Закупки-info
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Изменения в сфере закупок в связи с мобилизацией в РФ
В связи с объявлением мобилизации в Российской Федерации, изменения произошли в разных отраслях законодательства. Законодательство о контрактной системе и законодательство о закупках отдельными видами юридических лиц не стали исключениями.
Предлагаем рассмотреть нововведения подробнее.
Утверждены особые условия исполнения контрактов мобилизованными предпринимателями в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ — с 18.10.2022.
Документ: Постановление Правительства РФ от 15.10.2022 № 1838 «Об изменении существенных условий контрактов, заключенных для обеспечения федеральных нужд, в связи с мобилизацией в Российской Федерации, об изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 1663» (далее — Постановление Правительства РФ от 15.10.2022 № 1838).
Постановлением Правительства РФ от 15.10.2022 № 1838 установлены следующие особенности исполнения контрактов:
1. При осуществлении закупок по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ):
- на основании ч. 65.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд, если при его исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения в связи с мобилизацией в Российской Федерации (п. 1 Постановления Правительства РФ от 15.10.2022 № 1838);
- списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым не были исполнены в связи с мобилизацией в Российской Федерации;
- информация об участнике закупок не включается в реестр недобросовестных поставщиков, если он не выполнил требования по контракту вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических и экономических санкций (исключение — невыполнение требований из-за введения санкций в отношении заказчика);
2. При осуществлении закупок по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» сведения о недобросовестных участниках закупок, поставщике (исполнителе, подрядчике) не включаются в реестр недобросовестных поставщиков в случае, если уклонение от заключения договора, ненадлежащее исполнение договора возникли вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при этих условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации.
Также внесенными изменениями уточнено, что независимая гарантия составляется по типовой форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 «О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“».
Что делать заказчикам
Заказчики при работе с организациями, которые не могут исполнить обязательства из-за мобилизации, включают в контракт новые условия.
Запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не применяется при закупке товаров в целях проведения специальной военной операции, мобилизационной подготовки, мобилизации — c 11.10.2022.
Документ: Постановление Правительства РФ от 03.10.2022 № 1745 «О специальной мере в сфере экономики и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616» (далее — Постановление Правительства РФ от 03.10.2022 № 1745).
Согласно внесенным изменениям, запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, установленный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616, не применяется в том числе при осуществлении закупки товаров в целях проведения специальной военной операции, мобилизационной подготовки, мобилизации (п. 6 Постановления Правительства РФ от 03.10.2022 № 1745).
Вместе с тем Постановлением Правительства РФ от 03.10.2022 № 1745 введена специальная мера в сфере экономики, которая заключается в предоставлении права исполнительным органам субъектов РФ и казенным учреждениям субъектов РФ (за счет средств бюджетов субъектов РФ, за исключением субвенций из федерального бюджета), органам местного самоуправления и муниципальным казенным учреждениям (за счет средств местных бюджетов, за исключением субвенций из бюджетов субъектов РФ), бюджетным и автономным учреждениям и унитарным предприятиям (за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ) осуществлять закупки:
1) товаров, в том числе:
- товаров двойного назначения;
- беспилотных летательных аппаратов;
- средств радиосвязи;
- электроники;
- приборов ночного видения;
- тепловизионных биноклей и прицелов;
- средств обнаружения беспилотных летательных аппаратов;
- приборов обнаружения оптических, лазерных и иных систем наведения;
- автотранспорта и автозапчастей;
- обмундирования, туристического снаряжения;
- лекарственных препаратов и медицинских изделий;
- средств личной гигиены;
- продовольствия;
- стройматериалов и инструментов;
2) работ (услуг) и (или) передавать в соответствии с положениями п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.10.2022 № 1745 из собственности субъекта РФ и муниципальной собственности в федеральную собственность материальные ценности, в том числе указанные товары, и (или) результаты выполненных работ (оказанных услуг).
Вышеуказанная закупка осуществляется на основании заявок, направленных уполномоченными Минобороны России центральными органами военного управления (иными подразделениями), в том числе военными комиссариатами, уполномоченному исполнительному органу соответствующего субъекта РФ (органу местного самоуправления), содержащих наименование и количество закупаемых объектов и (или) объемов работ (услуг) (п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.10.2022 № 1745).
При этом данные закупки считаются закупками для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно (п. 3 Постановления Правительства РФ от 03.10.2022 № 1745).
Необходимо отметить, что передача закупленного товара, в том числе созданного в результате выполнения работ (оказания услуг), субъектом РФ и (или) муниципальным образованием в федеральную собственность в целях реализации меры, предусмотренной п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.10.2022 № 1745, осуществляется на безвозмездной основе с оформлением актов о приеме-передаче (п. 4 Постановления Правительства РФ от 03.10.2022 № 1745).
Чем поможет система
Подробную информацию об изменениях вы найдете в справочных материалах системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»:
- «Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ».
- «Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ».
- «Основания изменения и расторжения контракта по 44-ФЗ».
- «Независимая гарантия по 44-ФЗ».
- «Неустойка (штрафы, пени) по 44-ФЗ».
- «Запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, по 44-ФЗ».
А знаете ли вы?
Актуальные расчетчики сроков по 44-ФЗ
В системе обновлены расчетчики сроков проведения электронных процедур закупок по 44-ФЗ:
- Расчетчик сроков при проведении электронного аукциона.
- Расчетчик сроков при проведении запроса котировок в электронной форме по 44-ФЗ.
- Расчетчик сроков при проведении конкурса в электронной форме.
В новой версии расчетчиков учтены выходные и праздничные дни 2023 года.
Актуализированные расчетчики доступны в сервисе «Инструменты заказчика» под кнопкой «Расчетчики по 44-ФЗ» на главной странице системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Новые документы в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»
Не тратьте время на поиск и анализ документов. Смотрите подборку нормативно-правовых актов в сфере закупок за октябрь 2022 г. в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Еще не работаете с системой
«Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»?
Из зала суда
Соответствие участника закупки дополнительным требованиям должно подтверждаться одним договором, стоимость которого составляет более 20 % НМЦК
Обзор практики:
Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на оказание услуг по организации питания в образовательном учреждении.
К участникам закупки были установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а именно (п. 33 дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 (далее — Дополнительные требования)):
- наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов;
- подтверждением соответствия указанному требованию служит исполненный договор и акт приемки. При этом цена такого исполненного договора должна составлять не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК), заключаемого по результатам закупки.
Участник закупки предоставил в составе заявки 2 контракта:
- один на сумму, превышающую 20 % НМЦК, но находящийся на стадии исполнения с суммой исполненных обязательств менее 20 % НМЦК;
- второй, цена которого составляла менее 20 % НМЦК, заключаемого по результатам закупки.
Участник закупки посчитал, что в совокупности цена 2 договоров составляет более 20 % НМЦК, заключаемого по результатам закупки, а также, что эти 2 договора подтверждают его соответствие дополнительным требованиям.
Заявка данного участника была отклонена от участия в аукционе.
В этой связи участник закупки обратился с жалобой в УФАС на неправомерные действия аукционной комиссии.
На заседании комиссии УФАС отметило, что формулировка п. 33 Дополнительных требований подразумевает наличие у участника закупки одного договора на указанную сумму, а не совокупность нескольких договоров.
Соответственно, цена оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 % НМЦК, заключаемого по результатам закупки.
Следовательно, 2 договора, представленные участником закупки, не являются подтверждением соответствия участника закупки дополнительным требованиям.
В связи с вышеизложенным жалоба участника закупки признана необоснованной, а действия аукционной комиссии по отклонению заявки такого участника правомерными (Решение Архангельского УФАС России от 05.07.2022 № 029/06/49-588/2022).
Вывод эксперта:
Как верно отмечено УФАС и исходя из дословного прочтения положений Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, подтверждением соответствия участника закупки дополнительным требованиям служит 1 договор, цена которого составляет не менее 20 % НМЦК.
Тот факт, что цена одного из представленных участником договоров превышает 20 % НМЦК, не является надлежащим подтверждением соответствия участника закупки дополнительным требованиям, поскольку такой контракт находится на стадии исполнения. А положения Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 устанавливают четкие требования о том, что договор должен быть исполнен.
В данной ситуации аукционная комиссия правомерно отклонила заявку участника закупки.
Также дополнительно хочется отметить следующее.
К выводу о том, что нельзя оценивать опыт по сумме цен договоров, приходили и другие УФАС. В качестве примера можно привести:
- Решение Якутского УФАС России от 12.04.2022 по делу № 014/06/59-412/2022.
- Решение Ставропольского УФАС России от 18.07.2022 по делу № 026/06/105-1245/2022.
Кроме того, Приморское УФАС высказало мнение о том, что только договор в статусе «исполнение завершено» подтвердит опыт участника закупки (Решение Приморского УФАС России от 15.04.2022 № 025/06/49-335/2022).
В то же время Новосибирское же УФАС не поддержало заказчика, который отклонил заявку участника, поскольку договор не имел такого статуса.
Контролеры указали: в законодательстве нет требования, чтобы договор имел статус «исполнение завершено». Соответствие дополнительным требованиям определяют по фактическому исполнению обязательств и наличию приемочных актов.
Выводы из вышеизложенного:
- Для подтверждения соответствия участника закупки дополнительным требованиям в расчет принимается только 1 исполненный договор, стоимость которого составляет не менее 20 % НМЦК. Оценивать опыт участника по совокупности цен договоров неправомерно.
- Оценивать сумму исполненных обязательств следует по фактическому исполнению, подтвержденному актом приемки.
Учитывая тот факт, что:
- на оплату исполненных обязательств заказчику отведено не более 7 рабочих дней (ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ)
и
- на внесение сведений об исполнении контракта у заказчика есть 5 рабочих дней (ч. 3 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ),
есть вероятность того, что на дату подачи заявки на участие в закупке заказчиком не внесены в реестр контрактов окончательные сведения, подтверждающие полное исполнение контракта (данные об оплате контракта).
В этой связи к рассмотрению следует также принимать и контракты, имеющие статус «на исполнение», но по которым сумма исполненных обязательств подтверждена актами приемки.
Обзор подготовлен экспертом службы поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт" Акуленко Ольгой Владимировной