Закупки-info
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Новые типовые условия контрактов по 44-ФЗ
- Постановлением Правительства РФ от 29.03.2023 № 498 утверждены Типовые условия контрактов на оказание услуг питания детей, обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее — Типовые условия контрактов на оказание услуг питания детей).
Дата вступления в силу — 01.05.2023.
Типовые условия контрактов на оказание услуг питания детей предусматривают:
— обязанности исполнителя по организации питания детей;
— обязанности заказчика по предоставлению своего имущества в пользование.
2.Постановлением Правительства РФ от 08.04.2023 № 572 утверждены Типовые условия контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений (далее — Типовые условия контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог).
Дата вступления в силу — 19.04.2023.
Типовые условия контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог включают в себя:
— обязанности подрядчика по выполнению работ, привлечению субподрядчиков, информированию заказчика обо всех происшествиях на объекте и устранению выявленных нарушений;
— права подрядчика по изменению обеспечения исполнения контракта и по принятию решения об одностороннем расторжении контракта;
— обязанности заказчика по оплате, предоставлению качественного материала;
— права заказчика по проверке хода и качества работ;
— положения о гарантии качества;
— положения о цене контракта;
— расторжения контракта и другие условия.
Также Типовые условия контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог содержат следующие приложения:
— Гарантийные сроки;
— Акт о приемке выполненных работ.
Что делать заказчикам
Заказчики при заключении контрактов на оказание услуг питания детей в общеобразовательных организациях, на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений должны будут включать соответствующие типовые условия в свои контракты.
Риски
Утверждение проекта контракта без учета типовых условий может повлечь наложение административного штрафа в размере 3 000 руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).
Чем поможет система
Отслеживать появление новых типовых условий, а также правильно их применять поможет справочный материал «Составление контракта для закупок по 44-ФЗ» в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Если вы еще не пользуетесь системой «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика», рекомендуем скорее заказать бесплатный доступ к ней, чтобы быть готовым к любым изменениям в сфере закупок.
А знаете ли вы?
Актуализирован сервис для проверки закупаемой продукции
В прошлом выпуске мы рассказывали о том, что произошли изменения по национальному режиму и минимальной доле закупок. Так, Постановлением Правительства РФ от 27.03.2023 № 486 внесены изменения в следующие НПА:
- Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102.
- Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.
- Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616.
- Приложение к Постановлению Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком».
В связи с тем что изменения коснулись перечней иностранной продукции, был актуализирован сервис «ОКПД 2: проверка особенностей закупки по коду и наименованию».
Чем поможет сервис
Сервис позволит заказчику оперативно определить необходимость применения:
1) ограничений, запретов, условий допуска иностранных товаров;
2) иных особенностей закупок (аукционный перечень, типовые контракты/условия, преимущества учреждениям УИС, преимущества организациям инвалидов, запрет авансирования, минимальная доля закупок).
Сервис регулярно дополняется новыми особенностями, что, в свою очередь, позволит вам заблаговременно подготовиться к закупке и избежать нарушений законодательства о контрактной системе.
Как найти сервис
Доступ к сервису осуществляется через баннер «ОКПД 2: проверка особенностей закупки по коду и наименованию» на главной странице системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Новые документы в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»
Ежемесячно в систему «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика» вносятся нормативно-правовые акты и разъяснительные письма госорганов. Предлагаем вашему вниманию подборку свежих документов за апрель 2023 г., которые позволят узнать об изменениях в сфере закупок и без ошибок вести закупочную деятельность.
Еще не работаете с системой
«Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»?
Из зала суда
Потребность заказчика не является основанием для описания объекта закупки не по КТРУ
Обзор практики
Медицинское учреждение (далее — заказчик) осуществлял закупку компьютерного томографа.
При описании объекта закупки каталог товаров, работ, услуг (далее — КТРУ) заказчиком не использовался.
Участник закупки (далее — заявитель), посчитав действия заказчика по описанию объекта закупки неправомерными, обратился с жалобой в УФАС.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что:
— позиции КТРУ по медицинским изделиям являются обязательными для применения заказчиками;
— позиции КТРУ по медицинским изделиям размещены в единой информационной системе в отношении всех видов номенклатурной классификации медицинских изделий, по которым имеются зарегистрированные медицинские изделия;
— заказчик не указал соответствующую товару позицию КТРУ, а также указал дополнительные характеристики в противоречие требованиям п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее — Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145);
— заказчиком неправомерно установлено ограничение допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.
Возражая против указанных доводов, заказчик указал, что:
— код КТРУ, на который ссылается заявитель, не может быть применен к оборудованию, ввиду того что характеристики были установлены в соответствии с ГОСТом и отражают потребность заказчика в комплектующем высокотехнологичном оборудовании, позволяющем выявить патологию заболеваний на ранних этапах;
— потребности заказчика соответствует компьютерный томограф, представляющий собой комплект медицинского оборудования, тогда как позиция КТРУ направлена на приобретение системы рентгеновской компьютерной томографии без комплектующих товаров;
— требования, установленные заказчиком, были определены в соответствии со спецификой закупки. Следовательно, данное условие имело принципиальную значимость для заказчика с учетом его потребности и вида деятельности.
Учитывая доводы заказчика, жалоба заявителя была признана необоснованной.
Доводы заказчика и выводы УФАС поддержаны судом первой инстанции.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и признал действия заказчика неправомерными.
Не согласившись с таким постановлением суда апелляционной инстанции, заказчик обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Однако жалоба заказчика была оставлена без удовлетворения (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.03.2023 по делу № А60-25355/2022).
Принимая решение, суд руководствовался следующим:
— в силу п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства товара, за исключением, в частности, закупки радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878;
— при закупке томографа компьютерного в соответствии с п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, заказчик не вправе в описании объекта закупки устанавливать дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства товара сверх тех, которые установлены в соответствующей позиции КРТУ.
Вывод эксперта
Описание объекта закупки должно в полной мере соответствовать положениям ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также Правилам использования КТРУ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.
В данном случае заказчик приобретал товар из перечня иностранной радиоэлектронной продукции, в отношении которой установлены ограничения допуска. Правила использования КТРУ запрещают устанавливать дополнительные требования к таким товарам.
Доводы заказчика относительно его потребности ошибочны, поскольку КТРУ содержал позицию с тем же кодом ОКПД 2, который установлен в извещении об осуществлении закупки. Именно данную позицию и следовало использовать.
Объект закупки можно описать иначе только в том случае, если нужной заказчику продукции нет в КТРУ.
В данном случае заказчиком допущены нарушения законодательств о контрактной системе в сфере закупок.
Обзор подготовлен экспертом службы поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт" Акуленко Ольгой Владимировной