Из зала суда

Суд не поддержал заказчика при снижении цены контракта в закупке с ограничениями и условиями допуска

Обзор практики

Заказчик осуществлял закупку интерактивного оборудования. В извещении об осуществлении закупки установлено:

  1. ограничение допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878;
  2. условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н.

На участие в закупке было подано три заявки, из них (продекларированы страны происхождения товаров):

  • две заявки с товарами иностранного производства;
  • одна заявка с товаром российского производства. При этом такой участник не представил информацию из реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров.

В связи с этим Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 заказчиком не применялось.

Читать дальше

Как оценивать опыт участника по контракту жизненного цикла

Обзор практики

Участник открытого конкурса по ремонту автодороги оспорил результаты торгов. Заказчик лишил его победы, поскольку не оценил опыт работ по контракту жизненного цикла на капитальный ремонт и содержание дороги.

Суд встал на сторону участника закупки.

Читать дальше

Суд посчитал незаконным расторжение контракта по соглашению вместо одностороннего отказа

Обзор практики:

Между заказчиком и подрядчиком был заключен контракт на благоустройство территории. Работы должны выполняться в соответствии с проектной документацией и сметными расчетами.

Одним из условий контракта является возможность его расторжения по соглашению сторон, по решению суда и в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.

Подрядчик выполнил работы частично. Заказчик произвел оплату за фактически принятые заказчиком и выполненные подрядчиком работы.

Для приемки выполненных работ заказчиком привлечена экспертная организация.

Читать дальше

Сведения об участнике закупки не должны содержаться только в РНП по 44-ФЗ

Обзор практики:

При проведении закупки одним из требований к участникам закупки являлось отсутствие информации об участнике в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее — РНП) в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

При рассмотрении заявок заявка одного из участников закупки была отклонена по причине того, что сведения о нем включены в РНП.

Не согласившись с решением комиссии по закупкам, участник подал жалобу в УФАС.

В процессе рассмотрения жалобы выяснилось, что сведения об участнике закупки включены в РНП, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

На этом основании жалоба участника закупки была признана обоснованной (Решение Ямало-Ненецкого УФАС России от 29.09.2022 № 089/06/49-826/2022).

Читать дальше

Заказчик выиграл спор о начислении пеней от всей цены контракта – Верховный суд не стал пересматривать дело

Обзор практики:

Между заказчиком и поставщиком заключен контракт на поставку оборудования для измерения, испытаний и навигации в целях развития государственной сети наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха государственной программы «Охрана окружающей среды».

Как следует из спецификации и технического задания, являющихся неотъемлемой частью контракта, предметом поставки являются стационарные экологические посты различной комплектации, подлежащие доставке получателям, находящимся в нескольких регионах РФ.

В соответствии с графиком поставки срок поставки всех стационарных экологических постов был установлен до 1 декабря.

Поставщиком была допущена просрочка поставки оборудования, и оборудование поставлено получателям в различные сроки.

После полной поставки оборудования поставщик направил в адрес заказчика акт приема-передачи товара, который был принят и подписан заказчиком.

В связи с просрочкой поставки оборудования заказчик направил поставщику письмо о начислении пени. Пеня была рассчитана исходя из общей стоимости оборудования, поставленного по контракту.

Начисление заказчиком пени от полной стоимости контракта послужило основанием для обращения поставщика в суд.

Читать дальше

Установление дополнительных требований по двум позициям не является нарушением

Обзор практики:

Заказчиком, который является учреждением культуры, проведен электронный аукцион на право заключения государственного контракта на техническое обслуживание систем кондиционирования и вентиляции, климатического оборудования, находящихся в хранилищах (запасниках) музея.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с п. 5 и п. 14 раздела 1 Дополнительных требований к участникам закупки, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, а именно:

  • наличие опыта выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчика к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда;
  • наличие опыта выполнения работ, оказания услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений.

Соответствие участника этим требованиям подтверждается исполненными договорами и актами выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающих цену выполненных работ, оказанных услуг.

Участник закупки (далее — заявитель) направил жалобу в УФАС на действия заказчика.

Читать дальше

Цвет и фактуру товара можно согласовать после заключения контракта

Обзор практики:

Заказчик осуществлял закупку оконных жалюзи и рулонных штор.

Один из потенциальных участников (далее — заявитель) закупки направил в УФАС жалобу на положения извещения о проведении электронного аукциона.

По мнению заявителя, заказчиком допущено нарушение при описании объекта закупки в связи с тем, что заказчиком не указан конкретный цвет закупаемых штор, жалюзи. Кроме того, в описании объекта закупки содержится условие о согласовании цвета после заключения контракта. Заявитель посчитал данные действия заказчика ограничением конкуренции.

Заказчик с жалобой не согласился и представил возражения на нее.

Читать дальше

При установлении дополнительных требований к участникам закупки отклонение по формальным основаниям неправомерно

Обзор практики:

Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение проектно-изыскательских работ.

Помимо основных требований, к участникам закупки было установлено дополнительное требование в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, а именно наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий.

Читать дальше

Изменить цену контракта из-за удорожания материалов нужно вовремя

Обзор практики:

Заказчик и подрядчик заключили контракт на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Обязательства по контракту подрядчиком выполнены в полном объеме, что подтверждается подписанными справками о стоимости выполненных работ и затрат, актами о приемке выполненных работ.

После окончания выполнения работ подрядчик направлял заказчику письмо о необходимости внесения изменений в проектную документацию и цену контракта ввиду существенного увеличения цен на строительные ресурсы.

Также подрядчик составил пояснительную записку и сводный сметный расчет стоимости работ в ценах на дату окончания выполнения работ.

Посчитав, что обстоятельства определения цены контракта, действующие на момент его заключения, существенно изменились, истец направил заказчику претензию, на которую заказчик не ответил.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения подрядчика в суд. В исковом заявлении подрядчик потребовал обязать заказчика внести изменения в контракт и взыскать сумму задолженности.

Суды первых инстанций удовлетворил требования подрядчика в полном объеме.

Однако суд кассационной инстанции не согласился с выводами судов ввиду неправильного применения норм материального права.

Читать дальше

В контракте с единственным поставщиком нет условия о неустойке — суд ее не взыщет

Обзор практики:

Заказчик заключил два договора с единственным подрядчиком на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Контрактами предусмотрены следующие условия:

  • за ненадлежащее выполнение обязательств по договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ;
  • расторжение договора допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

По одному договору работы были выполнены частично. По другому договору работы вообще не были выполнены.

Читать дальше

Заказчик может ограничить предмет договоров, которыми участники подтверждают опыт

Обзор практики

Заказчиком проводится открытый конкурс на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования.

К участникам закупки были установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и п. 18 Дополнительных требований к участникам закупки, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 (далее — Дополнительные требования).

По условиям закупки к оценке принимались только договоры на строительство, реконструкцию, ремонт, в том числе капитальный, и контракты жизненного цикла.

При оценке заявок по критерию «Квалификация участников закупки» по одной заявке конкурсной комиссией не были приняты к рассмотрению договоры на содержание автомобильных дорог. В связи с этим по данному критерию участнику закупки было начислено меньшее количество баллов.

Полагая, что при подведении результатов торгов конкурсной комиссией не объективно оценены объемы выполненных Обществом работ, Общество обратилось с иском в суд.

Читать дальше

Потребность заказчика не является основанием для описания объекта закупки не по КТРУ

Обзор практики

Медицинское учреждение (далее — заказчик) осуществлял закупку компьютерного томографа.

При описании объекта закупки каталог товаров, работ, услуг (далее — КТРУ) заказчиком не использовался.

Участник закупки (далее — заявитель), посчитав действия заказчика по описанию объекта закупки неправомерными, обратился с жалобой в УФАС.

В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что:

— позиции КТРУ по медицинским изделиям являются обязательными для применения заказчиками;

— позиции КТРУ по медицинским изделиям размещены в единой информационной системе в отношении всех видов номенклатурной классификации медицинских изделий, по которым имеются зарегистрированные медицинские изделия;

— заказчик не указал соответствующую товару позицию КТРУ, а также указал дополнительные характеристики в противоречие требованиям п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее — Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145);

— заказчиком неправомерно установлено ограничение допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.

Читать дальше

Обязательство не имеет стоимостного выражения: суд снизил размер штрафа по контракту

Обзор практики:

Стороны заключили государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту пожарного автомобиля.

По условиям контракта подрядчик обязан еженедельно направлять на электронную почту заказчика фотоотчеты о выполненных работах. Однако подрядчик этого не делал.

Также контрактом установлена ответственность подрядчика за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. В частности, ответственность установлена в виде уплаты штрафа, размер которого устанавливается в виде фиксированной суммы, определяется в соответствии с Правилами определения размера штрафа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, и равен 10 % от цены контракта, что составляет 220 тыс. руб.

Поскольку фотоотчеты подрядчиком не направлялись, заказчик обратился к подрядчику с требованием о предоставлении по электронной почте фотоотчетов о выполненных работах с указанием демонтированных запасных частей, узлов и агрегатов и установленных на их место новых элементов.

Также в адрес подрядчика направлена претензия об уплате штрафа в размере 220 тыс. руб.

Подрядчик штраф не оплатил.

Читать дальше

Товар должен поставляться в единицах измерения, указанных в извещении о закупке

Обзор практики:

Между Заказчиком и Поставщиком на основании результатов электронного аукциона заключен контракт на поставку расходных стоматологических пломбировочных материалов. По условиям контракта поставка товара осуществляется в соответствии со спецификацией, являющейся неотъемлемой частью такого контракта.

Согласно спецификации, единицами измерения товара являются упаковки, содержащие определенное количество единиц товара.

По двум позициям спецификации заказчик товар не принял. Свой отказ он обосновал тем, что товар поставлен не в упаковках, а в штуках. Поставщик прислал:

  • 9 шприцев вместо 9 наборов по 3 шприца в каждом наборе;
  • 8 шприцев вместо 8 наборов по 6 шприцев в каждом наборе.
Читать дальше

Отклонение заявки, содержащей недействующее удостоверение на медицинское изделие, правомерно

Обзор практики

Заказчик проводил закупку на поставку стоматологических материалов в форме запроса котировок в электронной форме.

В требованиях к заявке на участие в закупке было установлено, что предложение участника закупки должно содержать копию действующего регистрационного удостоверения или информацию о таком удостоверении для подтверждения соответствия товаров требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

При рассмотрении заявок комиссия по закупкам признала заявку участника «Х» не соответствующей требованиям извещения о закупке и Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Основанием отклонения является то, что к заявке приложено недействующее регистрационное удостоверение на медицинское изделие.

Читать дальше

Соответствие дополнительным требованиям может подтверждаться контрактом со статусом «На исполнении»

Обзор практики:

При проведении электронного конкурса на выполнение работ по текущему ремонту помещений заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации». Документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительным требованиям, являются:

  • исполненный договор (контракт);
  • акт выполненных работ.

Участник закупки предоставил необходимые документы, подтверждающие его соответствие дополнительным требованиям, а именно:

  • договор о выполнении работ;
  • акты выполненных работ на необходимую сумму.
Читать дальше

Время приемки и проведения экспертизы не включается в период просрочки

Обзор практики

Заказчик и подрядчик заключили контракт на разработку проектно-сметной документации. Условиями контракта установлено следующее:

  • подрядчик обязан разработать проектно-сметную документацию и сдать ее заказчику в срок, установленный контрактом;
  • заказчик обязан осуществить проверку проектно-сметной документации или направить письменные замечания к представленным документам;
  • после проведения проверки проектно-сметной документации заказчик заключает соответствующий контракт;
  • приемка выполненных работ осуществляется не позднее 10 рабочих дней со дня получения положительного заключения государственной экспертизы о проверке достоверности определения сметной стоимости объекта;
  • моментом завершения работ считается дата подписания заказчиком акта приемки-передачи выполненных работ (результатов работ).

В срок, установленный контрактом, подрядчик передал заказчику разработанную проектно-сметную документацию.

Читать дальше

Соответствие участника закупки дополнительным требованиям должно подтверждаться одним договором, стоимость которого составляет более 20 % НМЦК

Обзор практики:

Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на оказание услуг по организации питания в образовательном учреждении.

К участникам закупки были установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а именно (п. 33 дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 (далее — Дополнительные требования)):

  • наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов;
  • подтверждением соответствия указанному требованию служит исполненный договор и акт приемки. При этом цена такого исполненного договора должна составлять не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК), заключаемого по результатам закупки.

Участник закупки предоставил в составе заявки 2 контракта:

  • один на сумму, превышающую 20 % НМЦК, но находящийся на стадии исполнения с суммой исполненных обязательств менее 20 % НМЦК;
  • второй, цена которого составляла менее 20 % НМЦК, заключаемого по результатам закупки.

Участник закупки посчитал, что в совокупности цена 2 договоров составляет более 20 % НМЦК, заключаемого по результатам закупки, а также, что эти 2 договора подтверждают его соответствие дополнительным требованиям.

Заявка данного участника была отклонена от участия в аукционе.

В этой связи участник закупки обратился с жалобой в УФАС на неправомерные действия аукционной комиссии.

На заседании комиссии УФАС отметило, что формулировка п. 33 Дополнительных требований подразумевает наличие у участника закупки одного договора на указанную сумму, а не совокупность нескольких договоров.

Соответственно, цена оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 % НМЦК, заключаемого по результатам закупки.

Следовательно, 2 договора, представленные участником закупки, не являются подтверждением соответствия участника закупки дополнительным требованиям.

В связи с вышеизложенным жалоба участника закупки признана необоснованной, а действия аукционной комиссии по отклонению заявки такого участника правомерными (Решение Архангельского УФАС России от 05.07.2022 № 029/06/49-588/2022).

Читать дальше

Приостановление работ из-за непогоды не является основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта

Обзор практики

Между заказчиком и подрядчиком был заключен контракт на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги.

Впоследствии, в процессе выполнения работ, подрядчик направил заказчику уведомление о приостановке работ по причине тяжелых погодных условий и приостановил работы.

Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с невыполнением работ и неустранением подрядчиком недостатков выполненных работ. Также заказчиком были направлены в УФАС сведения о подрядчике для его включения в реестр недобросовестных поставщиков (далее — РНП).

Однако УФАС отказался включать сведения о подрядчике в РНП, мотивируя такой отказ тем, что в действиях подрядчика не установлено признаков недобросовестного поведения (Решение Московского областного УФАС России от 09.03.2021 по делу № РНП-7853эп/21).

Подрядчик направил заказчику претензию с требованием об оплате выполненных по контракту работ, а также акт приемки-сдачи выполненных работ, справку о стоимости выполненных работ и иную исполнительную и отчетную документацию.

Заказчик работы не принял, документы о приемке не подписал и не оплатил.

В этой связи подрядчик обратился в суд.

Читать дальше

Спорный вопрос при применении Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289

Обзор практики:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов с международным непатентованным наименованием.

В составе жалобы указано, что при рассмотрении заявок аукционной комиссией не применены положения Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289. Данные действия привели к неправомерному выбору победителя закупочной процедуры.

Рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.

Читать дальше

Если победитель закупки применяет УСН, исключение НДС из цены контракта незаконно

Обзор практики:

Между заказчиком и подрядчиком по результатам открытого аукциона в электронной форме был заключен контракт на выполнение работ по асфальтированию и проведению ямочного ремонта дорог города.

Подрядчик применяет упрощенную систему налогообложения (далее — УСН).

Условиями проекта контракта установлено, что:

— цена является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта;

— в цену контракта включаются все расходы подрядчика по выполнению работ, закупке необходимых материалов, оборудования, хранению, страхованию, уплате всех пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе налог на добавленную стоимость (далее — НДС).

Однако при заключении контракта заказчик уменьшил цену на сумму НДС, а смету пересчитал с использованием коэффициентов.

По мнению заказчика, поскольку подрядчик применяет УСН, сумма НДС является неосновательным обогащением подрядчика. В связи с чем НДС из суммы контракта был исключен.

Подрядчик обратился в суд с иском о взыскании с заказчика задолженности за выполненные работы.

Читать дальше

Заказчик может предъявлять особые требования к медицинским изделиям с учетом особенностей пациентов, порядка и условий оказания медицинской помощи, предусмотренных лечащим врачом

Обзор практики:

Бюджетным учреждением здравоохранения (далее — Заказчик) проводился электронный аукцион на поставку медицинских изделий, а именно: катетеров баллонных для ангиопластики.

После размещения извещения об осуществлении закупки в территориальный орган УФАС поступила жалоба от потенциального участника закупки (далее — Заявитель) на положения технического задания (описания объекта закупки).

По мнению Заявителя, описание объекта закупки сформировано под товар единственного производителя, что ограничивает возможность поставки аналогичных медицинских изделий других производителей и, как следствие, ограничивает конкуренцию.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и пояснили, что под описание объекта закупки подходят баллонные катетеры двух производителей.

Доводы Заказчика также поддержаны органом, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Читать дальше

При закупке отдельных видов работ требование о членстве в двух СРО правомерно

Обзор практики:

Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации и выполнению изыскательских работ на строительство водозаборной скважины и модульной станции водоподготовки.

Одним из требований к участникам закупки являлось членство в саморегулируемой организации (далее — СРО) в области инженерных изысканий и членство в СРО в области архитектурно-строительного проектирования.

Заявка одного из участников закупки (далее — Заявитель) была отклонена по причине несоответствия указанным требованиям. Участник закупки подтвердил свое членство только в СРО в области архитектурно-строительного проектирования. При этом членом СРО в области инженерных изысканий Заявитель не является.

Возражая против указанных действий Заказчика, Заявитель обратился в антимонопольный орган с жалобой.

В жалобе заявитель указывает на необоснованные требования к участникам закупки. Также Заявитель указывает на необходимость исключения требования к участникам закупки о том, что участник аукциона должен быть членом СРО в области инженерных изысканий.

По результатам рассмотрения, жалоба заявителя антимонопольным органом признана обоснованной.

Читать дальше

При закупке работ с проектной документацией нужно устанавливать возможность поставки эквивалентного товара

Обзор практики:

Заказчик проводил электронный аукцион на выполнение работ и поставку оборудования по объекту «Создание централизованного производства». Описание объекта закупки содержало проектную документацию в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. В рамках исполнения контракта необходимо поставить оборудование, установленное проектной документацией.

В Федеральную антимонопольную службу России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении данного аукциона. Согласно доводу Заявителя, в описании объекта закупки отсутствует условие о возможности поставки эквивалентного товара при выполнении работ.

Комиссия УФАС признала жалобу обоснованной.

Читать дальше