Вопрос-ответ
Фадеев Сергей Владимирович
Вопрос:
В случае просрочки исполнения подрядчиком нескольких своих обязательств по контракту допустимо ли взыскание пени за каждый случай нарушения отдельно или только за общую просрочку исполнения контракта?
Ответ:
- Взыскание пеней за каждый случай нарушения отдельно противоречит положениям законодательства о контрактной системе.
- Перед началом взыскания пеней рекомендуем рассмотреть обязанность заказчика по списанию неустоек, предусмотренную в рамках законодательства о контрактной системе.
Обоснование
1, 2. Акцентируем внимание на том, что в рассматриваемой ситуации необходимо учитывать обязанность заказчика при определенных обстоятельствах списывать неустойку на основании Правил списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (далее — Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 № 783.
Указанный нормативный правовой акт требует выполнения определенных действий, направленных на списание неустойки, только после определения общей суммы начисленных и неуплаченных неустоек (п. 3, 4 Правил).
Таким образом, учитывая установленный Правилами порядок и механизм списания заказчиком неустойки, не представляется возможным начинать взыскивать пени сразу после каждого нарушения.
Суммируя изложенное, перед взысканием пеней рекомендуем определить их общую сумму, а также рассмотреть возможность выполнения обязанности заказчика по списанию начисленных пеней по основаниям, предусмотренным в Правилах, и только после этого принимать решение по их удержанию.
Фадеев Сергей Владимирович
Вопрос:
Можно ли заключить контракт с неопределенным объемом со вторым участником, если с первым участником расторгаем с частичным исполнением?
Ответ:
По нашему мнению, у заказчика в рассматриваемом случае отсутствует возможность заключить контракт со вторым участником закупки. Данное мнение основано на следующем.
Из обращения следует, что расторгаемый контракт частично исполнен.
При этом, если до расторжения контракта поставщик частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара должно быть уменьшено с учетом количества поставленного товара по расторгнутому контракту (ч. 18 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Данное требование распространяется не только на поставку товара, но и на контракты, заключенные без определенного объема выполняемой работы или оказываемой услуги.
Иными словами, вновь заключаемый контракт должен быть уменьшен на объем исполненных ранее обязательств.
В рассматриваемой ситуации объемы обязательств, требуемых к исполнению со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя), не определены, следовательно, и уменьшить такие обязательства не представляется возможным, как следствие, для заключения контракта со вторым участником у заказчика отсутствуют правовые основания, так как не представляется возможным выполнить прямое требование закона.
Сергей Владимирович Фадеев
Вопрос:
Прошу разъяснить требования ч. 8.1 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а именно:
- Может ли победитель в отдельности пользоваться данной преференцией (например, ОИК внести деньгами, а вот ОГО подтвердить добросовестностью)?
- Если участник не предоставил доказательства добросовестности на этапе заключения контракта и ОИК обеспечил в общем порядке, может ли он на этапе исполнения контракта воспользоваться правом, предусмотренным указанной нормой в отношении ОГО?
- Как расценивать ситуацию, в которой контрагент подтвердил добросовестность (сняв антидемпинг и ОИК), однако потом внес ОГО. Возможно ли это расценивать как замену способа обеспечения, или нужно вернуть ОГО?
Ответ:
Для разъяснения сложившейся ситуации предварительно считаем необходимым сообщить следующее.
Используемый в обращении термин «добросовестность» применяется исключительно к ситуации с антидемпингом, регулируемой ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
В рассматриваемой ситуации речь идет об информации, предоставленной победителем закупки в силу ч. 8.1 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Как следствие, применять здесь термин «добросовестность» не совсем корректно.
Необходимо отметить, что предоставление такой информации является основанием для освобождения победителя от предоставления обеспечения исполнения контракта (ОИК) и (или) обеспечения гарантийных обязательств (ОГО).
Теперь к вопросам, отраженным в обращении.
Из дословного прочтения ч. 8.1 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ следует:
В рассматриваемой ситуации речь идет об информации, предоставленной победителем закупки в силу ч. 8.1 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Как следствие, применять здесь термин «добросовестность» не совсем корректно.
Необходимо отметить, что предоставление такой информации является основанием для освобождения победителя от предоставления обеспечения исполнения контракта (ОИК) и (или) обеспечения гарантийных обязательств (ОГО).
Теперь к вопросам, отраженным в обращении.
Из дословного прочтения ч. 8.1 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ следует:
- Нет, ОИК внести деньгами, а ОГО подтвердить добросовестностью нельзя, так как победитель, предоставив соответствующую информацию, должен быть освобожден заказчиком от предоставления и ОИК, и ОГО.
- Нет, не может, так как соответствующая информация, освобождающая победителя от предоставления ОИК и ОГО, предоставляется участником закупки только до заключения контракта.
- Нет, освобождение от предоставления ОИК и ОГО нельзя считать иным способом обеспечения. В рассматриваемой ситуации налицо ошибочное предоставление ОГО, которое заказчику следует вернуть.
Сергей Владимирович Фадеев
Вопрос:
Закупка (электронный конкурс) выполнения работ. В описании объекта закупки заказчик просто указал, что поставляемый товар, который указан в локальной смете, должен передаваться с паспортами, сертификатами и т. п.
Поступила жалоба на то, что заказчик не описал поставляемый товар.
Должен ли заказчик выделить в описании объекта закупки весь товар, указанный в извещении?
Если добавить проект в извещение о закупке, то тогда тоже нужно будет заказчику отдельно отражать поставляемый товар в описании объекта закупки?
Ответ:
1. Заказчик должен осуществить описание объекта закупки, указав функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
2. При закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства наличие в извещении проектной документации является описанием объекта закупки.
Обоснование:
1, 2. Извещение об осуществлении закупки в числе прочего должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ) (п. 1 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Включение проектной документации в извещение является надлежащим исполнением требований ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в части описания объекта закупки (п. 8 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Таким образом, закупаемые заказчиком товары, работы, услуги, указанные в извещении, должны быть описаны в соответствии с правилами, определенными в ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Также из предоставленной выше информации следует, что наличие проектной документации при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства является описанием объекта закупки и не требует дополнительного отдельного описания объекта закупки.
Дополнительно считаем необходимым сообщить следующее:
- заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки о характеристиках предлагаемого участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, соответствующих показателям, установленным в описании объекта закупки (п. 1 ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ);
- заявка на участие в закупке может не содержать предложение участника закупки о характеристиках предлагаемого участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг в случае включения заказчиком в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства (п. 2 ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Фадеев Сергей Владимирович
Вопрос:
Как рассчитать пени в адрес поставщика, если за время просрочки размер ключевой ставки менялся несколько раз? Рассчитывать по ставке, действующей на сегодняшний день, или промежутками времени по той ставке, которая действовала в том временном периоде?
Ответ:
Размер пеней необходимо рассчитывать по ключевой ставке Центрального банка РФ, действующей на день выставления требований об уплате пеней.
Обоснование:
Пеня устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка РФ (далее — ключевая ставка) от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством РФ установлен иной порядок начисления пени (ч. 7 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ)).
Исходя из дословного прочтения указанной нормы, размер ключевой ставки принимается на дату уплаты пеней.
Очевидно, что беспрепятственное применение ч. 7 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ для расчета пеней возможно только в том случае, если пени уплачиваются поставщиком добровольно, так как в этом случае ему известна дата уплаты и, соответственно, действующая на этот момент ключевая ставка, исходя из которой он и должен определить размер производимых им платежей.
В рассматриваемом случае на этапе осуществления расчёта пеней заказчик не имеет возможности определить дату уплаты. Каких-либо специальных норм на данный счет законодательство о контрактной системе в сфере закупок не содержит.
По нашему мнению, необходимо применять ключевую ставку, действующую на момент расчета, вне зависимости от того, что при исполнении контракта размер ключевой ставки изменялся.
Если после направления поставщику требования об уплате пеней будет изменен размер ключевой ставки, применяемой при их начислении, то размер начисленных пеней необходимо будет пересчитать.
Порядок расчета размера пеней предлагаем рассмотреть на следующем примере. Цену единицы товара определяем 100 руб.
Поставка товара планируется:
- на 27 марта — 100 шт. (на сумму 10 000 руб.),
- на 24 июня — 100 шт. (на сумму 10 000 руб.).
Цена контракта составляет 20 000 руб.
По факту поставщик поставил:
- 27 марта — 50 шт. (на сумму 5 000 руб.);
- 24 июня — 100 шт. (на сумму 10 000 руб.);
- 13 августа — 50 шт. (на сумму 5 000 руб.).
Исходя из приведенных данных, поставщик в марте поставил не всю партию товара (50 шт. вместо 100 шт.), тем самым допустил нарушение срока поставки.
Допоставка недостающей части мартовской поставки была осуществлена 24 июня. Таким образом, просрочка поставки первой партии товара была закрыта 24 июня. Как следствие, срок просрочки составил 89 дней (с 28 марта до 24 июня включительно).
Обратите внимание, что в данном периоде не учитывается день, когда товар должен быть поставлен, но учитывается день фактической поставки товара.
При этом поставщиком в июне поставлена не вся партия товара, предусмотренная в графике поставки, а только 50 шт. за мартовскую поставку и 50 шт. за июньскую поставку, тем самым теперь нарушен срок июньской поставки — недопоставлено 50 шт.
В связи с тем что 13 августа поставлена партия 50 шт., поставщик допустил просрочку с 25 июня по 13 августа включительно (50 дней).
На основании ч. 7 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом:
- начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства;
- в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.
Предполагаем, что направлять поставщику требование об уплате пеней заказчик будет 24 сентября.
Допустим, что ключевая ставка на 24 сентября составляет 7 %.
Следовательно, основываясь на дословном прочтении приведенных выше норм, расчет пени за просрочку обязательств поставщика будет выглядеть следующим образом:
Шаг 1:
(20 000,00 руб. − 5 000,00 руб.) × 89 дней × 7 % / 300 = 311,50 руб.
В данном случае для расчета пени цена контракта должна быть уменьшена на сумму первой поставки товара в размере 5 000,00 руб. (фактически исполненное обязательство).
Шаг 2:
(20 000,00 руб. − 15 000,00 руб.) × 50 дней × 7 % / 300 = 58,33 руб.
В данном случае для расчета пени цена контракта должна быть уменьшена на общую сумму первой и второй поставки товара в размере 15 000,00 руб., то есть фактически исполненных обязательств: 5 000,00 руб. + 10 000,00 руб. = 15 000,00 руб.
Итого, общий размер пени, подлежащий уплате поставщиком, составляет: (311,50 руб. + 58,33 руб.) = 369,83 руб.
Дополнительно обращаем ваше внимание, что для корректного расчета количества дней просрочки период просрочки рассчитывается со следующего дня с даты исполнения обязательства, которая предусмотрена условиями контракта, до даты фактического исполнения обязательства поставщиком включительно.
Считаем необходимым сообщить, что в «Инструментах заказчика» в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика» представлен сервис «Расчетчик штрафа и пени по государственному (муниципальному) контракту (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042)», который поможет вам быстро и безошибочно произвести расчет размера неустойки.
С более подробной информацией по вопросу вы можете ознакомиться в справочном материале «Неустойка (штрафы, пени) по 44-ФЗ».
Акуленко Ольга Владимировна
Вопрос:
Правомерно ли будет включать в предмет одного аукциона пищевые продукты, включенные в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 832, и пищевые продукты, не включенные в указанный перечень?
Ответ:
Нет, считаем, что неправомерно включать в предмет одного аукциона пищевые продукты, включенные в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 832, и пищевые продукты, не включенные в указанный перечень.
Обоснование:
Ограничения допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и Перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 (далее — Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 № 832, Ограничения, Перечень).
Заказчик обязан отклонить все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов ЕАЭС), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок, которые одновременно (п. 2 Постановления Правительства РФ от 22.08.2016 № 832):
— содержат предложения о поставке видов пищевых продуктов, являющихся объектом закупки и включенных в перечень, страной происхождения которых являются государства — члены ЕАЭС;
— не содержат предложений о поставке одного и того же вида пищевых продуктов одного производителя.
Обращаем внимание на тот факт, что одновременная закупка пищевых продуктов, включенных в Перечень, и пищевых продуктов, не включенных в Перечень, влечет за собой нарушение заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а именно:
— либо применение ограничений допуска к пищевым продуктам, на которые такие ограничения не распространяются;
— либо неприменение ограничений допуска к пищевым продуктам, которые подпадают под такие ограничения.
Исходя из изложенного, считаем, что заказчик не имеет правовых оснований включать в предмет одной закупки пищевые продукты, включенные в Перечень и не включенные в него.
С дополнительной информацией по вопросу можно ознакомиться в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика» в справочном материале «Ограничение допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, по 44-ФЗ».
Иван Дмитриевич Овечкин
Вопрос:
Какие документы должны предоставить участники в своих заявках на участие в закупке, в которой установлен запрет, предусмотренный ПП РФ от 30.04.2020 № 616? Имеет ли право заказчик по 44-ФЗ допустить участника с товаром китайского производства?
Вопрос:
Заказчик проводит закупку кресла лабораторного (код ОКПД2 31.09.14.110). Этот код ОКПД 2 поименован в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616. Какие документы должны предоставить участники закупки во второй части заявки? Имеет ли право заказчик допустить до участия в аукционе участника с товаром китайского производства?
Ответ:
- Документами, подтверждающими соответствие товаров условиям запрета на допуск, являются:
- выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров;
- информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ или на территории государства — члена ЕАЭС.
2. Заказчик может допустить участника закупки, который предлагает к поставке товар китайского производства, только при условии, что имеются основания не применять запрет на допуск.
Обоснование:
1, 2. При осуществлении закупки мебели, указанной в Перечне промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд (далее — Перечень), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616, заказчиком устанавливается требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих соответствие поставляемых товаров условиям запрета на допуск.
Для этого в составе заявки на участие в закупке участник закупки подает один из документов (п. 10 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616):
- выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров;
- информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ или на территории государства — члена ЕАЭС.
При этом в ряде случаев у заказчика есть основания не применять запрет на допуск (п. 3 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616):
- отсутствие на территории Российской Федерации производства промышленного товара;
- закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн рублей;
- необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки;
- закупки, осуществляемые Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной службой охраны РФ, Службой внешней разведки РФ, органами внешней разведки Министерства обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой войск национальной гвардии РФ и подведомственными им организациями;
- закупки товаров Федеральной службой охраны РФ, осуществляемые в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны, а также закупки транспортных средств Министерством внутренних дел РФ для обеспечения безопасности объектов государственной охраны и проведения оперативно-поисковых мероприятий;
- закупки товаров в целях оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, в целях проведения специальной военной операции, мобилизационной подготовки, мобилизации, осуществления деятельности на территории, на которой введено военное положение.
Таким образом, в указанных случаях запрет на допуск изначально не устанавливается в извещении об осуществлении закупки, даже если товар поименован в Перечне.
Необходимо отметить, что в рассматриваемом случае заказчик вправе допустить заявку с товаром китайского производства только при условии, что запрет на допуск не был установлен по одному из оснований, предусмотренных п. 3 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616.
Еще больше консультаций экспертов вы найдете в сервисе
«Готовые решения» на главной странице системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Сергей Владимирович Фадеев
Вопрос:
В настоящее время предмет контракта формируется по первым четырем одинаковым цифрам кода ОКПД 2, например 21.20. А если товары функционально и технологически связаны, например «кран шаровый, код 28.14.13.130» и «сифон для поддонов, код 22.21.29.120»? Можно ли в данном случае осуществить закупку товаров с различными кодами ОКПД 2 в рамках одного электронного аукциона?
Ответ:
Да, так как указанные товары являются технологически и функционально взаимосвязанными, то у вас существует возможность сформировать закупку на приобретение данных товаров в рамках электронного аукциона.
Обоснование:
Законодательством о контрактной системе в сфере закупок порядок формирования предмета закупки (предмета контракта) не регулируется. По смыслу норм действующего законодательства заказчик самостоятельно принимает решение в отношении предмета закупки с учетом некоторых особенностей «наполнения» самой закупки.
При этом запрещается совершение заказчиками любых действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Также необходимо учитывать положения ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающие не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение конкуренции при осуществлении закупки.
В частности, запрещается ограничение конкуренции между участниками закупки путем включения в состав закупки продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов (ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ).
Нарушение указанных правил является основанием для признания судом соответствующих закупок и заключенных по результатам таких закупок сделок недействительными, в частности по иску антимонопольного органа (ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ).
Таким образом, формируя предмет контракта, заказчик должен учитывать технологическую и функциональную связь включаемых в него товаров, работ и услуг, чтобы не допустить ограничения круга возможных участников закупки.
В данной ситуации указанные товары являются технологически и функционально взаимосвязанными товарами, которые реализуются поставщиками, имеющими на сложившемся рынке возможность предложить к поставке обе требуемые товарные позиции. Соответственно, заказчик имеет возможность закупить указанные товары в рамках одной закупки даже при условии, что указанные товары отнесены к различным кодам ОКПД 2.
Еще больше консультаций экспертов вы найдете в сервисе
«Готовые решения» на главной странице системы
«Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»
Иван Дмитриевич Овечкин
Вопрос:
Имеют ли право стороны в государственном контракте установить любой гарантийный срок (на поставку товара, либо на оказание услуг, либо на выполнение работ), если он не предусмотрен конкретным документом (ГОСТ, СП, СНиП)?
Ответ:
Да, стороны вправе установить в государственном контракте любой гарантийный срок, если это не противоречит законодательству об обращении закупаемых товаров, работ, услуг.
Обоснование:
Законодательство о контрактной системе не регламентирует условия о гарантии качества товара, работы или услуги, в частности гарантийные сроки.
Заказчик вправе, а в отдельных случаях обязан предусмотреть в контракте условия о гарантии, однако их содержание определяет самостоятельно (ч. 4 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, если каким-либо нормативным правовым актом не предусмотрены требования к гарантийному сроку на конкретный товар, работу или услугу, то стороны вправе установить любой гарантийный срок.
Еще больше консультаций экспертов вы найдете в Телеграм канале системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Иван Дмитриевич Овечкин
Вопрос:
В заявке на аукцион поставщик представил показатель с диапазоном, как в технических требованиях, например, «Длина кабеля≥2 Метр» (как в КТРУ на компьютерную мышь). Может ли заказчик допустить такую заявку?
Ответ:
До 01.01.2022 законодательство предусматривало, что в аукционной заявке должны содержаться именно конкретные показатели товара, которые соответствуют требованиям документации, то есть диапазонные значения не допускались.
В действующей редакции закона не говорится, что показатели (характеристики) товара должны быть конкретными (подп. «а» п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Таким образом, само по себе диапазонное значение в заявке не является основанием для отклонения.
Извещение должно содержать инструкцию по заполнению заявки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Если инструкция позволяет указывать в заявке диапазонные значения, то оснований для отклонения нет.
Если по инструкции диапазонные значения не допускаются, то заявка может быть отклонена в связи с несоответствием информации требованиям извещения (п. 1 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Дополнительно рекомендуем уточнить возможность указания конкретного значения (например, посмотреть характеристики мыши на сайте производителя).
Если производителем указана конкретная длина кабеля, значит, участник закупки имел возможность указать ее в заявке. В таком случае отклонение заявки будет обоснованным.
Еще больше консультаций экспертов вы найдете в сервисе
«Готовые решения» на главной странице системы
«Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»
Акуленко Ольга Владимировна
Вопрос:
По результатам проведения электронного аукциона заказчик заключил контракт на оказание услуг. Исполнитель в целях оказания услуг организовывает не менее трёх и не более пяти рабочих мест для выполнения сканирования.
В настоящее время получено письмо исполнителя с просьбой заключить дополнительное соглашение к контракту на увеличение количества рабочих мест в целях выполнения требуемого контрактом объема услуг в установленный контрактом срок.
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ не дает определения, что является существенными условиями договора, а ст. 432 Гражданского кодекса РФ излагает данное понятие следующим образом: «Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение».
Прошу разъяснить: является ли изменением существенных условий заключение дополнительного соглашения на увеличение количества рабочих мест, которые должен организовать исполнитель?
Ответ:
Да, заключение дополнительного соглашения об увеличении рабочих мест является изменением существенных условий контракта. Изменить объем услуг и цену контракта возможно в пределах 10 %.
Однако в данном случае увеличить количество рабочих мест не представляется возможным.
Обоснование:
Изменять существенные условия контракта в период его исполнения возможно только в случаях, установленных ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
В частности, по п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ стороны вправе увеличить объем оказываемых по контракту услуг, но не более чем на 10 %. При этом по соглашению сторон допускается изменение (с учетом положений бюджетного законодательства РФ) цены контракта пропорционально дополнительному объему услуг исходя из установленной в контракте цены единицы услуги, но не более чем на 10 % цены контракта.
Однако в данном случае увеличить количество рабочих мест не представляется возможным, поскольку 10 % от трёх или пяти рабочих мест составляет 0,3 или 0,5 рабочих места.
Если увеличить количество рабочих мест на одно и более, это будет являться нарушением законодательства о контрактной системе, за которое предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (ч. 4 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях):
- на должностных лиц — 20 тыс. руб.;
- на юридических лиц — 200 тыс. руб.
Еще больше консультаций экспертов вы найдете в сервисе
«Готовые решения» на главной странице системы
«Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»
Иван Дмитриевич Овечкин
Вопрос:
Можно ли на этапе исполнения контракта по 44-ФЗ изменить ошибочные условия об обеспечении его исполнения?
Заказчик проводил аукцион для СМП, однако в проекте контракта были указаны условия об обеспечении исполнения контракта без учета особенностей для СМП. Можно ли на этапе исполнения внести изменения в такие условия?
Ответ:
По общему правилу условия об обеспечении исполнения контракта изменению не подлежат.
Обоснование:
С точки зрения законодательства о контрактной системе, условия об обеспечении исполнения контракта являются существенными.
Изменение существенных условий возможно только по специально установленным в законодательстве основаниям, которые не предусматривают изменения условий об обеспечении исполнения контракта (ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Таким образом, формально менять такие условия на этапе исполнения контракта нельзя.
Тем не менее рекомендуем рассмотреть следующие варианты действий.
Вариант 1
Если указанные условия фактически не влияют на исполнение контракта, то представляется возможным оставить их без изменения.
Например, если исполнитель из числа СМП освобожден от обеспечения исполнения контракта, то данные условия при его исполнении вообще применяться не будут. Соответственно, их содержание (для СМП они или нет) не имеет значения.
Если исполнитель от обеспечения не освобожден, но сумма обеспечения в контракте указана верно (от цены контракта), то указание по тексту, что размер обеспечения установлен от НМЦК, фактического значения иметь также не будет.
Возможным риском в данном варианте может быть выявление в ходе проверок условий контракта, которые не соответствуют особенностям проведения закупки у СМП, что может быть расценено как утверждение извещения (в том числе, проекта контракта) с нарушением требований законодательства (ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Вариант 2
Заключить дополнительное соглашение об изменении указанных условий с целью их приведения в соответствие с законодательством.
Возможным риском в данном варианте является то, что такое изменение формально противоречит законодательству и может быть расценено как правонарушение по ч. 4 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
С другой стороны, такое нарушение может быть признано малозначительным на основании ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и может не повлечь административной ответственности, поскольку не несет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а действия заказчика, наоборот, направлены на приведение условий контракта в соответствие с законодательством.
Еще больше консультаций экспертов вы найдете в сервисе
«Готовые решения» на главной странице системы
«Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»
Овечкин Иван Дмитриевич
Вопрос:
Можно ли при проведении конкурса по 44-ФЗ предусмотреть предоставление информации и документов для оценки по критериям по определенной заказчиком форме, а за несоблюдение такой формы присваивать 0 баллов?
Ответ:
Нет, по нашему мнению, требование к заполнению каких-либо установленных заказчиком форм неправомерно.
Обоснование:
Отметим, что законодательство о контрактной системе никак не регламентирует такие формы (в частности, прямо не запрещает их).
Тем не менее, соответствие участника закупки тем или иным критериям оценки подтверждается документами, которые предусмотрены Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (исполненный договор для подтверждения опыта, трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности для подтверждения наличия специалистов и иных работников и т.д.).
Таким образом, разработанная заказчиком и заполненная участником форма не будет являться подтверждающим документом.
Состав заявки предусматривает наличие документов, подтверждающих квалификацию участника закупки (подп. «р» п. 1 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Поскольку разработанная заказчиком форма не является таким документом, требовать ее в составе заявки нельзя (ч. 3 ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Полагаем, что заказчик может предусмотреть рекомендуемую форму предоставления информации и документов.
Однако не вполне понятна целесообразность такой формы, поскольку она не может заменить собой документы.
Даже если в такой форме информация будет представлена в более удобном для заказчика виде, это не исключает необходимости рассмотрения предоставленных участником документов.
Таким образом, заказчик лишь создаст себе дополнительную работу (помимо рассмотрения самих документов будет необходимо рассматривать еще и форму).
Еще больше консультаций экспертов вы найдете в сервисе
«Готовые решения» на главной странице системы
«Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»
Акуленко Ольга Владимировна
Вопрос:
В конце 2022 года до заказчиков довели письмо регионального органа власти о необходимости направления поставщикам (подрядчикам, исполнителям) письма с просьбой о понижении не менее чем на 5 % при условии заключения контракта по НМЦК.
Региональный орган власти говорит, что видит корректным это делать через протокол разногласий на этапе заключения контракта (т. е. заказчик вместе с контрактом в ЕИС направляет письмо с просьбой о снижении, и в случае если вторая сторона контракта согласна, она направляет протокол разногласий и заказчик корректирует цену).
Но в ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ указано, что изменение существенных условий возможно только при исполнении контракта, однако в нашем случае контракт только заключается.
Имеет ли заказчик право таким образом снижать цену контракта (как бы на этапе переговоров)? И в целом остается вопрос, насколько корректно это делать через функционал протокола разногласий?
Ответ:
Нет, на этапе заключения контракта заказчик не вправе снижать цену.
Снижение цены контракта на этапе его заключения является не только некорректным, но и неправомерным.
Обоснование:
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и заявкой участника закупки, с которым заключается контракт (ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Заключение контракта по начальной (максимальной) цене контракта (далее — НМЦК) осуществляется в случае признания закупки несостоявшейся (подана одна заявка, соответствующая требованиям извещения, или только одна заявка признана соответствующей требованиям извещения) (ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Основанием заключения такого контракта является п. 25 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. При этом необходимо учитывать положения ч. 5 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а именно то, что контракт заключается:
— на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки;
— по цене, не превышающей НМЦК и цену контракта, предложенную участником закупки (если заявка участника закупки содержит предложение о цене контракта и (или) предусмотрена подача участником закупки ценового предложения).
Направлять протокол разногласий участник закупки, с которым заключается контракт, вправе только в том случае, если направленный ему контракт не соответствует проекту контракта, размещенному в единой информационной системе и являющемуся неотъемлемой частью извещения об осуществлении закупки, или не соответствует предложению участника закупки, представленному в заявке (подп. «а» п. 2 ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Изменять цену контракта на этапе его заключения заказчик вправе по согласованию с исполнителем только в сторону увеличения с пропорциональным увеличением количества поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной участником, и НМЦК (п. 2 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Иных случаев возможного изменения цены контракта на этапе его заключения законодательством о контрактной системе в сфере закупок не установлено.
Кроме того, заключение контракта с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым заключается контракт, влечет наложение административного штрафа (ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ):
- на должностных лиц — в размере 1 % НМЦК, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб.;
- на юридических лиц — в размере 1 % НМЦК, но не менее 50 000 руб. и не более 300 000 руб.
Снизить цену контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта заказчик вправе по согласованию с исполнителем только при исполнении контракта (п. 1.1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Также необходимо отметить, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).
Таким образом, снизить цену контракта на этапе его заключения через протокол разногласий заказчик не вправе.
Еще больше консультаций экспертов вы найдете в сервисе «Готовые решения» на главной странице системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Овечкин Иван Дмитриевич
Вопрос:
Допустимо ли для оценки заявок в конкурсе по 44-ФЗ использовать детализирующий показатель «наибольшее количество исполненных договоров», при этом договоров должно быть не менее пяти, а цена каждого исполненного договора должна составлять не менее 50 % НМЦК?
Ответ:
Нет, в рассматриваемом случае два разных детализирующих показателя оценки объединены в один, их необходимо разделить.
Обоснование:
В первую очередь отметим, что законодательство о контрактной системе не предусматривает такой детализирующий показатель оценки, как «наибольшее количество исполненных договоров».
Детализирующим показателем является «общее количество исполненных участником закупки договоров» (подп. «а» п. 28 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604).
Далее заказчик определяет, какое значение показателя для него будет являться лучшим, и устанавливает соответствующую формулу.
В рассматриваемом случае оценка будет рассчитываться по формуле, предусмотренной подп. «ж» п. 20 Положения (лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, то есть наибольшее количество исполненных договоров, и установлено предельное минимальное значение, то есть для получения баллов по этому детализирующему показателю исполненных договоров должно быть минимум пять).
Во-вторых, подп. "в"—"е" п. 28 Положения установлены исчерпывающие требования, которые могут быть предъявлены к договорам для целей оценки. Требования о цене договора не предусмотрены.
Таким образом, предъявить требования к цене договоров (не менее 50 % НМЦК) при оценке их количества нельзя.
В связи с этим заказчик может использовать второй детализирующий показатель — «общая цена исполненных участником закупки договоров» (подп. «а» п. 28 Положения).
Здесь обращаем внимание на то, что законодательство не предусматривает оценку стоимости каждого отдельного договора. Возможно оценить только общую стоимость всех договоров.
Оценка по этому детализирующему показателю также может быть проведена по формуле, указанной в подп. «ж» п. 20 Положения. В качестве предельного минимального значения заказчик может установить требуемую сумму.
Таким образом, для проведения описанной в обращении оценки заказчику необходимо:
- установить детализирующий показатель — «общее количество исполненных участником закупки договоров», определить, что лучшим будет являться наибольшее значение показателя, и установить предельное минимальное значение — 5;
- установить детализирующий показатель — «общая цена исполненных участником закупки договоров», определить, что лучшим будет являться наибольшее значение показателя, и установить предельное минимальное значение в виде необходимой суммы.
Еще больше консультаций экспертов вы найдете в сервисе «Готовые решения» на главной странице системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Акуленко Ольга Владимировна
Вопрос:
Должен ли заказчик давать ответы на претензии, поступившие от участников электронного аукциона, на то, что их заявки были отклонены? Письма поступают на электронную почту предприятия.
Ответ:
Нет, заказчик не должен давать ответы на претензии, поступившие от участников электронного аукциона, на то, что их заявки отклонены.
Обоснование
Положения ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ) не предусматривают возможность для участников электронного аукциона направлять на электронную почту заказчика какие-либо претензии об отклонении заявок на участие в электронном аукционе.
Следовательно, у заказчика отсутствует обязанность отвечать на такие претензии.
По результатам рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе заказчик формирует в единой информационной системе (далее — ЕИС) протокол подведения итогов закупки (п. 2 ч. 5 ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Данный протокол направляется заказчиком оператору электронной площадки, который размещает его в ЕИС в течение 1 часа после получения.
Ознакомиться с результатами рассмотрения заявок, а также с причинами отклонения заявок участники закупки могут самостоятельно.
При необходимости участник электронного аукциона, принимавший участие в закупке, вправе направить оператору электронной площадки запрос о даче разъяснений информации, содержащейся в протоколе подведения итогов закупки (ч. 8 ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
При этом, если участник закупки посчитает, что аукционная комиссия отклонила заявку на участие в электронном аукционе неправомерно, он вправе обжаловать в антимонопольном органе действия аукционной комиссии в порядке, установленном ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Таким образом, давать ответ на претензию участника закупки, поступившую на электронную почту, заказчик не обязан.
Если участник закупки желает ознакомиться с итогами закупки самостоятельно, он сможет это сделать путем ознакомления с протоколом подведения итогов закупки.
В случае если участник закупки не согласен с итогами закупки, он вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика, комиссии по закупкам в антимонопольном органе.
Еще больше консультаций экспертов вы найдете в сервисе «Готовые решения» на главной странице системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Акуленко Ольга Владимировна
Вопрос:
Реестр контрактов должен содержать копию заключенного контракта, подписанного электронной цифровой подписью, и документ о приемке выполненной работы (акт выполненных работ).
В случае заключения контракта с физическим лицом на преподавательские услуги копия контракта и акт выполненных работ содержит информацию о персональных данных (паспортные данные, адрес места жительства, ИНН, номер страхового свидетельства, номер банковской карты, телефон). Вся эта информация размещается в общероссийском доступе, что нарушает Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
Как соблюсти нормы Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, не нарушив нормы Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ?
Ответ:
В целях обеспечения защиты персональных данных информация, вносимая в реестр контрактов, должна быть обезличена.
Обоснование:
В реестр контрактов в числе прочей информации и документов включается (ч. 2 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, п. 3 Правил ведения реестра контрактов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну»):
- копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика;
- документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Как указано в обращении, контракт на оказание преподавательских услуг и документ о приемке таких услуг содержат указание на паспортные данные, адрес места жительства, идентификационный номер налогоплательщика, номер страхового свидетельства, номер банковской карты, телефон физического лица, являющегося исполнителем по такому контракту.
Данные сведения относятся к персональным данным исполнителя и не являются общедоступными (п. 1 ст. 3, ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
В случае если в информации и документах, подлежащих размещению в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, содержатся персональные данные, не являющиеся общедоступными данными, лица, уполномоченные на размещение такой информации в ЕИС, должны обеспечивать обезличивание персональных данных перед размещением информации в ЕИС (Письмо Минэкономразвития России от 17.12.2014 № 31727-ЕЕ/Д28и «О направлении функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок»).
То есть при размещении в ЕИС копии контракта, заключенного с физическим лицом, и документа о приемке персональные данные исполнителя должны быть обезличены. Это возможно сделать путем скрытия или затушевывания таких данных при копировании документов для последующего их размещения в ЕИС.
Еще больше консультаций экспертов вы найдете в сервисе
«Готовые решения» на главной странице системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Овечкин Иван Дмитриевич
Вопрос:
Несет ли подрядчик ответственность за нарушение предусмотренного контрактом срока формирования документа о приемке в ЕИС?
Ответ:
Нет. По нашему мнению, отдельной ответственности за нарушение срока формирования в ЕИС документа о приемке быть не может.
Обоснование
Стороны контракта несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ)).
Мерами ответственности являются (ч. 7 и 8 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ):
- штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (за исключением просрочки);
- пеня за просрочку исполнения обязательства.
Нарушение срока формирования документа о приемке является просрочкой исполнения обязательства, соответственно, штраф за такое нарушение применить нельзя.
В то же время пеня начисляется исходя из стоимости обязательств, исполнение которых просрочено. Однако обязательство по формированию документа о приемке не имеет самостоятельной стоимости. Соответственно, применить данную меру ответственности также не представляется возможным.
По нашему мнению, в рассматриваемом случае на подрядчика может быть возложена ответственность только за просрочку выполнения работ в целом, если условиями контракта не определен иной момент окончания выполнения работ (до формирования документа о приемке).
Дополнительно обращаем внимание, что действия (бездействие) подрядчика, повлекшие неисполнение обязательств по контракту, являются административным правонарушением (ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ).
Под неисполнением обязательств в данном случае понимается отказ от выполнения контракта, выполнение его условий не в полном объеме, нарушение сроков выполнения контракта и другие обстоятельства (Письмо ФАС России от 22.03.2018 № РП/19241/18).
При этом должно быть доказано, что неисполнение обязательств причинило существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства. То есть необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, государственных и муниципальных органов, характер и размер понесенного материального ущерба, число потерпевших, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда.
Оценку указанным обстоятельствам может дать только суд, к компетенции которого отнесено рассмотрение таких дел.
Тем не менее в рассматриваемом случае (нарушение срока формирования документа о приемке) меры административной ответственности к подрядчику, по нашему мнению, также не могут быть применены, поскольку такое нарушение не причиняет существенного вреда.
Еще больше консультаций экспертов вы найдете в сервисе «Готовые решения» на главной странице системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».