Закупки-info
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Установлены особенности закупок иностранного ПО в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ
Постановлением Правительства РФ от 22.08.2022 № 1478 утверждены:
- Требования к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее — Требования).
- Правила согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах (далее — Правила согласования).
- Правила перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее — Правила перехода).
Суть изменений
Напомним, что Указом Президента РФ от 30.03.2022 № 166 были установлены меры по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры.
В частности, для заказчиков по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ еще с 31.03.2022 требовалось согласование закупок иностранного программного обеспечения (далее — ПО) (правила согласования которого утверждены только сейчас) (подп. «а» п. 1 Указа Президента РФ от 30.03.2022 № 166).
Для заказчиков по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ такое согласование осуществляется в рамках запрета на допуск иностранного ПО (Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236).
Кроме того, с 01.01.2025 закупки иностранного ПО для использования на объектах критической информационной инфраструктуры будут запрещены (подп. «б» п. 1 Указа Президента РФ от 30.03.2022 № 166).
Требования к ПО
Основным требованием к закупаемому ПО является его наличие в реестре российских или евразийских программ для ЭВМ и баз данных (п. 1 Требований).
ПО для обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры дополнительно должно соответствовать требованиям ФСТЭК России и (или) ФСБ России и иметь соответствующий сертификат (п. 2 Требований).
Согласование закупки иностранного ПО
При необходимости закупки иностранного ПО заказчик вправе подать заявку в уполномоченный Правительством РФ орган (п. 2 Правил согласования).
Перечень уполномоченных органов установлен п. 2 Постановления Правительства РФ от 22.08.2022 № 1478.
Требования к содержанию заявки установлены пп. 3 и 4 Правил согласования.
По общему правилу заявка в течение 5 рабочих дней должна быть рассмотрена на предмет соответствия Правилам согласования, а затем в течение 8 рабочих дней принимается решение о согласовании закупки или об отказе в таком согласовании (п. 5 Правил согласования).
Переход на использование российского ПО
Уполномоченные Правительством РФ органы до 26.10.2022 должны утвердить отраслевой план мероприятий по обеспечению готовности заказчиков к преимущественному использованию российского ПО (п. 2 Правил перехода).
Заказчики в свою очередь будут обязаны проанализировать соответствие используемого ими на объектах критической информационной инфраструктуры ПО Требованиям, разработать и утвердить план перехода на российское ПО до 01.01.2025 (п. 3 Правил перехода).
Чем поможет система
Детальную информацию об изменениях по этой теме вы можете узнать из справочного материала «Запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, по 44-ФЗ» системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
А знаете ли вы?
Запись вебинара «Контракт по 44-ФЗ: исполнение, изменение, расторжение» уже в системе!
25.08.2022 прошел вебинар на тему «Контракт по 44-ФЗ: исполнение, изменение, расторжение».
В системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика» размещена запись данного вебинара.
На практике возникает немалое количество вопросов о том, по каким основаниям и в каком порядке возможно изменение контракта.
В рамках вебинара рассмотрены вопросы исполнения, основные случаи изменения условий контрактов, а также варианты расторжения контракта.
Особое внимание было уделено условиям исполнения контракта, работе с изменениями контракта и рискам при его расторжении.
Из видеосеминара вы узнаете:
- как избежать административной ответственности за неправомерное изменение условий контракта;
- как расторгнуть контракт без нарушений законодательства;
- как учесть риски, которые могут возникнуть при исполнении, изменении и расторжении контракта.
Видеосеминар разделен на отдельные смысловые блоки, что дает заказчикам возможность оперативно приступить к изучению именно того раздела, который им необходим.
Пользователям также доступен блок с ответами на вопросы, заданными участниками вебинара в рамках обсуждаемой темы.
Перейти к его просмотру вы сможете, воспользовавшись сервисом «Видеосеминары» на главной странице системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Еще не работаете с системой «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»?
Вопрос-ответ
Овечкин Иван Дмитриевич
Вопрос:
Должен ли протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе содержать обоснование присвоения заявке участника того или иного количества баллов? В законе напрямую не сказано, что протокол должен содержать информацию о порядке оценки, но по правоприменительной практике ФАС России эти сведения в протокол необходимо включать (например, Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 28.07.2022 по делу N 44-2368/22).
Ответ:
Нет, по нашему мнению, протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок не должен содержать обоснование присвоения заявке участника того или иного количества баллов.
Читать весь ответ