Закупки-info
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Принят «оптимизационный» пакет поправок в 44-ФЗ
В начале июля законодатель опубликовал ряд нормативно-правовых актов, которые вносят многочисленные изменения в закупочную деятельность заказчиков.
Самым глобальным для заказчиков, осуществляющих закупки по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ, является Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ.
Ключевыми нововведениями станут:
— сокращение количества конкурентных способов закупок до трех (конкурс, аукцион, запрос котировок);
— отмена документации о закупке при проведении открытых процедур;
— введение электронного документооборота от планирования до приемки исполнения контракта;
— «универсальная стоимостная предквалификация» для обеспечения отбора заказчиками квалифицированных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Изменения будут вступать в силу постепенно начиная с 01.01.2022.
Таким образом, с 01.01.2022 заказчикам предстоит полностью перестроить свою работу, для того чтобы избежать нарушений новых требований законодательства о контрактной системе.
Риски
Размер штрафа за нарушение порядка осуществления закупок составляет (ст. 7.30 КоАП РФ):
— на должностных лиц от 3 тыс. до 50 тыс. руб.;
— на юридических лиц от 10 тыс. до 100 тыс. руб.
Как поможет система
Для того чтобы избежать негативных последствий, рекомендуем специалистам по закупкам:
— следить за обновлением справочных материалов в справочнике «Закупки по контрактной системе» системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»;
— отслеживать изменения и готовиться к ним с помощью сервиса «Календарь вступления в силу», расположенного на главной странице системы под кнопкой «Быть в курсе».
Если вы еще не пользуетесь системой «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика», то рекомендуем скорее заказать к ней бесплатный доступ и быть готовым к любым изменениям в сфере закупок.
А знаете ли вы?
Обезопасьте себя от штрафов с помощью актуальных форм по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Для специалистов по 44-ФЗ
С 01.07.2021 уточнены требования, устанавливаемые к участникам закупок в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (Федеральный закон от 30.12.2020 № 539-ФЗ).
Новая информация в обязательном порядке должна быть отражена заказчиками в извещении и документации о закупке.
В связи с этим образцы по всем закупочным процедурам, размещенные в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика», были приведены в соответствие с действующим законодательством о контрактной системе.
Готовые шаблоны документов позволят сэкономить время и не допустить ошибок при их составлении.
Штраф
Размер штрафа за утверждение документации о закупке с нарушением требований законодательства о контрактной системе составляет 3 тыс. руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).
Как найти образцы по 44-ФЗ
В сервисе «Инструменты заказчика» под кнопкой «Формы документов по 44-ФЗ» на главной странице системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Для специалистов по 223-ФЗ
С 12.07.2021 скорректировано содержание документации о конкурентной закупке, участниками которой являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ (Федеральный закон от 01.07.2021 № 277-ФЗ).
С учетом данных изменений актуализированы образцы:
— Документация конкурентной закупки (223-ФЗ);
— Положение о закупке 223-ФЗ для бюджетных учреждений.
Риски
Несоблюдение предусмотренных законодательством о закупках отдельными видами юридических лиц требований к содержанию документации о закупке влечет наложение административного штрафа (ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ):
— на должностных лиц в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.;
— на юридических лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.
Как найти образцы по 223-ФЗ
Перейти в сервис «Инструменты заказчика», в кнопку «Формы документов по 223-ФЗ» на главной странице системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Новые документы в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика» за июнь — июль 2021 года
Из зала суда
Условие контракта о выставлении исполнителем счёта-фактуры не нарушает права участников с УСН
Обзор практики:
В УФАС поступила жалоба на действия заказчика при проведении электронного аукциона в связи с утверждением документации об аукционе, не соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
По мнению подателя жалобы, заказчик неправомерно указал в условиях контракта, что для приемки оказанных услуг исполнитель по контракту предоставляет заказчику счет-фактуру.
Форма счета-фактуры предусматривает необходимость указания налога на добавленную стоимость (далее — НДС), а заявитель применяет упрощенную систему налогообложения (далее — УСН).
В связи с поступлением жалобы УФАС провело внеплановую проверку осуществления закупки. В ходе проверки ведомство пришло к выводу о том, что условия проекта контракта возлагают на налогоплательщиков, применяющих УСН, обязанность по выставлению счетов-фактур с НДС и по уплате данного налога, что неправомерно.
Также, по мнению УФАС, формулировка пункта проекта контракта, устанавливающего порядок оплаты:
— ограничивает права и законные интересы участников закупки, осуществляющих предпринимательскую деятельность с применением УСН;
— противоречит требованиям Налогового кодекса РФ, а также Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
По результатам проверки УФАС принято решение, которым жалоба заявителя признана обоснованной, заказчик признан нарушившим п. 1 ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Не согласившись с решением УФАС, заказчик обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
При принятии решений суды руководствовались следующим.
- Законодательство о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на федеральных законах, регулирующих отношения, возникающие в процессе закупочной деятельности (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
- Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), который осуществляет их реализацию (ч. 1 ст. 169 Налогового кодекса РФ).
- Налогоплательщик обязан в числе прочих документов по налоговому учету составлять счет-фактуру (п. 1 ч. 3 ст. 169 Налогового кодекса РФ).
- При совершении операций по реализации товаров (работ, услуг) лицам, не являющимся плательщиками НДС, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры не составляются.
- Счет-фактура без НДС заполняется по тем же правилам, которые установлены для оформления обычных счетов-фактур, содержащих НДС. При этом в счете-фактуре, составляемом без НДС, делается запись «без НДС» (Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).
- Организации, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС. Следовательно, у организации или индивидуального предпринимателя, применяющих УСН, нет обязанности выставлять счета-фактуры с выделением НДС и уплачивать его в бюджет.
- При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, освобожденными от уплаты НДС, счета-фактуры составляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)» (ч. 5 ст. 168 Налогового кодекса РФ).
- Как указано в Определении Конституционного суда РФ от 29.03.2016 № 460-О, лица, не являющиеся плательщиками НДС, вправе:
— либо сформировать цену товаров (работ, услуг) без учета НДС и, соответственно, без выделения этих сумм в выставляемых счетах-фактурах;
— либо выставить контрагенту счета-фактуры с выделением суммы НДС, притом что эта сумма НДС подлежит уплате в бюджет (п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, нормативные правовые акты не содержат запретов на выставление счетов-фактур без начисления суммы НДС организациями или предпринимателями, применяющими УСН.
Также судами отмечено, что ни в жалобе, ни в решении УФАС не содержится ссылки на пункт проекта контракта, который будет обязывать исполнителя, применяющего УСН, выставлять счета-фактуры именно с выделением НДС и тем более уплачивать его в бюджет.
Упоминаемый УФАС пункт проекта контракта не содержит безусловной прямой обязанности лиц, применяющих УСН, выставлять счет-фактуру с выделенным в нём НДС.
Следовательно, доводы, указанные в жалобе, не свидетельствуют о нарушении заказчиком требований п. 1 ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
В связи с указанными обстоятельствами суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные заказчиком требования.
УФАС обратилось в кассационный суд с исковым заявлением об отмене решений судов первых инстанций.
Однако суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно решению Арбитражного суда Архангельской области решения судов первых инстанций оставлены без изменения, а кассационная жалоба УФАС — без удовлетворения (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.01.2021 по делу № А05-1110/2020).
Вывод эксперта:
Условие контракта о выставлении исполнителем счёта-фактуры для получения оплаты не нарушает права лиц, применяющих УСН, несмотря на то что такие налогоплательщики в соответствии с законодательством не составляют счета-фактуры.
Исполнитель, применяющий УСН, может выставить счет-фактуру, в котором будет присутствовать запись «без НДС».
Во избежание претензий со стороны контролирующих органов, исполнителей по контракту, рекомендуем заказчику условие о предоставлении документов для оплаты сформулировать следующим образом: «Для оплаты поставленного товара поставщик обязан предоставить заказчику счет/счет-фактуру».
Данная формулировка позволяет исполнителю по контракту, применяющему УСН, выставить заказчику счет на оплату, в котором сумма НДС не будет отражена.
Обзор подготовлен экспертом Службы поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Акуленко Ольгой Владимировной
Еще не работаете с системой «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»? Попробуйте бесплатный доступ!