Закупки-info
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок

Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Изменен перечень продукции, закупаемой напрямую у организаций УИС

Постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 № 821 внесены изменения в Перечень товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — Перечень), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1292.
Дата вступления в силу — 09.06.2021.
С чем связаны изменения?
Заказчики имеют право осуществлять закупку у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) как у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 11 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Цена и объём таких закупок не ограничены.
При этом с 30.12.2020 заказчик вправе осуществить данную закупку, в том числе для нужд исключительно организаций, предприятий, учреждений и органов УИС (Федеральный закон от 30.12.2020 № 539-ФЗ).
Однако соответствующие изменения не были внесены в Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1292. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 № 821 уточнено наименование Перечня, тем самым Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1292 приведено в соответствие с действующим законодательством о контрактной системе.
Вместе с тем Перечень изложен в новой редакции. Необходимо отметить, что товары, работы, услуги, закупка которых осуществляется для нужд исключительно организаций, предприятий, учреждений и органов УИС, в Перечне отмечены звездочкой.
Необходимо отметить, что учреждения и предприятия УИС занимают привилегированное место в числе участников закупок, так как не только имеют право на получение преимуществ в отношении предлагаемой цены контракта при конкурентных способах закупок, но и могут выступать единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по отдельному основанию.
Чем поможет система?
Подробнее об особых условиях участия в закупках учреждений и предприятий УИС рассказано в справочном материале «Участие учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в закупках по 44-ФЗ» системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
А знаете ли вы?
Запись вебинара по основным изменениям 223-ФЗ уже в системе!
27.05.2021 прошел вебинар на тему «Новое по 223-ФЗ: будьте в курсе изменений».
В системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика» размещена запись данного вебинара.
Посмотрев запись вебинара, вы узнаете:
— об изменениях в порядке внесения информации в план закупки;
— об уточнениях, которые были внесены в порядок закупки у СМСП;
— о необходимости обоснования начальной (максимальной) цены договора;
— о минимальной доле закупок российских товаров.
Видеосеминар поможет заказчикам:
— детально разобраться в изменениях в сфере закупок;
— избежать нареканий и штрафов со стороны контролирующих органов.
Нарушение порядка осуществления закупок влечет административную ответственность по ст. 7.32.3 КоАП РФ в виде штрафа. Размер штрафа в зависимости от нарушения может составлять:
— на должностных лиц от 2 тыс. до 50 тыс. руб.;
— на юридических лиц от 10 тыс. до 300 тыс. руб.
Видеосеминар разделен на отдельные смысловые блоки, что дает заказчикам возможность оперативно приступить к изучению именно того раздела, который им необходим.
Пользователям также доступен блок с ответами на вопросы, заданные участниками вебинара в рамках обсуждаемой темы.
Перейти к его просмотру вы сможете, воспользовавшись сервисом «Видеосеминары» на главной странице системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Еще не работаете с системой «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»? Попробуйте бесплатный доступ!
Новые документы в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика» за июнь 2021 года.
Из зала суда
Нарушение подрядчиком срока выполнения работ по вине заказчика освобождает подрядчика от неустойки
Обзор практики:
Между заказчиком и подрядчиком был заключен государственный контракт на выполнение полного комплекса работ по строительству объекта.
По условиям контракта:
1) заказчик осуществляет:
— финансирование;
— передачу подрядчику исходных данных объекта;
— обеспечение выполнения и контроль за выполнением работ;
2) подрядчик осуществляет:
— работы по инженерным изысканиям для подготовки проектной документации;
— разработку проектной и рабочей документации;
— строительно-монтажные работы;
— ведение авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию объекта.
Также контрактом установлены сроки выполнения каждого вида (этапа) работ.
В установленный контрактом срок работы не были выполнены подрядчиком.
Заказчик направил в адрес подрядчика требование об уплате неустойки. Требование заказчика было оставлено подрядчиком без удовлетворения. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения заказчика в суд.
В удовлетворении заявленных требований судами первых инстанций заказчику было отказано.
Отказывая заказчику в удовлетворении его требований, суды исходили из отсутствия в материалах дела необходимых и достаточных доказательств ненадлежащего исполнения подрядчиком принятых на себя обязательств.
Судами установлено, что сроки выполнения работ по контракту не были нарушены ответчиком.
Исследовав представленные доказательства, суды пришли к выводу о том, что исходные данные, включая информацию о земельном участке, были предоставлены заказчиком подрядчику с просрочкой, за пределами сроков выполнения работ.
Нарушение заказчиком срока исполнения своих обязательств по передаче необходимой подрядчику документации повлекло задержку:
— в разработке и согласовании с заказчиком объемно-планировочных решений;
— в реализации государственного контракта.
Ввиду нарушений со стороны заказчика предусмотренные контрактом работы не могли быть выполнены подрядчиком в установленные сроки.
Суд кассационной инстанции поддержал решения судов первой инстанции и оставил решение Арбитражного суда города Москвы, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда без изменения, кассационную жалобу заказчика без удовлетворения (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.01.2021 № А40-238844/2019).
Вывод эксперта:
В сложившейся ситуации суды приняли верное решение.
Возможность освобождения стороны контракта от уплаты неустойки, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло по вине другой стороны, установлена ч. 9 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
В данном случае бремя доказывания отсутствия вины, а также просрочки исполнения обязательств по вине заказчика лежит на подрядчике (ст. 401 Гражданского кодекса РФ).
Подрядчику было целесообразно отреагировать на требование заказчика об уплате неустойки и направить в адрес заказчика письменный отказ от уплаты неустойки с обоснованием принятого подрядчиком решения.
Возможно, такие действия подрядчика не привели бы к судебным разбирательствам и длительной судебной тяжбе.
В любом случае, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту подрядчиком возникло по вине заказчика, подрядчик освобождается от ответственности в виде неустойки.

Обзор подготовлен экспертом Службы поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Акуленко Ольгой Владимировной