Закупки-info: Изменения в сфере закупок в связи с мобилизацией в РФ
26.10.2022
26.10.2022

Закупки-info

Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок

Подписаться на рассылку
Все самое важное у вас в почте

Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок

26.10.2022

Изменения в сфере закупок в связи с мобилизацией в РФ

Изменения в сфере закупок  в связи с мобилизацией в РФ

В связи с объявлением мобилизации в Российской Федерации, изменения произошли в разных отраслях законодательства. Законодательство о контрактной системе и законодательство о закупках отдельными видами юридических лиц не стали исключениями.

Предлагаем рассмотреть нововведения подробнее.

Утверждены особые условия исполнения контрактов мобилизованными предпринимателями в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ — с 18.10.2022.

Постановлением Правительства РФ от 15.10.2022 № 1838 установлены следующие особенности исполнения контрактов:

1. При осуществлении закупок по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ):

  • на основании ч. 65.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд, если при его исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения в связи с мобилизацией в Российской Федерации (п. 1 Постановления Правительства РФ от 15.10.2022 № 1838);
  • списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым не были исполнены в связи с мобилизацией в Российской Федерации;
  • информация об участнике закупок не включается в реестр недобросовестных поставщиков, если он не выполнил требования по контракту вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических и экономических санкций (исключение — невыполнение требований из-за введения санкций в отношении заказчика);

2. При осуществлении закупок по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» сведения о недобросовестных участниках закупок, поставщике (исполнителе, подрядчике) не включаются в реестр недобросовестных поставщиков в случае, если уклонение от заключения договора, ненадлежащее исполнение договора возникли вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при этих условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации.

Также внесенными изменениями уточнено, что независимая гарантия составляется по типовой форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 «О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“».

Что делать заказчикам

Заказчики при работе с организациями, которые не могут исполнить обязательства из-за мобилизации, включают в контракт новые условия.

Запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не применяется при закупке товаров в целях проведения специальной военной операции, мобилизационной подготовки, мобилизации — c 11.10.2022.

Согласно внесенным изменениям, запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, установленный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616, не применяется в том числе при осуществлении закупки товаров в целях проведения специальной военной операции, мобилизационной подготовки, мобилизации (п. 6 Постановления Правительства РФ от 03.10.2022 № 1745).

Вместе с тем Постановлением Правительства РФ от 03.10.2022 № 1745 введена специальная мера в сфере экономики, которая заключается в предоставлении права исполнительным органам субъектов РФ и казенным учреждениям субъектов РФ (за счет средств бюджетов субъектов РФ, за исключением субвенций из федерального бюджета), органам местного самоуправления и муниципальным казенным учреждениям (за счет средств местных бюджетов, за исключением субвенций из бюджетов субъектов РФ), бюджетным и автономным учреждениям и унитарным предприятиям (за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ) осуществлять закупки:

1) товаров, в том числе:

  • товаров двойного назначения;
  • беспилотных летательных аппаратов;
  • средств радиосвязи;
  • электроники;
  • приборов ночного видения;
  • тепловизионных биноклей и прицелов;
  • средств обнаружения беспилотных летательных аппаратов;
  • приборов обнаружения оптических, лазерных и иных систем наведения;
  • автотранспорта и автозапчастей;
  • обмундирования, туристического снаряжения;
  • лекарственных препаратов и медицинских изделий;
  • средств личной гигиены;
  • продовольствия;
  • стройматериалов и инструментов;

2) работ (услуг) и (или) передавать в соответствии с положениями п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.10.2022 № 1745 из собственности субъекта РФ и муниципальной собственности в федеральную собственность материальные ценности, в том числе указанные товары, и (или) результаты выполненных работ (оказанных услуг).

Вышеуказанная закупка осуществляется на основании заявок, направленных уполномоченными Минобороны России центральными органами военного управления (иными подразделениями), в том числе военными комиссариатами, уполномоченному исполнительному органу соответствующего субъекта РФ (органу местного самоуправления), содержащих наименование и количество закупаемых объектов и (или) объемов работ (услуг) (п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.10.2022 № 1745).

При этом данные закупки считаются закупками для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно (п. 3 Постановления Правительства РФ от 03.10.2022 № 1745).

Необходимо отметить, что передача закупленного товара, в том числе созданного в результате выполнения работ (оказания услуг), субъектом РФ и (или) муниципальным образованием в федеральную собственность в целях реализации меры, предусмотренной п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.10.2022 № 1745, осуществляется на безвозмездной основе с оформлением актов о приеме-передаче (п. 4 Постановления Правительства РФ от 03.10.2022 № 1745).

Чем поможет система

Подробную информацию об изменениях вы найдете в справочных материалах системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»:

А знаете ли вы?

Актуальные расчетчики сроков по 44-ФЗ

В системе обновлены расчетчики сроков проведения электронных процедур закупок по 44-ФЗ:

В новой версии расчетчиков учтены выходные и праздничные дни 2023 года.

Актуализированные расчетчики доступны в сервисе «Инструменты заказчика» под кнопкой «Расчетчики по 44-ФЗ» на главной странице системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».


Новые документы в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»

Не тратьте время на поиск и анализ документов. Смотрите подборку нормативно-правовых актов в сфере закупок за октябрь 2022 г. в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».

Еще не работаете с системой
«Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»?

Из зала суда

Соответствие участника закупки дополнительным требованиям должно подтверждаться одним договором, стоимость которого составляет более 20 % НМЦК

Обзор практики:

Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на оказание услуг по организации питания в образовательном учреждении.

К участникам закупки были установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а именно (п. 33 дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 (далее — Дополнительные требования)):

  • наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов;
  • подтверждением соответствия указанному требованию служит исполненный договор и акт приемки. При этом цена такого исполненного договора должна составлять не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК), заключаемого по результатам закупки.

Участник закупки предоставил в составе заявки 2 контракта:

  • один на сумму, превышающую 20 % НМЦК, но находящийся на стадии исполнения с суммой исполненных обязательств менее 20 % НМЦК;
  • второй, цена которого составляла менее 20 % НМЦК, заключаемого по результатам закупки.

Участник закупки посчитал, что в совокупности цена 2 договоров составляет более 20 % НМЦК, заключаемого по результатам закупки, а также, что эти 2 договора подтверждают его соответствие дополнительным требованиям.

Заявка данного участника была отклонена от участия в аукционе.

В этой связи участник закупки обратился с жалобой в УФАС на неправомерные действия аукционной комиссии.

На заседании комиссии УФАС отметило, что формулировка п. 33 Дополнительных требований подразумевает наличие у участника закупки одного договора на указанную сумму, а не совокупность нескольких договоров.

Соответственно, цена оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 % НМЦК, заключаемого по результатам закупки.

Следовательно, 2 договора, представленные участником закупки, не являются подтверждением соответствия участника закупки дополнительным требованиям.

В связи с вышеизложенным жалоба участника закупки признана необоснованной, а действия аукционной комиссии по отклонению заявки такого участника правомерными (Решение Архангельского УФАС России от 05.07.2022 № 029/06/49-588/2022).

Читать весь ответ
Мы теперь в telegram

Следить за новостями становится еще удобнее. Подписывайтесь на наш канал Telegram.