Закупки-info
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок

Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Очередные изменения предложены в правила закупки радиоэлектронной продукции

Проект № 01/01/09-21/00120081 с изменениями в Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 прошел общественное обсуждение.
Суть предлагаемых изменений:
Напомним, с 31.08.2021 в отношении допуска иностранной радиоэлектронной продукции было введено правило «второй лишний» и были определены правила подтверждения страны происхождения товара (п. 3 и 3.1 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878).
В частности, на сегодняшний день допускается только радиоэлектронная продукция, включенная в российский реестр радиоэлектронной продукции или евразийский реестр промышленных товаров.
Теперь Минпромторг предлагает полностью новые редакции ключевых положений Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878. Ознакомимся с ними немного подробнее.
В части подтверждения страны происхождения товара:
— производство товара на территории стран ЕАЭС до 31.12.2021 может подтверждаться сертификатом СТ-1 (в дальнейшем только сведениями из евразийского реестра промышленной продукции);
— производство медицинской техники на территории стран ЕАЭС может подтверждаться сертификатом СТ-1 до 31.12.2022.
При наличии сертификатов СТ-1 в заявке будет декларироваться только страна происхождения товара. Сам сертификат будет предоставляться на этапе исполнения контракта.
Кроме того, планируется исключить положения о возможности не применять ограничения при отсутствии в реестрах радиоэлектронной продукции того же класса (функционального назначения) и (или) соответствующей по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам требованиям заказчика (п. 4 и 5 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878).
Таким образом, при принятии проекта случаев невозможности применить ограничения допуска в связи с отсутствием производства на территории стран ЕАЭС необходимой продукции больше не будет.
Чем поможет система?
За дальнейшей судьбой проекта следите с помощью новостной ленты «Новости в сфере закупок» в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика» и телеграм-канала «Кодекс. 44-ФЗ и 223-ФЗ».
Если вы еще не знакомы с системой «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика», то рекомендуем заказать к ней бесплатный доступ и ознакомиться со всеми ее преимуществами.
А знаете ли вы?
Актуализирован сервис для проверки закупаемой продукции
В одном из прошлых выпусков мы рассказывали о том, что изменены правила применения отдельных запретов и ограничений допуска по 44-ФЗ. Так, с 31.08.2021 Постановлением Правительства РФ от 28.08.2021 № 1432 внесены изменения в:
— Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства от 05.02.2015 № 102;
— Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878;
— Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616.
В связи с тем, что основные изменения коснулись перечней иностранной продукции, был актуализирован сервис «ОКПД 2: проверка особенностей закупки по коду и наименованию».
Чем поможет система?
Инструмент позволит заказчику оперативно определить необходимость применения:
1) ограничений, запретов, условий допуска иностранных товаров;
2) иных особенностей закупок (аукционный перечень, типовые контракты/условия, преимущества учреждениям УИС, преимущества организациям инвалидов, запрет авансирования, минимальная доля закупок).
Сервис регулярно дополняется новыми особенностями, что, в свою очередь, позволит вам заблаговременно подготовиться к закупке и избежать нарушений законодательства о контрактной системе.
Как найти сервис:
Доступ к сервису осуществляется через баннер «ОКПД 2: проверка особенностей закупки по коду и наименованию» на главной странице системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Из зала суда
При закупке с национальным режимом выписка из реестра должна быть актуальна не только на момент подачи заявки
Обзор практики:
В Ульяновское УФАС поступила жалоба участника закупки на действия аукционной комиссии о применении национального режима в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616.
По мнению подателя жалобы, его заявка была необоснованно признана не соответствующей требованиям документации и законодательства, поскольку содержала во второй части выписку из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации. То есть заявка содержала документ, предусмотренный в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
От заказчика в УФАС поступили возражения на жалобу, содержащие указание в том числе на следующее.
Заявка была признана не соответствующей требованиям документации. Основанием для отклонения заявки послужил п. 3 ч. 6 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. При проверке аукционной комиссией сведений, представленных в составе заявки, было установлено, что реестр промышленной продукции, произведенной на территории РФ, не содержит выписку, представленную заявителем.
В этой связи заявку участника закупки с запретом на допуск иностранных товаров признали не соответствующей требованиям документации. Он не представил выписку из реестра российской или евразийской промышленной продукции.
Участник с этим не согласился, поскольку выписку он приложил.
Заказчик пояснил, что при рассмотрении вторых частей заявок он не нашел выписку в реестре.
Контролирующий орган поддержал заказчика. Принятие решения о правомерности действий заказчика основано на следующем.
При осуществлении закупки с применением национального режима вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. При отсутствии таких документов заявка приравнивается к заявке с товарами иностранного производства (п. 6 ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации или на территории государства — члена ЕАЭС является наличие сведений о такой продукции в реестре российской промышленной продукции или в реестре евразийской промышленной продукции (п. 6 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616).
Основанием для внесения в реестр информации о российской промышленной продукции, о евразийской промышленной продукции является наличие заключения Минпромторга (п. 3 Приложения № 3, п. 3 Приложения № 4 к Приказу Минпромторга России от 29.05.2020 № 1755). Такое заключение выдается на определенный срок.
Истечение срока действия заключения Минпромторга является основанием для исключения товаров из реестра российской промышленной продукции, реестра евразийской промышленной продукции (п. «а» п. 6 Приложения № 3, п. «а» п. 6 Приложения № 4 к Приказу Минпромторга России от 29.05.2020 № 1755).
Согласно представленной в составе заявки выписке из реестра российской промышленной продукции запись о предлагаемом участником товаре была размещена в реестре российской промышленной продукции.
Однако на момент проведения процедуры электронного аукциона и рассмотрения вторых частей заявок участников заявка подателя жалобы не содержала необходимых документов. А именно: в заявке отсутствует выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, поскольку данные о товаре исключены из реестра российской промышленной продукции.
В этой связи комиссией УФАС принято решение о том, что (Решение Ульяновского УФАС от 20.07.2021 по делу № 073/06/69-424/2021 ):
— действия аукционной комиссии, принявшей решение о несоответствии заявки требованиям документации и законодательства, не нарушают положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ;
— жалоба участника закупки является необоснованной.
Вывод эксперта:
При проведении закупки с применением национального режима заказчику следует проверять не только соответствие заявки требованиям документации и законодательства, но и актуальность документов, представленных участником для подтверждения страны происхождения товара.
В рассматриваемой ситуации, несмотря на то что участник представил выписку из реестра российской промышленной продукции, к моменту рассмотрения вторых частей заявок она была неактуальна. Более того, сведения о товаре в реестре российской промышленной продукции отсутствовали, поскольку были исключены в связи с истечением срока действия заключения Минпромторга.
Поэтому заказчик и не нашел данные о товаре.
Заявку правомерно признали не соответствующей документации.

Обзор подготовлен экспертом Службы поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Акуленко Ольгой Владимировной