Закупки-info
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок

Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Внесены срочные поправки в 44-ФЗ

Документ: Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ.
Дата вступления в силу — 08.03.2022.
Суть изменений
1.Правительство РФ наделено правом увеличивать начальную (максимальную) цену контракта (далее — НМЦК) и годовой объем закупок путем проведения запроса котировок на поставку отдельных видов медицинских изделий.
Одновременно Постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 № 297 НМЦК по таким закупкам увеличена до 50 млн рублей, а их годовой объем до 750 млн рублей.
2. Вновь возвращено право Правительства РФ устанавливать случаи и порядок списания заказчиками неустоек.
3. Установлены новые основания закупки у единственного поставщика в сфере медицины:
— закупка в электронной форме лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов;
— закупка ФСС России в электронной форме технических средств реабилитации и услуг;
— закупка лекарственных препаратов или медицинских изделий, которые не имеют российских аналогов.
Для закупки по новым основаниям товары должны быть произведены в России или в иностранных государствах, которые не вводили ограничительные меры экономического характера.
Новые основания будут применяться в течение 2 лет.
4. Максимальная цена контракта на поставку лекарственных препаратов для назначения пациенту по решению врачебной комиссии увеличена с 1 млн рублей до 1,5 млн рублей.
5. По контрактам, заключенным до 01.01.2023, установлена возможность изменять существенные условия по соглашению сторон при возникновении независящих от них обстоятельств, влекущих невозможность исполнения контракта.
6. До 31.12.2022 Правительство РФ и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ наделены правом устанавливать дополнительные основания закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и определять порядок их осуществления.
Чем поможет система
За изменениями в сфере закупок следите с помощью новостной ленты «Новости в сфере закупок» в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика» и телеграм-канала «Кодекс. 44-ФЗ и 223-ФЗ».
Если вы еще не знакомы с системой «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика», то рекомендуем заказать к ней бесплатный доступ и ознакомиться со всеми ее преимуществами.
А знаете ли вы?
Запись вебинара «Приемка: как закрыть контракт по 44-ФЗ в 2022 году» уже в системе!
24.02.2022 прошел вебинар на тему «Приемка: как закрыть контракт по 44-ФЗ в 2022 году».
В системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика» размещена запись данного вебинара.
Посмотрев запись вебинара, вы узнаете:
— что такое приемка ТРУ;
— порядок проведения приемки;
— обо всех изменениях в контрактной системе, которые вступили в силу, относительно приемки.
Видеосеминар поможет заказчикам:
— осуществить приемку с учетом особенностей, установленных гражданским законодательством и законодательством о контрактной системе в сфере закупок;
— надлежащим образом оформить все необходимые документы без нарушения сроков;
— сэкономить время на поиске информации, получив оперативное разъяснение эксперта по возникающим вопросам во время вебинара;
— избежать нареканий и штрафов со стороны контролирующих органов.
Видеосеминар разделен на отдельные смысловые блоки, что дает заказчикам возможность оперативно приступить к изучению именно того раздела, который им необходим.
Пользователям также доступен блок с ответами на вопросы, заданные участниками вебинара в рамках обсуждаемой темы.
Перейти к его просмотру вы сможете, воспользовавшись сервисом «Видеосеминары» на главной странице системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Еще не работаете с системой «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»?
Новые документы в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»
Не тратьте время на поиск и анализ документов — смотрите подборку нормативно-правовых актов в сфере закупок за февраль—март 2022 года в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Из зала суда
При установлении дополнительных требований к участникам закупки заказчику необходимо учитывать свою сферу деятельности
Обзор практики:
Государственным бюджетным учреждением культуры (далее — Заказчик) проводился электронный аукцион. Предмет контракта — оказание услуг по комплексной уборке внутренних помещений и прилегающей территории для Заказчика. НМЦК составила более 6 млн руб.
В Московское УФАС России поступила жалоба участника закупки (далее — Заявитель) на действия Заказчика при проведении указанного аукциона.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком нарушена ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а именно — не установлено дополнительное требование к участникам закупки.
Дополнительные требования к участникам закупки устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее — Дополнительные требования, Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571).
По мнению Заявителя, Заказчик обязан был установить требование о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий.
Доводы Заявителя основываются на том, что услуги по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий указаны в п. 36 Дополнительных требований.
Такие дополнительные требования необходимо устанавливать при проведении конкурентных способов закупки в случае, если НМЦК превышает 1 млн руб. (подп. «а» п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571).
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что дополнительные требования не установлены правомерно.
Пункт 36 Дополнительных требований относится к Разделу VI «Дополнительные требования к участникам закупки в сфере здравоохранения, образования, науки, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям».
Заказчик является государственным бюджетным учреждением культуры. В этой связи дополнительные требования к участникам закупок, указанные в п. 36 Дополнительных требований не могут быть применены, поскольку Заказчик не осуществляет свою деятельность в сфере здравоохранения, образования, науки.
Таким образом, поскольку Заказчик осуществляет свою деятельность в сфере культуры и не относится к сфере здравоохранения, образования, науки, установление дополнительных требований не требуется.
На этих основаниях Комиссия УФАС пришла к выводу, что довод Заявителя не находит своего законодательного подтверждения. В этой связи жалоба была признана необоснованной (решение Московского УФАС России от 31.01.2022 по делу № 077/06/106-1290/2022).
Вывод эксперта:
При установлении дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ необходимо учитывать не только размер НМЦК, но и сферу деятельности Заказчика.
Дополнительные требования устанавливаются в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.
Помимо видов работ и НМЦК при установлении дополнительных требований Заказчику необходимо также руководствоваться сферой собственной хозяйственной деятельности.
Если Заказчик не осуществляет деятельность, указанную в перечне Дополнительных требований, то необходимость устанавливать дополнительные требования к участникам закупки отсутствует.
Обзор подготовлен экспертом службы поддержки пользователей
систем "Кодекс"/"Техэксперт" Акуленко Ольгой Владимировной