Закупки-info
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок

Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Обзор изменений для специалистов по 223-ФЗ

Заказчикам, осуществляющим закупки в рамках Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Федеральный закон от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ) необходимо обратить внимание на следующие документы:
- Федеральный закон от 16.04.2022 N 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 16.04.2022 N 104-ФЗ);
- Федеральный закон от 16.04.2022 N 109-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“ и статью 45 Федерального закона „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“» (далее — Федеральный закон от 16.04.2022 N 109-ФЗ).
В целях оперативного изучения вышеуказанных документов предлагаем Вам ознакомиться с кратким обзором изменений.
1. Ранее (с 16.04.2022 г.) сокращен предельный срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (Федеральный закон от 16.04.2022 N 104-ФЗ).
Законодатель ограничил срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги семью рабочими днями со дня подписания документа о приемке. Ранее такой срок был определен только для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП), а для остальных участников такой срок не регламентировался.
Таким образом, на этапе подготовки документации, извещения о закупке и проектов договоров заказчикам необходимо обращать внимание на установленные ими сроки оплаты, дабы исключить превышение законодательно установленного срока оплаты.
При этом законодателем в этом вопросе предусмотрен ряд исключений, а именно, семидневный срок оплаты может быть проигнорирован заказчиком, если иной срок оплаты установлен:
— законодательством РФ;
— Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
— в Положении о закупке.
При условии, что Положением о закупке предусмотрен иной срок, превышающий законодательно установленный (более 7 рабочих дней), в Положение о закупке должно быть отражено:
— конкретные сроки оплаты и (или) порядок определения таких сроков;
— перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых применяются такие сроки оплаты.
Необходимо отметить, что вышеизложенная информация соответствует требованиям, установленным в ч. 5.3, 5.4 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, и является актуальной на сегодняшний момент.
2. С 01.07.2022 г. при описании в документации предмета закупки заказчик вправе указывать страну происхождения товара (Федеральный закон от 16.04.2022 N 104-ФЗ).
Ранее указание страны происхождения товара было возможно при условии, что наличие в описании объекта закупки такой информации не влекло за собой необоснованное ограничение количества участников закупки. В этом году такое ограничение будет снято.
Исходя из изложенного выше, рекомендуем заказчикам привести в соответствие Положение о закупке в части требований, регламентирующих описание объекта закупки.
3. С 01.07.2022 г. внесены изменения, предусматривающие установление особенностей заключения и исполнения договоров, предметом которых является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и (или) строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства. В том числе, закрепляется возможность осуществления закупок в сфере строительства «под ключ», что позволяет определить подрядчика, отвечающего за исполнение всего комплекса необходимых работ и оснащение объекта капитального строительства (Федеральный закон от 16.04.2022 N 104-ФЗ).
4. С 01.07.2022 г. введен термин независимая гарантия вместо ранее применяемого термина — банковская гарантия (Федеральный закон от 16.04.2022 N 109-ФЗ).
Определены единые требования к независимым гарантиям для СМСП:
— установлены требования к независимой гарантии;
— конкретизированы требования к содержанию извещения и документации о закупке в отношении обеспечения заявки (договора).
В независимую гарантию включается условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом РФ оснований для отказа в удовлетворении этого требования.
Установлено, что Правительство РФ вправе установить типовую форму независимой гарантии, форму требования об уплате денежной суммы по ней, дополнительные требования к независимой гарантии.
ВАЖНО!
Положения о закупках заказчиков должны быть приведены в соответствие с изменениями Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ, утверждены и размещены в единой информационной системе (далее — ЕИС) до 01.10.2022.
Положения о закупках, которые не будут соответствовать Федеральному закону от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ по состоянию на 01.10.2022, будут считаться не размещенными в ЕИС.
Заказчик, не разместивший в ЕИС утвержденное Положение о закупке, при проведении закупочных процедур должен руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ) (ч. 5.1 ст. 8 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ).
Чем поможет система
Будьте уверены в своих решениях и руководствуйтесь только актуальными справочными материалами системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Сроки оплаты по договору представлены в справочном материале «Исполнение, изменение, расторжение договора по 223-ФЗ».
Изменения по независимым гарантиям Вы найдете в справочных материалах:
— Закупка, участниками которой являются только субъекты МСП по 223-ФЗ;
— Независимая гарантия по 44-ФЗ;
— Извещение и документация об осуществлении конкурентной закупки по 223-ФЗ.
А знаете ли вы?
Новые документы в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»
Не тратьте время на поиск и анализ документов. Смотрите подборку нормативно-правовых актов в сфере закупок за май 2022 г. в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Еще не работаете с системой «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»?
Из зала суда
При закупке отдельных видов работ требование о членстве в двух СРО правомерно
Обзор практики:
Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации и выполнению изыскательских работ на строительство водозаборной скважины и модульной станции водоподготовки.
Одним из требований к участникам закупки являлось членство в саморегулируемой организации (далее — СРО) в области инженерных изысканий и членство в СРО в области архитектурно-строительного проектирования.
Заявка одного из участников закупки (далее — Заявитель) была отклонена по причине несоответствия указанным требованиям. Участник закупки подтвердил свое членство только в СРО в области архитектурно-строительного проектирования. При этом членом СРО в области инженерных изысканий Заявитель не является.
Возражая против указанных действий Заказчика, Заявитель обратился в антимонопольный орган с жалобой.
В жалобе заявитель указывает на необоснованные требования к участникам закупки. Также Заявитель указывает на необходимость исключения требования к участникам закупки о том, что участник аукциона должен быть членом СРО в области инженерных изысканий.
По результатам рассмотрения, жалоба заявителя антимонопольным органом признана обоснованной.
Антимонопольный орган сделал вывод о том, что требование о наличии у участника закупки членства в двух СРО ограничивает конкуренцию и является необоснованным.
Антимонопольный орган исходил из того, что работы по инженерным изысканиям не являются самостоятельным объектом закупки. Генеральный проектировщик, являющийся членом СРО в области архитектурно-строительного проектирования, для выполнения инженерных изысканий может привлечь иных лиц, являющихся членами СРО в области инженерных изысканий.
Предписанием антимонопольного органа на заказчика возложена обязанность устранить нарушения законодательства о контрактной системе.
Не согласившись с мнением антимонопольного органа, Заказчик обратился в Арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
При принятии решения суды руководствовались следующими положениями законодательства:
1. Частью 1 ст. 47 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что инженерные изыскания выполняются для:
— подготовки проектной документации;
— строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
2. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
3. Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО в области инженерных изысканий (ч. 2 ст. 47 Градостроительного кодекса РФ).
4. Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации применительно к объектам капитального строительства (ч. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).
Работы по договорам о подготовке проектной документации должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО в области архитектурно-строительного проектирования (ч. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, положениями градостроительного законодательства установлено обязательное требование о наличии у лиц, осуществляющих работы по договорам о выполнении инженерных изысканий и подготовке проектной документации, членства в соответствующей СРО. Это свидетельствует о наличии у Заказчика правовых оснований для включения в аукционную документацию соответствующих требований к участникам закупки.
Кассационный суд мнение судов первых инстанций поддержал. Судебные акты оставлены без изменения, кассационная жалоба Заявителя — без удовлетворения (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 21.04.2022 по делу № А45-15952/2021).
Вывод эксперта:
В рассматриваемом случае объектом спорной закупки являлись два самостоятельных вида работ:
— разработка проектной документации на выполнение работ по строительству объектов водоснабжения и канализации (ОКПД 2 — 71.12.16.000-00000001);
— проведение инженерных изысканий для подготовки проектной документации объектов водоснабжения и канализации (ОКПД 2 — 71.12.39.000-00000009).
Данные виды работ требуют наличия у участника закупки членства в соответствующей СРО.
При этом, как указывают суды первых инстанций, для выполнения указанных видов работ участник закупки должен являться членом двух СРО:
— в области инженерных изысканий;
и
— в области архитектурно-строительного проектирования.
Таким образом, данное требование к участникам закупки является обоснованным и не влечет ограничения конкуренции, поскольку данные работы являются самостоятельными видами работ.
Обзор подготовлен экспертом службы поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт" Акуленко Ольгой Владимировной