Из зала суда

Время приемки и проведения экспертизы не включается в период просрочки

Обзор практики

Заказчик и подрядчик заключили контракт на разработку проектно-сметной документации. Условиями контракта установлено следующее:

  • подрядчик обязан разработать проектно-сметную документацию и сдать ее заказчику в срок, установленный контрактом;
  • заказчик обязан осуществить проверку проектно-сметной документации или направить письменные замечания к представленным документам;
  • после проведения проверки проектно-сметной документации заказчик заключает соответствующий контракт;
  • приемка выполненных работ осуществляется не позднее 10 рабочих дней со дня получения положительного заключения государственной экспертизы о проверке достоверности определения сметной стоимости объекта;
  • моментом завершения работ считается дата подписания заказчиком акта приемки-передачи выполненных работ (результатов работ).

В срок, установленный контрактом, подрядчик передал заказчику разработанную проектно-сметную документацию.

Читать дальше

Соответствие участника закупки дополнительным требованиям должно подтверждаться одним договором, стоимость которого составляет более 20 % НМЦК

Обзор практики:

Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на оказание услуг по организации питания в образовательном учреждении.

К участникам закупки были установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а именно (п. 33 дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 (далее — Дополнительные требования)):

  • наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов;
  • подтверждением соответствия указанному требованию служит исполненный договор и акт приемки. При этом цена такого исполненного договора должна составлять не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК), заключаемого по результатам закупки.

Участник закупки предоставил в составе заявки 2 контракта:

  • один на сумму, превышающую 20 % НМЦК, но находящийся на стадии исполнения с суммой исполненных обязательств менее 20 % НМЦК;
  • второй, цена которого составляла менее 20 % НМЦК, заключаемого по результатам закупки.

Участник закупки посчитал, что в совокупности цена 2 договоров составляет более 20 % НМЦК, заключаемого по результатам закупки, а также, что эти 2 договора подтверждают его соответствие дополнительным требованиям.

Заявка данного участника была отклонена от участия в аукционе.

В этой связи участник закупки обратился с жалобой в УФАС на неправомерные действия аукционной комиссии.

На заседании комиссии УФАС отметило, что формулировка п. 33 Дополнительных требований подразумевает наличие у участника закупки одного договора на указанную сумму, а не совокупность нескольких договоров.

Соответственно, цена оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 % НМЦК, заключаемого по результатам закупки.

Следовательно, 2 договора, представленные участником закупки, не являются подтверждением соответствия участника закупки дополнительным требованиям.

В связи с вышеизложенным жалоба участника закупки признана необоснованной, а действия аукционной комиссии по отклонению заявки такого участника правомерными (Решение Архангельского УФАС России от 05.07.2022 № 029/06/49-588/2022).

Читать дальше

Приостановление работ из-за непогоды не является основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта

Обзор практики

Между заказчиком и подрядчиком был заключен контракт на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги.

Впоследствии, в процессе выполнения работ, подрядчик направил заказчику уведомление о приостановке работ по причине тяжелых погодных условий и приостановил работы.

Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с невыполнением работ и неустранением подрядчиком недостатков выполненных работ. Также заказчиком были направлены в УФАС сведения о подрядчике для его включения в реестр недобросовестных поставщиков (далее — РНП).

Однако УФАС отказался включать сведения о подрядчике в РНП, мотивируя такой отказ тем, что в действиях подрядчика не установлено признаков недобросовестного поведения (Решение Московского областного УФАС России от 09.03.2021 по делу № РНП-7853эп/21).

Подрядчик направил заказчику претензию с требованием об оплате выполненных по контракту работ, а также акт приемки-сдачи выполненных работ, справку о стоимости выполненных работ и иную исполнительную и отчетную документацию.

Заказчик работы не принял, документы о приемке не подписал и не оплатил.

В этой связи подрядчик обратился в суд.

Читать дальше

Спорный вопрос при применении Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289

Обзор практики:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов с международным непатентованным наименованием.

В составе жалобы указано, что при рассмотрении заявок аукционной комиссией не применены положения Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289. Данные действия привели к неправомерному выбору победителя закупочной процедуры.

Рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.

Читать дальше

Если победитель закупки применяет УСН, исключение НДС из цены контракта незаконно

Обзор практики:

Между заказчиком и подрядчиком по результатам открытого аукциона в электронной форме был заключен контракт на выполнение работ по асфальтированию и проведению ямочного ремонта дорог города.

Подрядчик применяет упрощенную систему налогообложения (далее — УСН).

Условиями проекта контракта установлено, что:

— цена является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта;

— в цену контракта включаются все расходы подрядчика по выполнению работ, закупке необходимых материалов, оборудования, хранению, страхованию, уплате всех пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе налог на добавленную стоимость (далее — НДС).

Однако при заключении контракта заказчик уменьшил цену на сумму НДС, а смету пересчитал с использованием коэффициентов.

По мнению заказчика, поскольку подрядчик применяет УСН, сумма НДС является неосновательным обогащением подрядчика. В связи с чем НДС из суммы контракта был исключен.

Подрядчик обратился в суд с иском о взыскании с заказчика задолженности за выполненные работы.

Читать дальше

Заказчик может предъявлять особые требования к медицинским изделиям с учетом особенностей пациентов, порядка и условий оказания медицинской помощи, предусмотренных лечащим врачом

Обзор практики:

Бюджетным учреждением здравоохранения (далее — Заказчик) проводился электронный аукцион на поставку медицинских изделий, а именно: катетеров баллонных для ангиопластики.

После размещения извещения об осуществлении закупки в территориальный орган УФАС поступила жалоба от потенциального участника закупки (далее — Заявитель) на положения технического задания (описания объекта закупки).

По мнению Заявителя, описание объекта закупки сформировано под товар единственного производителя, что ограничивает возможность поставки аналогичных медицинских изделий других производителей и, как следствие, ограничивает конкуренцию.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и пояснили, что под описание объекта закупки подходят баллонные катетеры двух производителей.

Доводы Заказчика также поддержаны органом, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Читать дальше

При закупке отдельных видов работ требование о членстве в двух СРО правомерно

Обзор практики:

Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации и выполнению изыскательских работ на строительство водозаборной скважины и модульной станции водоподготовки.

Одним из требований к участникам закупки являлось членство в саморегулируемой организации (далее — СРО) в области инженерных изысканий и членство в СРО в области архитектурно-строительного проектирования.

Заявка одного из участников закупки (далее — Заявитель) была отклонена по причине несоответствия указанным требованиям. Участник закупки подтвердил свое членство только в СРО в области архитектурно-строительного проектирования. При этом членом СРО в области инженерных изысканий Заявитель не является.

Возражая против указанных действий Заказчика, Заявитель обратился в антимонопольный орган с жалобой.

В жалобе заявитель указывает на необоснованные требования к участникам закупки. Также Заявитель указывает на необходимость исключения требования к участникам закупки о том, что участник аукциона должен быть членом СРО в области инженерных изысканий.

По результатам рассмотрения, жалоба заявителя антимонопольным органом признана обоснованной.

Читать дальше

При закупке работ с проектной документацией нужно устанавливать возможность поставки эквивалентного товара

Обзор практики:

Заказчик проводил электронный аукцион на выполнение работ и поставку оборудования по объекту «Создание централизованного производства». Описание объекта закупки содержало проектную документацию в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. В рамках исполнения контракта необходимо поставить оборудование, установленное проектной документацией.

В Федеральную антимонопольную службу России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении данного аукциона. Согласно доводу Заявителя, в описании объекта закупки отсутствует условие о возможности поставки эквивалентного товара при выполнении работ.

Комиссия УФАС признала жалобу обоснованной.

Читать дальше

При установлении дополнительных требований к участникам закупки заказчику необходимо учитывать свою сферу деятельности

Обзор практики:

Государственным бюджетным учреждением культуры (далее — Заказчик) проводился электронный аукцион. Предмет контракта — оказание услуг по комплексной уборке внутренних помещений и прилегающей территории для Заказчика. НМЦК составила более 6 млн руб.

В Московское УФАС России поступила жалоба участника закупки (далее — Заявитель) на действия Заказчика при проведении указанного аукциона.

Согласно доводам жалобы, Заказчиком нарушена ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а именно — не установлено дополнительное требование к участникам закупки.

Читать дальше

При замене некачественного товара взыскать штраф за ненадлежащее исполнение контракта нельзя

Обзор практики

Между заказчиком и поставщиком заключен контракт на поставку товара (картриджи, тонеры и комплектующие).

Срок поставки составляет 10 дней с момента заключения контракта.

В период исполнения контракта товар поставлялся частями.

При этом на некоторых коробках отсутствовала маркировка, товар не соответствовал по качественным характеристикам условиям контракта.

Замена некачественного товара на товар надлежащего качества осуществлена поставщиком после окончания срока поставки, установленного контрактом.

Заказчик направил поставщику претензию о просрочке поставки товара и взыскании неустойки в бесспорном порядке, а именно — пени за просрочку поставки товара и штрафа за поставку товара ненадлежащего качества.

Читать дальше

При оценке ответственности участника – члена СРО иные контракты, находящиеся на исполнении, не учитываются

Обзор практики:

В Приморское УФАС России поступила жалоба участника закупки (далее — Заявитель) на действия комиссии заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию подразделения детской поликлиники.

Согласно требованиям аукционной документации, в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ, участники закупки должны быть членами СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Первая часть заявки на участие в аукционе Заявителя признана соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и документации об аукционе.

В составе второй части заявки Заявителем была предоставлена выписка из реестра членов СРО. Согласно указанной выписке Заявитель имеет второй уровень ответственности. Это дает ему право выполнять работы по договорам с предельным (совокупным) размером обязательств не выше 500 млн руб. Цена контракта, предложенная Заявителем, — 243 млн руб.

Вместе с тем ранее Заявителем были заключены и находятся на стадии исполнения контракты, суммарная стоимость которых в совокупности с контрактом по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию подразделения детской поликлиники превышает предельный размер обязательств (500 млн руб.).

Данный факт послужил основанием для отклонения заявки на этапе рассмотрения вторых частей заявок.

Не согласившись с мнением комиссии заказчика, Заявитель обратился в УФАС.

Читать дальше

Для подтверждения опыта работы можно принять акты приемки без некоторых реквизитов

Обзор практики:

При проведении электронного аукциона на оказание услуг по охране заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона, заявка одного из участников была отклонена. Основанием отклонения послужил п. 2 ч. 6 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ — несоответствие участника закупки дополнительным требованиям.

Читать дальше

Правомерно ли требовать от участников закупки указания в заявке показателей товара, если он не передается заказчику?

Заказчиком проводился аукцион в электронной форме на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам.

Читать дальше

Может ли заказчик закупить компьютер по 44-ФЗ без применения запрета на допуск?

Обязан ли заказчик устанавливать запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 при осуществлении закупки компьютера (26.20.11.110) с НМЦК 50 тыс. руб.?

Ответ:

Нет, заказчик не обязан устанавливать запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616.

Читать дальше

При закупке с национальным режимом выписка из реестра должна быть актуальна не только на момент подачи заявки

Обзор практики:

В Ульяновское УФАС поступила жалоба участника закупки на действия аукционной комиссии о применении национального режима в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616.

По мнению подателя жалобы, его заявка была необоснованно признана не соответствующей требованиям документации и законодательства, поскольку содержала во второй части выписку из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации. То есть заявка содержала документ, предусмотренный в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Читать дальше

Заключение Минпромторга о подтверждении производства продукции в РФ не заменяет выписку из реестра российской промышленной продукции

Обзор практики:

При проведении электронного аукциона на закупку товара «Мебель деревянная прочая, не включенная в другие группировки» заказчиком установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616.

В этом случае участник закупки в составе заявки на участие в аукционе должен предоставить документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и регламентирующими закупки в рамках национального режима. При отсутствии в составе заявки таких документов заявка приравнивается к заявке с предложением товаров иностранного производства.

Для подтверждения соответствия промышленных товаров требованиям российского законодательства участник закупки должен предоставить выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров (п. 10 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616).

Требование о предоставлении данных документов (или их копий) также установлено документацией об аукционе.

Читать дальше

Просрочка подписания подрядчиком документа о приемке не является основанием для взыскания с него неустойки

Обзор практики:

Между заказчиком и подрядчиком был заключен контракт на разработку рабочей документации и строительство объекта.

Контрактом установлены следующие сроки:

— дата начала работ;

— дата окончания работ по разработке рабочей документации;

— дата окончания строительно-монтажных работ;

— дата подписания итогового акта приемки выполненных работ.

В связи с нарушением подрядчиком установленных контрактом сроков заказчик обратился в суд.

Однако в удовлетворении исковых требований судами первых инстанций заказчику было отказано.

Судами установлено: в материалах дела имеются доказательства того, что нарушение сроков выполнения работ произошло в результате действий (бездействия) самого заказчика.

Читать дальше

Условие контракта о выставлении исполнителем счёта-фактуры не нарушает права участников с УСН

Обзор практики:

В УФАС поступила жалоба на действия заказчика при проведении электронного аукциона в связи с утверждением документации об аукционе, не соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

По мнению подателя жалобы, заказчик неправомерно указал в условиях контракта, что для приемки оказанных услуг исполнитель по контракту предоставляет заказчику счет-фактуру.

Читать дальше

Нарушение подрядчиком срока выполнения работ по вине заказчика освобождает подрядчика от неустойки

Обзор практики:

Между заказчиком и подрядчиком был заключен государственный контракт на выполнение полного комплекса работ по строительству объекта.

По условиям контракта:

1) заказчик осуществляет:

— финансирование;

— передачу подрядчику исходных данных объекта;

— обеспечение выполнения и контроль за выполнением работ;

2) подрядчик осуществляет:

— работы по инженерным изысканиям для подготовки проектной документации;

— разработку проектной и рабочей документации;

— строительно-монтажные работы;

— ведение авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию объекта.

Также контрактом установлены сроки выполнения каждого вида (этапа) работ.

Читать дальше

Нарушение подрядчиком срока выполнения работ по вине заказчика освобождает подрядчика от неустойки

Обзор практики:

Между заказчиком и подрядчиком был заключен государственный контракт на выполнение полного комплекса работ по строительству объекта.

По условиям контракта:

1) заказчик осуществляет:

— финансирование;

— передачу подрядчику исходных данных объекта;

— обеспечение выполнения и контроль за выполнением работ;

2) подрядчик осуществляет:

— работы по инженерным изысканиям для подготовки проектной документации;

— разработку проектной и рабочей документации;

— строительно-монтажные работы;

— ведение авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию объекта.

Также контрактом установлены сроки выполнения каждого вида (этапа) работ.

Читать дальше

Замена некачественного товара не освобождает поставщика от неустойки в виде штрафа

Обзор практики:

По результатам электронного аукциона между поставщиком и заказчиком был заключен контракт на поставку масла сливочного.

Также заказчиком было установлено требование об обеспечении исполнения контракта. Обеспечение исполнения контракта было представлено поставщиком в виде денежных средств.

По условиям контракта поставка товара должна осуществляться по заявке заказчика три раза в неделю к 09:00 мелкими партиями.

Читать дальше

Указание в документации о закупке товарного знака без сопровождения словами «или эквивалент»

Обзор практики

В Управление ФАС поступила жалоба от участника закупки на действия заказчика. Проводился электронный аукцион на право заключения государственного контракта. Предмет контракта — работы по строительству объекта «Водозаборные сооружения. Строительство станции водоподготовки».

Документацией об аукционе установлено требование о выполнении работ по строительству в полном соответствии с проектной документацией, которая является ее неотъемлемой частью.

В проектной документации и документации об аукционе указан товар конкретного производителя — станция водоподготовки «Сокол-Ф©-38». Данное указание на товарный знак не сопровождается словами «или эквивалент».

Участник закупки посчитал, что тем самым заказчик ограничил конкуренцию. Он мог поставить аналогичную продукцию. Объект закупки не уникальный. Закупаемый товар не относится к исключениям, когда эквивалент можно не устанавливать.

Читать дальше

Неисполнение контракта в срок из-за форс-мажорных обстоятельств – не повод включать подрядчика в РНП

Обзор практики

По результатам проведенного аукциона на ремонт автомобильных дорог между заказчиком и подрядчиком заключен контракт.

В срок, установленный контрактом, работы подрядчиком не выполнены в полном объеме. В связи с этим заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения заключенного контракта.

Заказчик расценил невыполнение предусмотренных контрактом работ (ремонт автодорог) в установленный срок как недобросовестное поведение подрядчика. Это послужило поводом для обращения в территориальный орган УФАС с заявлением о включении сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.

Читать дальше

Особенности рассмотрения заявок при установлении к участникам дополнительных требований

Обзор практики

Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог.

Помимо единых требований, к участникам аукциона установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а именно — наличие опыта работы, связанного с предметом контракта.

Читать дальше
Попробовать бесплатно