оценки заявок установлен критерий «Квалификация участника конкурса».
К оценке принимались представленные участником закупки исполненные договоры (контракты), предусматривающие оказание услуг по организации и проведению экскурсий для жителей и соответствующие предмету закупки — ОКПД 2: 79.90.20.000: «Услуги экскурсионные туристические».
В ходе рассмотрения и оценки заявок в отношении одного из участников закупки, комиссия заказчика при оценке заявок не учла большое количество представленных контрактов.
Соответственно, такому участнику закупки начислено меньшее количество баллов, чем должно быть.
Свое решение заказчик мотивировал тем, что ОКПД 2, указанный в представленных контрактах, не соответствует коду ОКПД 2, установленному в извещении о закупке.
Участник закупки счел действия комиссии заказчика неправомерными и обратился в ФАС с жалобой, которая была признана обоснованной.
Комиссия УФАС отметила, что:
- требование в рамках оценки опыта оказания услуг, а именно оказание услуг в соответствии с ОКПД 2, не предусмотрено Положением об оценке заявок, утвержденным Постановлением Правительства РФ 31.12.2021 № 2604;
- такое требование не может являться критерием сопоставимости имеющегося у участников опыта с предметом контракта, так как классификатор ОКПД 2 содержит также иные коды, которые по своему содержанию соответствуют предмету закупки.
В связи с этим комиссией УФАС принято решение, что конкурсной комиссией заказчика порядок оценки наличия опыта выполняемых работ применен неправомерно.
Заказчик признан нарушившим требования подп. «б» п. 1 ч. 11 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 21.04.2025 по делу № 44-880/25).
Вывод эксперта
Классификатор ОКПД 2 включает разные коды, относящиеся к одному виду деятельности, и использование строгого соответствия конкретного кода недопустимо.
Чтобы заказчику избежать аналогичных ошибок и повысить качество процесса закупки, рекомендуется учитывать следующие аспекты:
- критерии оценки должны основываться на содержании оказанных услуг, а не исключительно на формальном соответствии кода ОКПД 2;
- оценивая квалификацию участников, комиссия должна внимательно изучать содержание предоставляемых контрактов, обращая внимание на суть услуги, объем и специфику выполненной работы, оказанной услуги;
- извещение о закупке должно строго соответствовать требованиям законодательства, исключать произвольные критерии, такие как обязательное совпадение кодов классификации.
Таким образом, ключевым выводом является необходимость правильной трактовки требований нормативных актов и внимательного подхода к процессу формирования и оценки квалификационных показателей участников закупок.
Обзор подготовлен экспертом службы поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт" Воробьевой Ольгой Владимировной