В предыдущих выпусках ГлавЗдравБлога мы часто говорили о всевозможных каналах коммуникации с потенциальными и нынешними пациентами ваших клиник, которые необходимо использовать для грамотного продвижения медицинского учреждения.
Таким образом, сейчас активно используются такие каналы коммуникации (методы продвижения) в медицинском маркетинге, как:
- социальные сети;
- видео на YouTube и в социальных сетях;
- сайты и их поисковая оптимизация;
- е-mail-рассылки;
- мобильные приложения;
- интернет-реклама;
- потоковое видео (streaming) — технология, позволяющая вести трансляцию мультимедийного контента (видео) через интернет в режиме реального времени.
Кроме того, для продвижения мед. учреждений используются и другие нестандартные каналы продвижения, которые, возможно, в будущем будут активно применяться в медицинском маркетинге:
- Медицинские чат-боты. На сегодняшний день наиболее известны три примера таких ботов:
1. Так, китайская компания выпустила приложение Baidu Doctor, которое позволяет связаться с местными докторами, регистрировать назначения врачей, просматривать медицинские базы данных о заболеваниях. На основе этого приложения запущен медицинский чат-бот Melody, с помощью него можно ускорить некоторые процессы. Прежде чем передавать информацию непосредственно врачам, бот задает вопросы пациентам, чтобы сузить круг вероятных заболеваний.
2. HealthTap (чат-бот в Facebook Messenger) позволяет получать консультации врачей по медицинской тематике посредством проведения профессиональных онлайн-консультаций врачами. Чат-бот объединяет около 1 млн. врачей США, которые отвечают на вопросы и помогают советами.
3. Чат-бот MedWhat сделан на базе искусственного интеллекта и выполняет функцию виртуального медицинского ассистента, отвечает на вопросы пользователей, связанные с их здоровьем, помогает хранить медицинские данные. Эта программа может использоваться врачами, помогая отвечать на вопросы, подгружая нужную информацию из медицинской карты пациента или медицинской литературы.
- Big Data (современная технология хранения и обработки данных):
В современном мире на технологию Big Data во многих сферах деятельности возлагают большие надежды, в том числе и в медицине. Так, одним из первых примеров обработки больших данных в истории медицины считается расшифровка генома человека. В 2000-ом году на расшифровку генома человека ушло 10 лет. Сейчас с помощью технологии Big Data геном человека может быть расшифрован менее чем за один день.
Большие данные могут использоваться в сфере медицинского маркетинга для:
- систематизации и хранения данных о поведении пациентов (в том числе в социальных сетях), их покупках, отзывах о клиниках;
- создания реестра медицинских данных, для обмена информацией, обучения и др. Такую накопительную информацию можно в дальнейшем использовать для прогнозирования возможных «волн» заболеваний или для конкретного пациента с целью увидеть предпосылки к возникновению болезни. В перспективе возможно внедрение электронных карт пациента, которые были бы доступны пациенту и его лечащему врачу;
- прогнозирования расходов, основанных на анализе числа повторных обращений, распространенности различных заболеваний, количестве пациентов с хроническими заболеваниями и т.п.;
- систематизации и хранения информации из медицинских учреждений — об оказании медицинских услуг, аптек — о продажах препаратов, сведений о ценах на рынке. Однако важным является не только то, через какие каналы коммуникации взаимодействовать с пациентами, но и содержание данных сообщений.
Особенность медицинской информации, которую необходимо донести до пациента в том, что:
Во-первых, она сложна для восприятия обыденному человеку, не разбирающемуся в тонкостях медицины.
Во-вторых, как правило, подача такой информации однообразна.
В-третьих, медицинская реклама строго регламентируется законодательством. В итоге, рынок перенасыщен рекламой медицинских услуг, которая не только не запоминается, но и мало отличается друг от друга.
На сегодняшний момент мало написать грамотную классическую медицинскую информацию для привлечения пациентов, нужно использовать креативную, творческую подачу информации.
Поэтому выделим некоторые тренды-идеи креативных подходов, которые сейчас используют в медицинских коммуникациях для привлечения пациентов:
- «Вместе мы решим социальные проблемы в обществе». Использование данного подхода предполагает, что рекламное сообщение предлагает решение социальных проблем в обществе, а также создание таких ценностей для людей, чтобы их жизнь стала в каком-то из аспектов лучше, проще и удобнее. Например: Репродуктология помогает в решении демографической проблемы.
- Обучающий подход. Данный подход ориентирован на подачу информации в виде обучающего материала, например, самодиагностике первых признаков заболевания, контролю состояния своего здоровья.
- Персональный подход. Этот подход подразумевает персонализацию сообщения под конкретного человека или группу лиц (целевую аудиторию). Для того чтобы воплотить подобную коммуникацию в жизнь, можно использовать способ подачи сообщения в виде предоставления ответов на часто задаваемые вопросы (вопрос-ответ).
- Эмоциональный подход. Используя данный подход, медицинское рекламное сообщение может содержать историю, быть подкреплен создающей определенную эмоцию музыкой, стихами, видео и др.
- Упростить сложное. Подход, предполагающий передачу пациентам сложной информации простыми способами, проще говоря, «на пальцах». Использование такого подхода предполагает включение в коммуникацию аллегорий, метафор, рассказов, сказок, внедрение узнаваемых простых символов, знаков, жестов и др.
Например: Демонстрация игры в «русскую рулетку» в качестве метафоры самолечения.
Таким образом, креативный подход может помочь сделать рекламное сообщение медицинского учреждения для привлечения потенциальных пациентов интересным и запоминающимся.
Источники: apteka.ua, medaboutme.ru
Читайте также: