Помощник кадровика
Самое важное и интересное для специалистов кадровых служб

Самое важное и интересное для специалистов кадровых служб
Кадровые документы теперь можно вести в электронном виде

Федеральным законом от 22.11.2021 № 377-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс РФ. Работодатели получили право создавать, подписывать, использовать и хранить документы, связанные с работой, в электронном виде без дублирования на бумажном носителе.
Данный процесс носит название электронного документооборота в сфере трудовых отношений (далее — электронный кадровый документооборот, ЭКД) и с 30 ноября 2021 года регулируется ст. 22.1–22.3 Трудового кодекса РФ.
Что нужно знать работодателю об электронном кадровом документообороте?
— ЭКД не применяется в отношении бумажных и электронных трудовых книжек, приказов об увольнении, актов о несчастных случаях и документов, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда;
— вести ЭКД можно либо посредством портала «Работа в России», либо с использованием информационной системы работодателя;
— работник вправе отказаться от перехода на ЭКД, а впоследствии изменить свое решение;
— если у работника нет электронной подписи, расходы на ее получение несет работодатель;
— если в организации нет ЭКД, то в исключительных случаях (катастрофы, пожары, аварии и т. д.) допускается обмен электронными образами документов (скан-копии или фотографии);
— электронные кадровые документы хранятся в течение тех же сроков, что и их бумажные аналоги.
ЭКД обязателен для всех?
Переход на ЭКД является правом, а не обязанностью работодателя (ст. 22.2 Трудового кодекса РФ).
Если у работодателя нет желания и (или) возможности переходить на ЭКД, никаких штрафных санкций не последует.
Кадровый документооборот можно продолжать вести в прежнем виде — на бумажных носителях.
А если работник отказывается от перехода на ЭКД?
Важно! Если в организации ведется ЭКД (ст. 22.2 Трудового кодекса РФ):
— работодатель обязан проинформировать об этом лиц, принимаемых на работу (если у них уже есть трудовой стаж по состоянию на 31 декабря 2021 года);
— ЭКД автоматически распространяется на лиц, впервые устраивающихся на работу с 1 января 2022 года (т. е. запрашивать у них согласие на ЭКД не нужно).
Переход на ЭКД возможен только с письменного согласия работника (лица, принимаемого на работу) (ст. 22.2 Трудового кодекса РФ).
Отсутствие согласия работника (в случае, когда его необходимо получить) (ст. 22.2 Трудового кодекса РФ):
— означает отказ работника от перехода на ЭКД;
— не может являться основанием для отказа в приеме на работу или для увольнения.
А что в системе?
В систему «Помощник кадровика: Эксперт» включена новая справка — «Электронный кадровый документооборот (ЭКД)», в которой рассмотрены все особенности и нюансы перехода на ЭКД: какие документы нужно оформить, как предупредить работников, как вести ЭКД и какие виды электронных подписей нужно использовать.
Как найти: раздел «Организация кадровой службы» — «Электронный кадровый документооборот (ЭКД)».
А знаете ли вы?
Новые документы в системе «Помощник кадровика: Эксперт»
Конец календарного года — это традиционно время больших и важных изменений законодательства, в том числе и трудового. Специалисту по кадрам всегда важно быть в курсе нововведений, чтобы не допустить нарушений и соблюсти права работников.
Перечень новых документов в сфере трудового права, опубликованных в декабре, позволит вам сэкономить время на поиске нормативных правовых актов и своевременно учесть их в своей работе.
Вопрос-ответ

Майорова Кристина Алексеевна
Вопрос:
В соответствии с требованиями трудового законодательства ряд локальных нормативных актов в организации необходимо согласовывать с представительным органом работников.
Например, в соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Если в организации нет представительного органа работников, как принимать данный документ?
Может ли представительным органом работников считаться общее собрание работников, на котором будут согласовываться данные документы?
Ответ:
Если в организации нет представительного органа работников, то работодатель самостоятельно принимает локальные акты организации без учета мнения представительного органа работников.
Представительным органом работников может считаться общее собрание работников, если стороны (работники и работодатель) примут такое решение.
Читать весь ответ