Закупки-info
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
![](assets/content/Plashki OI/GM_zakupki.jpg)
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Проектирование и выполнение строительных (ремонтных) работ по 44-ФЗ по новым правилам
![Проектирование и выполнение строительных (ремонтных) работ по 44-ФЗ по новым правилам](assets/content/gmzakupki/18 10 2023/18 10 2023_tema.jpg)
Приказом Минстроя России от 26.09.2023 № 604/пр утверждены:
- Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — Порядок определения НМЦК).
- Методика составления сметы контракта, предметом которого может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — Методика).
- Порядок изменения цены контракта, предметом которого может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в случаях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 и пунктом 2 части 62 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Порядок изменения цены контракта).
Так, Приказом Минстроя России от 26.09.2023 № 604/пр обновлены порядок определения НМЦК, методика составления сметы контракта и порядок изменения цены контракта, предметом которого являются одновременно проектирование и выполнение строительных (ремонтных) работ по 44-ФЗ.
Период действия — с 07.10.2023 до 01.01.2025.
Действующий ранее Приказ Минстроя России от 30.03.2020 № 175/пр признан утратившим силу с 07.10.2023.
Подробнее об изменениях
Заказчики определяют НМЦК в соответствии с Порядком определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) (далее — Порядок), утвержденном Приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр, а также с учетом положений нового Порядка определения НМЦК при заключении контракта, предметом которого являются одновременно (п. 2 Порядка определения НМЦК):
- подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий;
- выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Рекомендуемый образец расчета приведен в Приложении к Порядку определения НМЦК.
Заказчики по-прежнему формируют смету контракта на основании проекта сметы контракта, составляемого в соответствии с разд. 6 Порядка, утвержденного Приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр. Рекомендуемый образец сметы контракта приведен в Приложении № 1 к Методике, утвержденной Приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр (п. 3 Методики).
Изменение цены контракта осуществляется заказчиком после выполнения обязательств по контракту с оформлением дополнительного соглашения к контракту. Формула изменения цены и особенности ее применения приведены в п. 3 Порядка изменения цены контракта.
Что делать заказчикам
Таким образом, заказчики для обоснования начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого являются одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, применяют новый порядок с особенностями определения НМЦК на закупку необходимых ему товаров, работ, услуг.
Чем поможет система
Подробности по данной теме читайте в справочном материале «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги по 44-ФЗ» системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
А знаете ли вы?
Новые документы в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»
Ежемесячно в систему «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика» вносятся нормативно-правовые акты и разъяснительные письма госорганов. Предлагаем вашему вниманию подборку свежих документов за октябрь 2023 года, которые позволят узнать об изменениях в сфере закупок и без ошибок вести закупочную деятельность.
Из зала суда
Установление дополнительных требований по двум позициям не является нарушением
Обзор практики:
Заказчиком, который является учреждением культуры, проведен электронный аукцион на право заключения государственного контракта на техническое обслуживание систем кондиционирования и вентиляции, климатического оборудования, находящихся в хранилищах (запасниках) музея.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с п. 5 и п. 14 раздела 1 Дополнительных требований к участникам закупки, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, а именно:
- наличие опыта выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчика к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда;
- наличие опыта выполнения работ, оказания услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений.
Соответствие участника этим требованиям подтверждается исполненными договорами и актами выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающих цену выполненных работ, оказанных услуг.
Участник закупки (далее — заявитель) направил жалобу в УФАС на действия заказчика.
По мнению заявителя, установление сразу двух требований, согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, незаконно и ведет к ограничению конкуренции. Кроме того, данный предмет аукциона подразумевает, что заказчик может потребовать от участника подтверждения наличия опыта обслуживания зданий, а не текущего ремонта или работ с музеями. Заказчик установил неверные требования участникам, чем ограничил конкуренцию.
Жалоба была признана обоснованной, и заказчика обязали привести требования к участникам закупки в соответствие законодательству (Решение УФАС по г. Москве от 14.11.2022 по делу № 077/06/1063-16938/2022).
По мнению антимонопольного органа, дополнительные требования по двум позициям исключают возможность участия в закупке субъектов, обладающих опытом выполнения работ по техническому обслуживанию зданий и не обладающих опытом оказания услуг, выполнения работ, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек.
С данными выводами антимонопольного органа согласился суд первой инстанции (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.05.2023 по делу № А40-22121/23).
Не согласившись с мнением антимонопольного органа и суда, заказчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с иском об оспаривании решения УФАС и отмене решения суда первой инстанции.
Как указывает апелляционный суд, судом первой инстанции не учтено следующее:
- Заказчиком аукциона является Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры.
- Аукцион проводился на право заключения государственного контракта на техническое обслуживание систем кондиционирования и вентиляции, климатического оборудования.
- В соответствии с описанием объекта закупки в техническом задании, системы кондиционирования и вентиляции, климатического оборудования, техническое обслуживание которых было выставлено на аукцион, находятся в хранилищах (запасниках) музея.
- Установление к участникам закупки двух дополнительных требований (п. 5 и п. 14 раздела 1 Дополнительных требований к участникам закупки, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571) объясняется спецификой закупаемых учреждением работ. Работы по техническому обслуживанию систем кондиционирования и вентиляции, климатического оборудования подлежали проведению в хранилищах (запасниках) музея.
По мнению апелляционного суда, при таких обстоятельствах участнику аукциона недостаточно иметь только опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений.
Участник в обязательном порядке должен иметь и опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея.
В рассматриваемом случае заказчик вправе предъявить требования к участникам закупки, исходя из того, что является музеем и работы подлежали выполнению в хранилищах (запасниках) музея.
Таким требованиям, безусловно, могут не соответствовать все субъекты хозяйственной деятельности.
В данном случае указанные требования к участникам закупки не могут расцениваться как ограничение прав одних и предоставление преимуществ другим субъектам.
Вышеизложенные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции, что в силу ч. 1 ст. 268 Арбитражно-процессуального кодекса РФ позволяет апелляционному суду переоценить выводы суда.
Решение суда первой инстанции было отменено, решение УФАС по г. Москве признано незаконным (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2023 № 09АП-46120/2023).
Вывод эксперта:
В данном случае заказчик не нарушил требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок в силу следующего:
- Заказчик является учреждением культуры.
- Два дополнительных требования установили из-за специфики деятельности заказчика — музейного учреждения и объекта закупки. Услуги следовало предоставлять в хранилищах этого музея. Участнику мало иметь только опыт исполнения договора на техобслуживание зданий.
- Спорные требования к участникам закупки в данном случае не ограничивают права одних субъектов и не дают преимущества другим.
Следовательно, учитывая специфику деятельности заказчика, дополнительные требования об одновременном наличии опыта работ, связанных с допуском к хранилищам музеев, и по техобслуживанию зданий не нарушают требований законодательства и права участников закупки.
Обзор подготовлен экспертом службы поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт" Акуленко Ольгой Владимировной