Помощник кадровика
Самое важное и интересное для специалистов кадровых служб

Самое важное и интересное для специалистов кадровых служб
Электронный кадровый документооборот на платформе «Работа в России»

Постановлением Правительства РФ от 13.05.2022 № 867 утверждены Правила функционирования единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (далее — Правила, ЕЦП).
В том числе Правилами определены особенности осуществления электронного кадрового документооборота в рамках ЕЦП.
Электронный документооборот в сфере трудовых отношений, электронный кадровый документооборот (ЭКД) — это создание, подписание, использование, хранение документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде без дублирования на бумажном носителе (ст. 22.1 Трудового кодекса РФ).
Вести ЭКД, осуществлять взаимодействие между работником и работодателем можно с помощью (ст. 22.1 Трудового кодекса РФ):
- единой цифровой платформы «Работа в России»;
- информационной системы работодателя (далее — ИС работодателя).
Рассмотрим, что нужно знать работодателю по данному вопросу.
Общие положения о ЕЦП «Работа в России»
ЕЦП «Работа в России» состоит из федерального и регионального сегмента (п. 12 Правил).
Федеральный сегмент включает в себя такие подсистемы, как «Общероссийская база вакансий», «Интернет-портал „Работа в России“», «Личный кабинет соискателя (работника)», «Личный кабинет работодателя», «Электронный кадровый документооборот» и др. (п. 13 Правил).
Доступ к ЕЦП осуществляется через авторизацию в Единой системе идентификации и аутентификации (п. 9, п. 10 Правил).
Участниками ЕЦП являются не только работодатель и работник, но также и федеральные и региональные органы исполнительной власти, органы службы занятости, образовательные организации, кадровые агентства, общественные организации и профессиональные сообщества, реализующие проекты в сфере труда и занятости (п. 17 Правил).
Посредством ЕЦП «Работа в России» обеспечиваются создание, подписание, использование и хранение работодателем, работником, лицом, поступающим на работу, документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде без дублирования на бумажном носителе (п. 60 Правил).
Иными словами, ЕЦП позволяет сторонам трудовых отношений вести ЭКД.
Подсистема ЕЦП «Электронный кадровый документооборот»
Взаимодействие работника и работодателя в ЕЦП происходит через подсистему «Электронный кадровый документооборот» (п. 61 Правил).
При этом доступ к электронным документам, созданным и подписанным посредством подсистемы «Электронный кадровый документооборот», для лиц, поступающих на работу, и работников может обеспечиваться в том числе посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (Госуслуги) (п. 61 Правил).
Электронные документы создаются в соответствии с едиными требованиями к составу и форматам электронных документов (п. 62 Правил).
На настоящий момент такие требования еще не утверждены. Задача по их разработке и утверждению возложена на Минтруд, а также на Минцифры и Росархив.
При подписании электронных документов посредством единой цифровой платформы работодатель может использовать (п. 63 Правил):
- усиленную квалифицированную электронную подпись;
- усиленную неквалифицированную электронную подпись, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре электронного правительства.
В свою очередь, работник или лицо, поступающее на работу, могут использовать (п. 64 Правил):
- усиленную квалифицированную электронную подпись;
- усиленную неквалифицированную электронную подпись, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре электронного правительства;
- простую электронную подпись, ключ которой получен при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Электронные документы хранятся в подсистеме «Электронный кадровый документооборот» (п. 65 Правил).
Доступ к электронным документам имеют:
- лицо, поступающее на работу (работник) — через подсистему «Личный кабинет соискателя (работника)»;
- работодатель — через подсистему «Личный кабинет работодателя».
В процессе электронного документооборота на ЕЦП обеспечивается (п. 66 Правил):
- фиксация фактов получения лицом, поступающим на работу, работником и работодателем электронных документов;
- возможность выгрузки электронных документов;
- возможность взаимодействия единой цифровой платформы с информационной системой работодателя для автоматизированной выгрузки и загрузки электронных документов.
Более подробный регламент использования подсистемы «Электронный кадровый документооборот» также будет утвержден Минтрудом России.
Подробнее об ЭКД и особенностях его ведения в организации читайте в системе «Помощник кадровика: Эксперт» в справке «Электронный кадровый документооборот (ЭКД)».
У вас еще не установлена система «Помощник кадровика: Эксперт»?
А знаете ли вы?
Новые документы в системе «Помощник кадровика: Эксперт»
Специалисту по кадрам всегда важно быть в курсе изменений трудового законодательства.
Перечень новых документов в сфере трудового права, вступивших в силу в мае, позволит вам сэкономить время на поиске нормативных правовых актов и своевременно учесть их в своей работе.
Еще не работаете с системой «Помощник кадровика: Эксперт»?
Госорган дает разъяснение
Роструд о сроке рассмотрения заявления работника о переводе
Роструд в Письме от 10.03.2022 № ПГ/04192-6-1 прокомментировал вопрос о сроке рассмотрения работодателем заявления работника о переводе на другую работу.
Перевод на другую работу — постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя (ст. 72.1 Трудового кодекса РФ).
Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 ст. 72.2 Трудового кодекса РФ.
Роструд отметил, что работник может самостоятельно проявить инициативу относительно своего перевода на другую работу (должность). Для этого работнику следует оформить письменное заявление о переводе, в котором указать:
- причины перевода;
- просьбу о переводе;
- должность и структурное подразделение, где он работает в данный момент;
- должность и подразделение, куда просит его перевести;
- желаемый срок перевода.
Правилами документооборота в организации может быть предусмотрено, что заявление направляется работником сначала непосредственному руководителю и в случае согласия визируется им. Также необходимо получить согласие руководителя подразделения, в которое желает перевестись работник.
В рассматриваемом обращении речь идет о том, что заявление работника о переводе рассматривается работодателем уже более 3 недель и решение по нему до сих пор не принято.
Действующим законодательством не предусмотрены сроки рассмотрения работодателем заявления работника о переводе на другую работу.
По мнению ведомства, работодатель должен рассмотреть заявление в максимально короткий либо разумный срок. При этом работодатель вправе утвердить порядок и сроки рассмотрения заявлений в локальном нормативном акте (ст. 8 Трудового кодекса РФ). Что понимается под разумным сроком, специалисты Роструда не пояснили. Законодательство также не содержит норм, определяющих понятие разумного срока.
По нашему мнению, в данном случае разумный срок — это такой срок, в течение которого работодатель может реально принять решение по требованиям (просьбам), содержащимся в заявлении работника. На практике этот срок может составлять, например, от 1 до 3 рабочих дней.
С учетом особенностей производственных процессов в организации работодатель вправе установить собственные сроки рассмотрения заявлений. При этом необходимо также учитывать, что в определенных случаях законодательством установлены конкретные сроки рассмотрения заявлений работников, которые работодатель изменить не вправе.
Подробнее см. в справке «Сроки подачи заявления работником».
При установлении порядка, сроков рассмотрения и принятия решения по заявлениям работников работодатель в качестве аналогии права может воспользоваться Типовым регламентом внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 № 452 (далее — Типовой регламент).
Так, в соответствии с п. 4.9 Типового регламента, документы рассматриваются в следующем порядке:
- документы, поступившие до 18 часов текущего рабочего дня, рассматриваются по мере их поступления;
- документы, поступившие после 18 часов текущего рабочего дня, рассматриваются до 10 часов следующего рабочего дня.
В системе «Помощник кадровика: Эксперт» содержатся справки: «Изменение условий трудового договора», «Оформление заявления работника», «Регистрация документов».

Комментарий подготовлен
экспертом системы «Помощник кадровика: Эксперт»
Кочетовой Татьяной Сергеевной