Закупки-info
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Вступили в силу новые поправки в 44-ФЗ
В ноябре 2022 года опубликован ряд документов, в соответствии с которыми внесены изменения в сферу закупок. Предлагаем рассмотреть нововведения подробнее и узнать, каким образом они отразились на работе заказчиков.
1. Федеральный закон от 04.11.2022 № 420-ФЗ, в соответствии которым внесены изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ
Дата вступления в силу — 04.11.2022.
Поправками предусмотрено право Правительства РФ до 31.12.2023 устанавливать дополнительные случаи осуществления закрытых закупок, а также дополнительные случаи, при которых на официальном сайте не размещаются информация и документы, связанные с контрактом.
Приостановлены до 01.01.2024 правила вступления в силу изменений в законодательство о контрактной системе (изменения должны вступать в силу не ранее 1 января следующего года, а в случае их принятия после 1 октября — не ранее 1 января года, следующего за очередным годом. Например, по данному правилу изменения, принятые до конца 2022 года, должны были бы вступить в силу не раньше 01.01.2024).
Так, заказчикам следует быть готовыми к тому, что изменения в сфере закупок будут вступать в силу сразу же после их принятия или в иные сокращенные сроки.
Большая часть изменений касается закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):
а) заказчики вправе заключать прямые контракты на обращение с отходами I и II классов опасности на основании п. 8 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в настоящее время предусмотрено только обращение с твердыми коммунальными отходами);
б) предусмотрено заключение прямых контрактов в целях проведения специальной военной операции на основании п. 56 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ;
Заказчиками по таким контрактам, помимо Минобороны России, могут стать и иные федеральные органы исполнительной власти, учреждения и унитарные предприятия по решению Правительства РФ. На этих же заказчиков не будет распространяться ограничение годового объема закупок по п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в размере 50 млн рублей.
в) новое основание для заключения контракта с единственным исполнителем — оказание услуг по хранению материальных ценностей государственного материального резерва;
г) для контрактов на выполнение работ по мобилизационной подготовке отменяется обязательное обеспечение их исполнения;
Заказчик вправе по своему усмотрению установить обеспечение исполнения такого контракта на основании ч. 2 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Одновременно до 31.12.2023 продлевается право заказчика не устанавливать обеспечение исполнения контракта и обеспечение гарантийных обязательств в большинстве закупок (ч. 64.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
д) расширен перечень контрактов с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем, сведения о которых не размещаются на официальном сайте (при этом в реестр такие контракты по-прежнему включаются) (п. 1 ч. 5 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ);
е) до 31.12.2023 предусмотрена возможность изменения существенных условий контракта по ряду оснований для закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
ж) до 31.12.2023 продлена возможность Правительства РФ и высших исполнительных органов субъектов РФ устанавливать дополнительные основания для закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ).
Кроме того, до 31.12.2023 и 01.01.2024 продлена возможность изменения условий контрактов на основании ч. 65.2 и 65.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ соответственно.
Также законопроект предполагает перенос сроков действия отдельных переходных положений, предусмотренных Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ.
Таким образом, заказчикам предоставлено больше возможностей для осуществления закупок напрямую и оперативного решения вопросов, в случае если нужно внести изменения в контракт.
2. Внесены изменения в дополнительные требования к участникам закупки по 44-ФЗ (Постановление Правительства РФ от 31.10.2022 № 1946)
Дата вступления в силу — 11.11.2022.
Изменениями установлены дополнительные требования к участникам для новых видов закупок:
- регулярные пассажирские перевозки по регулируемым тарифам;
- геологическое изучение недр;
- ликвидация накопленного вреда окружающей среде, ликвидация мест несанкционированного размещения отходов, рекультивация земель, которые использовались для размещения отходов.
Также скорректированы требования к участникам и подтверждающим документам по отдельным ранее действовавшим позициям.
Таким образом, заказчикам при осуществлении закупок по новым видам товаров необходимо в извещении о закупке предусмотреть дополнительные требования к участникам.
3. Внесены изменения в порядок оценки конкурсных заявок
по 44-ФЗ (Постановление Правительства РФ от 31.10.2022 № 1946)
Дата вступления в силу — 11.11.2022.
Изменениями урегулирована ситуация, при которой по результатам расчетов получается отрицательное количество баллов по ценовому критерию (если сравниваемые ценовые предложения различаются в два и более раз, подробнее см. письмо Минфина России от 09.02.2022 № 24-01-07/8697).
Согласно изменениям, для таких случаев будет использоваться отдельная формула.
Также установлена новая формула для расчета баллов при снижении цены контракта ниже нуля для участника, который такого снижения не делал (подп. «а» п. 10 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604).
Таким образом, при оценке заявок заказчикам нужно использовать установленные формулы, применить которые вам поможет справочный материал «Порядок расчета рейтинга заявок по 44-ФЗ» в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Чем поможет система
Остальную информацию об изменениях вы найдете в справочных материалах системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика», например таких, как:
- «Закупки до 600 000 рублей по 44-ФЗ».
- «Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по 44-ФЗ с 01.01.2022».
- «Выбор способа закупки по 44-ФЗ».
- «Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ».
- «Основания изменения и расторжения контракта по 44-ФЗ».
- «Основания для закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ».
- «Участие СМП и СОНО в закупках по 44-ФЗ».
- «Закупка жилых помещений путем участия в долевом строительстве».
- «Ограничение и условия допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции».
- «Способы закупки энергосервисных услуг по 44-ФЗ».
- «Обеспечение гарантийных обязательств по 44-ФЗ».
- «Электронный конкурс по 44-ФЗ с 01.01.2022».
- «Электронный аукцион по 44-ФЗ с 01.01.2022».
А знаете ли вы?
Новые документы в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»
Не тратьте время на поиск и анализ документов. Смотрите подборку нормативно-правовых актов в сфере закупок за ноябрь 2022 г. в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Еще не работаете с системой «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»?
Из зала суда
Время приемки и проведения экспертизы не включается в период просрочки
Обзор практики
Заказчик и подрядчик заключили контракт на разработку проектно-сметной документации. Условиями контракта установлено следующее:
- подрядчик обязан разработать проектно-сметную документацию и сдать ее заказчику в срок, установленный контрактом;
- заказчик обязан осуществить проверку проектно-сметной документации или направить письменные замечания к представленным документам;
- после проведения проверки проектно-сметной документации заказчик заключает соответствующий контракт;
- приемка выполненных работ осуществляется не позднее 10 рабочих дней со дня получения положительного заключения государственной экспертизы о проверке достоверности определения сметной стоимости объекта;
- моментом завершения работ считается дата подписания заказчиком акта приемки-передачи выполненных работ (результатов работ).
В срок, установленный контрактом, подрядчик передал заказчику разработанную проектно-сметную документацию.
Заказчик и государственное автономное учреждение «Государственная экспертиза» заключили контракт на проведение государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости.
Экспертиза была проведена, и заказчику выдано положительное заключение о достоверности сметной стоимости.
После этого заказчик и подрядчик подписали акт приемки выполненных работ. При этом заказчик обратился к подрядчику с требованием об уплате неустойки, начисленной за период проведения государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости объекта.
Данное требование подрядчик не исполнил, что послужило основанием для обращения заказчика в суд.
Суд первой инстанции требования заказчика удовлетворил.
Однако апелляционным судом решение суда первой инстанции было отменено (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.10.2022 по делу № А31-14330/2020).
Рассматривая материалы дела, суд пришел к следующим выводам:
- Подрядчик выполнил работы и вовремя сдал из результат заказчику.
- Время приемки не включают в период просрочки, и тот факт, что за момент исполнения обязательств приняли дату оформления актов приемки, этого не меняет.
- Условия контракта о сроке выполнения работ не могут зависеть от прохождения экспертизы. Подрядчик в ней не участвовал и не мог влиять на действия заказчика.
Вывод эксперта
Время, затраченное заказчиком на проведение государственной экспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости объекта и получение положительного заключения, не является просрочкой исполнения подрядчиком своих обязательств по контракту.
В представленной ситуации подрядчик сдал заказчику проектно-сметную документацию в установленный контрактом срок, то есть исполнил свои обязательства надлежащим образом.
Повлиять на срок получения положительного заключения государственной экспертизы подрядчик не мог. Более того, передачу документов для проведения экспертизы осуществлял непосредственно заказчик.
Суды в подобных спорах опираются на позицию Верховного суда РФ о том, что обязательство по контракту считают выполненным в момент предъявления результата к приемке без учета срока на ее проведение и оформление (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 15.10.2019 № 305-ЭС19-12786 по делу № А40-236034/2018).
Так, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа учел этот подход и не взыскал пени, поскольку проектные работы сдали вовремя, а повлиять на сроки экспертизы подрядчик не мог (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.08.2021 № Ф08-7533/2021 по делу № А32-52270/2020).
Обзор подготовлен экспертом службы поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт" Акуленко Ольгой Владимировной