Кодекс-info
Самое важное и интересное для бухгалтеров и юристов

Самое важное и интересное для бухгалтеров и юристов
С 1 сентября трудовые книжки ведем по-новому

С 1 сентября 2021 года вступил в силу приказ Минтруда России от 19.05.2021 N 320н, которым утверждены:
— форма трудовой книжки и форма вкладыша к ней;
— порядок ведения и хранения трудовых книжек.
Работодатель (кроме физических лиц, не являющихся ИП) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше 5 дней (если работа является основной).
Порядком ведения и хранения трудовых книжек определены:
— правила ведения и хранения трудовых книжек;
— выдача дубликата трудовой книжки;
— выдача трудовой книжки при увольнении или при подаче заявления о предоставлении ему сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Важные правила:
- по желанию дистанционного работника сведения о его трудовой деятельности вносятся работодателем в трудовую книжку (если она направлена по почте заказным письмом с уведомлением);
- в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводе на другую постоянную работу и об увольнении, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждении за успехи в работе;
- правила заполнения сведений о работнике, работе, о награждении, устанавливают особенности заполнения дубликата трудовой книжки, порядок выдачи, а также учет и их хранение;
- работодатель обязан выдать трудовую книжку работнику в последний рабочий день или в день увольнения. Если в день увольнения работника выдать трудовую невозможно, работодатель направляет сотруднику уведомление о необходимости явиться за ней или дать согласие на ее отправление по почте. Отправка трудовой книжки возможна только с согласия сотрудника. С момента отправки работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи работнику трудовой книжки;
- отдельный пункт Порядка посвящен урегулированию вопроса массовой утраты работодателем трудовых книжек работников в результате чрезвычайных ситуаций.
Также с 1 сентября 2021 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 24.07.2021 N 1250. Установлено, что с 1 января 2023 года в России начнут использоваться трудовые книжки нового образца. При этом работники могут продолжать пользоваться прежними трудовыми. То же касается бланков и вкладышей старого образца, которые хранятся у работодателей, — они также действительны.
Определять порядок изготовления новых трудовых книжек будет Минфин. Он же займётся решением вопросов, связанных с обеспечением работодателей документами нового образца.
С прошлого года работникам предоставлено право выбрать между бумажной и электронной трудовыми книжками. А с 2021 года появилась возможность включать в электронный документ записи о местах работы за весь трудовой стаж. Те, кто принял решение перейти на новый формат, могут ознакомиться с электронной трудовой книжкой в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда.
Правильно оформленные сотрудники, а также верное заполнение, ведение и хранение документации — показатель эффективного выполнения рабочих задач. Неправильное ведение и хранение трудовой книжки может повлечь за собой:
— штраф вплоть до 200 000 рублей (ст. 325 УК РФ);
— лишение свободы от 2 до 5 лет (ст. 140 УК РФ);
— штраф в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев (ст. 325 УК РФ).
Узнайте всё о правильном ведении трудовой книжки в гиде профессиональной справочной системы «Помощник Юриста: Профессионал».
А знаете ли вы?
8 факторов риска, или на что обратит внимание ФСС
Фонд социального страхования опубликовал примерные критерии самостоятельной оценки рисков для страхователей, используемые государственными учреждениями. Анализироваться будет форма 4-ФСС. Также ее будут сопоставлять с данными из расчета страховых взносов, которые присылает ФНС в Фонд.
Критерии проверок ФСС:
- Средняя заработная плата у данного страхователя ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли.
- Непредставление страхователем пояснений о выявлении несоответствия показателей деятельности в ходе проверок. А также непредставление в региональное отделение запрашиваемых документов.
- Неоднократное представление уточненных расчетов, если величина облагаемой базы отличается от ранее заявленной более чем на 10%.
- Многократное снятие и постановка на учет в региональных отделениях Фонда при изменении места его нахождения.
- Изменение размера страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний без изменения основного вида экономической деятельности.
- ФОТ на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний меньше ФОТа на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
- Наличие у страхователя начисленных страховых взносов с сумм выплат и вознаграждений (ФОТ) работающих инвалидов в размере 60% от установленного страхового тарифа.
- Расходы по обязательному соц. страхованию от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний составляют 50% от начисленных страховых взносов.
Почему это важно?
Неверно заполненные документы, представление неверных данных, нарушение сроков сдачи — все это грозит штрафами. А неуплата штрафов влечет за собой пени.
Быть готовым к любым проверкам ФСС помогает профессиональная справочная система «Помощник бухгалтера». Воспользуетесь с сервисом «Шпаргалки для бухгалтера». Он содержит не только справочную информацию, но и алгоритм решения рабочих вопросов.
Шпаргалка Заполнение формы 4-ФСС помогает ознакомиться с общей информацией, а также содержит пошаговые инструкции. Вы узнаете, из чего состоит форма 4-ФСС, правила заполнения титульного листа и таблиц. В материале представлены примерные образцы, на которые вы можете ориентироваться.
Полезным инструментом в работе бухгалтера будут судебная практика и консультации экспертов. Благодаря им вы поймете, как работает судебная система при решении вопросов, связанных с социальным страхованием. А консультации специалистов помогут принять верное решение в нестандартных ситуациях.
Также шпаргалки содержат решения по:
- налоговой отчетности;
- отчетности во внебюджетные фонды;
- бухгалтерской отчетности коммерческих организаций и учреждений бюджетной сферы.
Получите бесплатный доступ к системам «Кодекс», чтобы воспользоваться инструментами и материалами, облегчающими вашу работу!
Вопрос-ответ

Репич Иван Васильевич
Вопрос:
Могут ли уволить с работы и/или сократить премиальную/окладную части заработной платы за отказ сотрудника от вакцинации от коронавируса?
Ответ:
Прекращению трудовых отношений посвящены ст.77 и ст.81 ТК РФ. Исходя из содержания данных статей можно заключить, что отказ от вакцинации не может являться поводом для увольнения работников.
Читать весь ответ