Закупки-info
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок

Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Установлены новые дополнительные требования к участникам закупки по 44-ФЗ

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 утверждены Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — дополнительные требования).
Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 признано утратившим силу.
В чем суть изменений?
Как и ранее, дополнительными требованиями предусмотрены:
1) отдельные виды товаров, работ, услуг, при закупках которых устанавливаются такие требования;
2) непосредственно сами требования к участникам (например, наличие опыта исполнения аналогичных контрактов, наличие сотрудников в штате, наличие оборудования и материальных ресурсов и т. п.);
3) перечень информации и документов, подтверждающих соответствие участников таким требованиям.
Обращаем внимание, что дополнительные требования обязательны для применения заказчиками при закупке соответствующих товаров, работ, услуг (ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
При этом в настоящее время дополнительные требования распространяются на все способы закупок (ранее это были только конкурсы и аукционы) (ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Таким образом, с 2022 года дополнительные требования могут применяться и при проведении запроса котировок.
Что делать заказчикам?
При подготовке к закупке, вне зависимости от способа ее проведения, заказчикам следует проверить наличие дополнительных требований к участникам. В случае необходимости такие требования должны быть предусмотрены в извещении.
Штраф!
Нарушение требований к содержанию извещения может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 3 тыс. рублей (ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
А знаете ли вы?
Актуализированы расчетчики сроков закупочных процедур
С 01.01.2022 действует новый порядок проведения закупочных процедур. В рамках оптимизации закупок были сокращены и сроки их проведения.
Для расчета сроков по новым правилам в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика» представлены:
— Расчетчик сроков при проведении электронного аукциона;
— Расчетчик сроков при проведении запроса котировок в электронной форме.
Новые версии расчетчиков найдете в сервисе «Инструменты заказчика» под кнопкой «Расчетчики по 44-ФЗ».
Еще не работаете с системой «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»?
Из зала суда
При оценке ответственности участника – члена СРО иные контракты, находящиеся на исполнении, не учитываются
Обзор практики:
В Приморское УФАС России поступила жалоба участника закупки (далее — Заявитель) на действия комиссии заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию подразделения детской поликлиники.
Согласно требованиям аукционной документации, в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ, участники закупки должны быть членами СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Первая часть заявки на участие в аукционе Заявителя признана соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и документации об аукционе.
В составе второй части заявки Заявителем была предоставлена выписка из реестра членов СРО. Согласно указанной выписке Заявитель имеет второй уровень ответственности. Это дает ему право выполнять работы по договорам с предельным (совокупным) размером обязательств не выше 500 млн руб. Цена контракта, предложенная Заявителем, — 243 млн руб.
Вместе с тем ранее Заявителем были заключены и находятся на стадии исполнения контракты, суммарная стоимость которых в совокупности с контрактом по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию подразделения детской поликлиники превышает предельный размер обязательств (500 млн руб.).
Данный факт послужил основанием для отклонения заявки на этапе рассмотрения вторых частей заявок.
Не согласившись с мнением комиссии заказчика, Заявитель обратился в УФАС.
Жалоба была признана обоснованной, заказчику выдано предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Комиссией УФАС отмечено следующее:
- У аукционной комиссии отсутствуют обязательства по проверке совокупного размера обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов.
- Контроль соответствия фактического совокупного размера обязательств по договорам подряда осуществляет СРО и ее участники, а не комиссия заказчика (ч. 4 ст. 55.13, ч. 4 ст. 55.8, ч. 6 ст. 55.13 Градостроительного кодекса РФ).
- Участники СРО обязаны самостоятельно (при необходимости) вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
- Градостроительный кодекс РФ не содержит механизмов, позволяющих заказчикам осуществлять контроль за соблюдением членами СРО законодательства о градостроительной деятельности и саморегулировании.
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ также не устанавливает требования рассчитывать совокупный размер обязательств участника закупки для принятия решения о допуске или недопуске заявки.
- Кроме того, участнику закупки на момент подачи заявок и определения победителя достаточно являться членом СРО.
Заявка Заявителя содержит все документы и сведения в соответствии с требованиями документации об аукционе, и представленные документы соответствуют установленным.
Таким образом, комиссия Приморского УФАС приходит к выводу о том, что Заявитель жалобы соответствует требованиям документации об аукционе и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (Решение Приморского УФАС России от 03.12.2021 № 025/06/69-1514/2021).
Вывод эксперта:
Как верно отмечено в решении УФАС:
— заказчик не обязан проверять совокупный размер обязательств участника закупки. Это делает комиссия СРО;
— Градостроительный кодекс РФ не позволяет заказчикам контролировать то, как члены СРО соблюдают градостроительные правила;
— Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ не требует рассчитывать совокупный размер обязательств, чтобы принять решение о допуске к закупке;
— при подаче заявки и подведении итогов участнику достаточно быть членом СРО. В случае необходимости размер взноса можно увеличить до заключения контракта.
В данном случае участник закупки предоставил все необходимые документы и сведения. При необходимости участник может дополнительно внести денежные средства в компенсационный фонд СРО.
Следовательно, основания для отклонения его заявки у аукционной комиссии отсутствовали. Заявка была отклонена неправомерно.
Обзор подготовлен экспертом службы поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Акуленко Ольгой Владимировной