Закупки-info
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок

Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Принят закон о поддержке заказчиков и поставщиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ в условиях санкций

В прошлом выпуске мы вам рассказывали о проекте № 99018-8.
Спешим сообщить, что документ принят. Это Федеральный закон от 16.04.2022 № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 16.04.2022 № 104-ФЗ).
Хотим обратить ваше внимание на такие важные изменения, как установление сроков оплаты по контракту и договору.
✔ В Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлены единые сроки оплаты (распространяются в том числе на закупки с участием субъектов малого предпринимательства):
- не более 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке, если извещения об осуществлении закупки размещены в единой информационной системе (далее — ЕИС) с 1 января по 30 апреля 2022 г. включительно;
- не более 7 рабочих дней с даты подписания документа о приемке, если извещения об осуществлении закупки размещены в ЕИС с 1 мая 2022 г. (с 1 июля 2022 — в отношении заказчиков, не являющихся федеральными органами исполнительной власти, автономными и бюджетными учреждениями, созданными в РФ (пп. 11 и 12 ст. 6 Федерального закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ)).
Исключение составляют случаи:
- если иной срок оплаты установлен законодательством РФ;
- если оформление документа о приемке осуществляется без использования ЕИС, при этом срок оплаты должен составлять не более 10 рабочих дней с даты подписания документа о приемке;
- если в соответствии с законодательством РФ расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более 10 рабочих дней с даты подписания документа о приемке;
- если Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
✔ По Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ:
Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги должен составлять не более 7 рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, за исключением случаев, если (ч. 5.3 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ):
- иной срок оплаты установлен законодательством РФ, Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
- иной срок оплаты установлен заказчиком в положении о закупке.
Дата вступления в силу — 16.04.2022.
Что делать заказчикам
Заказчикам по 44-ФЗ, в зависимости от даты размещения извещения о закупке, — указать в проекте контракта срок оплаты 15 рабочих дней или 7 рабочих дней.
Заказчикам по 223-ФЗ — актуализировать Положение о закупке. Положения о закупках должны быть приведены в соответствие с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, утверждены и размещены в ЕИС до 01.10.2022. Положения о закупках, не соответствующие Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ, по состоянию на 01.10.2022 считаются не размещенными в ЕИС (ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ).
Заказчик, не разместивший в ЕИС утвержденное Положение о закупке, при проведении закупочных процедур должен руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ч. 5.1 ст. 8 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ).
Штраф по 44-ФЗ
Нарушение заказчиком срока и порядка оплаты по контракту влечет наложение административного штрафа на должностное лицо в размере от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей (ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ).
Повторное нарушение может повлечь дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет (ч. 2 ст. 7.32.5 КоАП РФ).
Чем поможет система
Будьте уверены в своих решениях и руководствуйтесь только актуальными справочными материалами системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Сроки оплаты по контракту разобраны в справочном материале «Особенности исполнения контракта по 44-ФЗ».
Сроки оплаты по договору представлены в справочном материале «Исполнение, изменение, расторжение договора по 223-ФЗ».
Если вы еще не знакомы с системой «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика», то рекомендуем заказать к ней бесплатный доступ и ознакомиться со всеми ее преимуществами.
А знаете ли вы?
Новый выпуск электронного журнала для специалиста по закупкам
В систему «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика» включен майский номер электронного журнала серии «Закупки. Теория и практика».
В новом выпуске представлена подборка актуальных консультаций экспертов и разъяснений госорганов по спорным вопросам осуществления закупочной деятельности заказчиками.
Материалы журнала разделены на рубрики в зависимости от вида заказчика и специфики его работы.
Используйте в работе дополнительный бесплатный источник информации и экономьте денежные средства на покупке иных изданий.
Ознакомьтесь с новым выпуском журнала при помощи баннера «Электронные журналы серии «Закупки. Теория и практика» на главной странице системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Еще не работаете с системой «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»?
Новые документы в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»
Не тратьте время на поиск и анализ документов. Смотрите подборку нормативно-правовых актов в сфере закупок за апрель 2022 г. в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Из зала суда
При закупке работ с проектной документацией нужно устанавливать возможность поставки эквивалентного товара
Обзор практики:
Заказчик проводил электронный аукцион на выполнение работ и поставку оборудования по объекту «Создание централизованного производства». Описание объекта закупки содержало проектную документацию в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. В рамках исполнения контракта необходимо поставить оборудование, установленное проектной документацией.
В Федеральную антимонопольную службу России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении данного аукциона. Согласно доводу Заявителя, в описании объекта закупки отсутствует условие о возможности поставки эквивалентного товара при выполнении работ.
Комиссия УФАС признала жалобу обоснованной.
При признании жалобы Заявителя обоснованной Комиссией УФАС приведены следующие доводы:
1. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер;
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
- запрещено указывать товарный знак, модель, наименование страны происхождения товара;
- допускается указание на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент», либо при условии несовместимости закупаемых товаров с товарами, которые используются заказчиком.
2. Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения (ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).
3. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
4. В случае если проектная документация содержит указание на товарный знак, в описании объекта закупки с целью соблюдения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ необходимо установить условие о возможности поставки эквивалентного товара.
5. Описание объекта закупки не содержит условия о возможности поставки эквивалентного товара при выполнении работ.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что действия Заказчика противоречат положениям п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (Решение ФАС России от 20.08.2021 по делу № 17/06/105-949/2021).
Заказчик, не согласившись с Решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, согласился с Решением ФАС России и указал, что действия Заказчика противоречат положениям п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
В этой связи Заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.02.2022 по делу № А40-249637/21-149-1887).
Вывод эксперта:
Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства выполняются на основании проектной документации.
Однако, несмотря на то, что проектная документация может содержать указание на товарные знаки оборудования, материалов, используемых при выполнении работ, заказчик обязан соблюдать требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок. А именно, предусматривать возможность поставки, использования эквивалентных материалов, оборудования. Исключение составляют случаи, когда материалы, оборудование, используемые при выполнении работ, несовместимы с товарами, которые используются заказчиком.
Например, при реконструкции котельной, где уже используется оборудование, необходимо выполнить работы и установить дополнительное оборудование, которое должно быть совместимо с оборудованием, установленным в котельной. В этом случае заказчик вправе не предусматривать возможность поставки эквивалентного товара.
Таким образом, в случае проведения закупки работ, при выполнении которых осуществляется поставка товара, если проектная документация содержит указание на товарный знак, в описании объекта закупки необходимо предусмотреть условие о возможности поставки (использования) эквивалентного товара.
Аналогичная позиция содержится в Письмах ФАС России:
- от 11.08.2020 № МЕ/68989/20;
- от 26.09.2019 № АК/84149/19.
Обзор подготовлен экспертом службы поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт" Акуленко Ольгой Владимировной