Закупки-info
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
С 01.04.2021 нововведения в запросе котировок в электронной форме
С 01.04.2021 действует новый порядок проведения запроса котировок в электронной форме (Федеральный закон от 27.12.2019 № 449-ФЗ).
Что изменится?
Процедура проведения запроса котировок в электронной форме будет преобразована и регламентирована только одной нормой — ст. 82.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. В частности, согласно внесенным изменениям:
— сокращены сроки подачи заявок и заключения контракта;
— увеличен ценовой порог до 3 млн руб.;
— скорректирован состав заявки участников;
— дополнен перечень оснований для отклонения заявок;
— и другие изменения.
Чем поможет система «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»?
Подготовьтесь к изменениям заблаговременно и проведите закупку без нарушения требований законодательства о контрактной системе с помощью новых инструментов: справочные материалы и образцы, которые являются первыми помощниками каждого специалиста по закупкам.
Новый справочный раздел называется «Запрос котировок в электронной форме по 44-ФЗ с 01.04.2021». В него включены справочные материалы:
— Рабочий календарь проведения запроса котировок в электронной форме по 44-ФЗ;
— Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме по 44-ФЗ;
— Признание запроса котировок в электронной форме несостоявшимся по 44-ФЗ.
Новый блок справочных материалов размещен в главе «Закупочные процедуры по 44-ФЗ» справочника «Закупки по контрактной системе» системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Учесть все необходимые изменения при составлении извещения о проведении запроса котировок в электронной форме вам помогут готовые образцы в системе.
Новые образцы извещений о проведении запроса котировок в электронной форме разработаны с учетом новых требований законодательства о контрактной системе, вводимых с 01.04.2021. Готовые образцы в системе помогут сэкономить время и не допустить ошибок.
Найти вы их можете в сервисе «Инструменты заказчика» под кнопкой «Формы документов по 44-ФЗ» на главной странице системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
А знаете ли вы?
Запись вебинара по основным изменениям 44-ФЗ уже в системе!
25.02.2021 прошел вебинар на тему «Закупки 2021: обзор основных изменений по контрактной системе».
В системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика» размещена запись данного вебинара.
Посмотрев запись вебинара, вы узнаете:
— об изменениях в закупках у единственного поставщика;
— о новой обязанности комиссии по закупкам по проверке участников;
— о перечне товаров, в отношении которых установлен запрет на допуск товаров иностранного производства;
— о новом порядке проведения запроса котировок в электронной форме;
— о минимальной доле закупок товаров из ЕАЭС и требованиях к таким закупкам.
Видеосеминар поможет заказчикам:
— детально разобраться в изменениях в сфере закупок;
— избежать нареканий и штрафов со стороны контролирующих органов.
Видеосеминар разделен на отдельные смысловые блоки, что дает заказчикам возможность оперативно приступить к изучению именно того раздела, который им необходим.
Пользователям также доступен блок с ответами на вопросы, заданные участниками вебинара в рамках обсуждаемой темы.
Перейти к его просмотру вы сможете, воспользовавшись сервисом «Видеосеминары» на главной странице системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Новые документы в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Из зала суда
Неисполнение контракта в срок из-за форс-мажорных обстоятельств – не повод включать подрядчика в РНП
Обзор практики
По результатам проведенного аукциона на ремонт автомобильных дорог между заказчиком и подрядчиком заключен контракт.
В срок, установленный контрактом, работы подрядчиком не выполнены в полном объеме. В связи с этим заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения заключенного контракта.
Заказчик расценил невыполнение предусмотренных контрактом работ (ремонт автодорог) в установленный срок как недобросовестное поведение подрядчика. Это послужило поводом для обращения в территориальный орган УФАС с заявлением о включении сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев представленные материалы и проведя проверку, антимонопольный орган принял решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении подрядчика.
Подрядчик с решением антимонопольного органа не согласился и обжаловал его в арбитражном суде. По мнению подрядчика, решение антимонопольного органа не соответствует закону и нарушает права подрядчика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции требования подрядчика удовлетворил. Однако апелляционный суд второй инстанции принял сторону антимонопольного органа и решение суда первой инстанции было отменено.
Подрядчик вновь обратился в суд кассационной инстанции, и его требования об отмене решения антимонопольного органа и постановления суда второй инстанции были удовлетворены.
По мнению апелляционной коллегии кассационного суда, постановление суда второй инстанции принято с нарушением норм материального права, а выводы суда противоречат материалам дела.
Удовлетворяя требования подрядчика, кассационный суд руководствовался следующими доводами.
Как верно отмечено в постановлении суда первой инстанции, невыполнение работ по контракту в установленный срок обусловлено следующим:
— на территории городского округа произошло выпадение обильных осадков в виде ливневого дождя, мешающих производству работ;
— данное обстоятельство вызвало издание главой администрации города постановления о введении на территории городского округа режима чрезвычайной ситуации в связи с опасными погодными явлениями;
— факт неблагоприятных погодных условий повлек размытие грунта и необходимость повторного выполнения ряда ранее произведенных работ;
— неблагоприятные погодные условия повлияли на поставку строительного материала по отсыпке дорог, добыча которого производилась на территориях, накрытых ливневыми дождями;
— в связи с проведением экономического форума были введены ограничения на производство земляных работ на две недели.
Кроме того, суд принял во внимание и оценил фактические действия подрядчика при выполнении работ: в неблагоприятных погодных условиях им производились подготовительные работы и работы, организационно допустимые в условиях осадков. Указанные обстоятельства свидетельствуют о направленности действий подрядчика к выполнению своих обязанностей в установленный контрактом срок.
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта влечет для подрядчика негативные последствия в виде включения информации в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 16 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Вместе с тем, как указывает кассационный суд, при поступлении заявления о включении подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган должен осуществить проверку предоставленных информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика.
Только если достоверность указанных факторов будет подтверждена, УФАС выносит решение о включении подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков. В ином случае УФАС выносит решение об отказе во включении информации о подрядчике.
В данной ситуации обстоятельства, связанные с нарушением сроков выполнения предусмотренных контрактом работ, антимонопольным органом не исследовались. Действия подрядчика на предмет принятия им разумных мер для надлежащего исполнения контракта не оценивались.
По мнению кассационного суда, односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о нём в реестр недобросовестных поставщиков. В каждом конкретном случае антимонопольный орган должен дать оценку действиям подрядчика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, кассационный суд принял решение об отмене постановления суда второй инстанции, поскольку подрядчик не имел намерения уклониться от исполнения контракта. А неисполнение контракта в установленный срок вызвано возникновением чрезвычайных, не зависящих от подрядчика обстоятельств (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.12.2020 № Ф03-4659/2020 по делу № А51-5424/2020).
Вывод эксперта:
Если обязательства по контракту не исполнены в установленный контрактом срок по причине возникновения форс-мажорных обстоятельств, включать подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков незаконно.
Вместе с тем в случае одностороннего расторжения контракта у заказчика возникает обязанность направить в УФАС сведения о подрядчике для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Однако, принимая решение, антимонопольный орган должен учитывать все обстоятельства, послужившие основанием для такого расторжения.
В данном случае подрядчик не собирался уклоняться от исполнения контракта. Он не выполнил работы из-за сложных погодных условий и введения в городском округе, где выполнялись работы, режима чрезвычайной ситуации. Данное обстоятельство исключало возможность выполнения некоторых видов работ. При этом подрядчик выполнял работы, допустимые при осадках, что позволило частично исполнить контракт.
В сложившейся ситуации заказчику не следовало расторгать контракт в одностороннем порядке. Принятие заказчиком решения о продолжении работ после окончания срока, установленного контрактом, помогло бы избежать длительных судебных разбирательств, а также необходимости проведения повторной закупки на оставшуюся, невыполненную часть работ.
Обзор подготовлен экспертом Службы поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Акуленко Ольгой Владимировной