Закупки-info
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок

Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Изменены правила применения отдельных запретов и ограничений допуска по 44-ФЗ

Постановлением Правительства РФ от 28.08.2021 № 1432 внесены изменения в правила применения отдельных запретов и ограничений допуска по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Изменения распространяются на все закупки, извещения о которых размещены в единой информационной системе с 31.08.2021.
Суть изменений:
Постановлением Правительства РФ от 28.08.2021 № 1432 внесены следующие изменения:
- из Перечня отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102, исключен ряд позиций, относящихся к оборудованию.
По всей вероятности, это сделано для устранения дублирования с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, которым установлены ограничения допуска радиоэлектронной продукции.
Так, при закупке медицинского оборудования заказчикам необходимо применять ограничения допуска радиоэлектронной продукции, а не отдельных видов медицинских изделий;
- для применения ограничений допуска радиоэлектронной продукции достаточно наличия одной заявки с предложением товара, произведенного на территории ЕАЭС (ранее требовалось минимум две такие заявки с товарами разных производителей) (п. 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878).
Российское производство подтверждается записью в реестре российской радиоэлектронной продукции, а евразийское производство — наличием товара в евразийском реестре промышленных товаров.
Номера реестровых записей и информация о количестве баллов (при наличии) должны содержаться в заявках;
- заказчик вправе не устанавливать ограничение допуска радиоэлектронной продукции при наличии разрешения на закупку иностранного товара, выданного Минпромторгом России (ранее заказчики самостоятельно составляли обоснование невозможности применения ограничений допуска) (п. 5 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878).
Порядок выдачи Минпромторгом России разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара утвержден Приказом Минпромторга России от 29.05.2020 № 1755;
- Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, полностью изложен в новой редакции;
- Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616, дополнен рядом позиций с радиоэлектронной продукцией.
Таким образом, в отношении некоторых видов радиоэлектроники установлен полный запрет допуска иностранных товаров.
Обратите внимание, что изменения вступили в силу 31.08.2021 и уже с этой даты должны применяться при составлении закупочной документации.
Сэкономить время и избежать ошибок при составлении документов вам помогут готовые шаблоны в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика», найти которые можно в сервисе «Инструменты заказчика» под кнопкой «Формы документов по 44-ФЗ».
Дополнительные разъяснения эксперта по данным изменениям опубликованы на телеграм-канале «Кодекс. 44-ФЗ и 223-ФЗ», а в чате «Кодекс. 44-ФЗ и 223-ФЗ. Обсуждения» вы сможете обсудить возникшие вопросы с коллегами.
А знаете ли вы?
Запись вебинара о закупках малого объема в электронной форме по 44-ФЗ уже в системе!
26.08.2021 прошел вебинар на тему «Закупки у единственного поставщика в электронной форме по 44-ФЗ».
В системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика» размещена запись данного вебинара.
Посмотрев запись вебинара, вы узнаете:
— как будет работать новый механизм;
— как должны действовать участники, заказчики и операторы электронных площадок.
Видеосеминар поможет заказчикам:
— детально разобраться в порядке проведения малых закупок в электронной форме;
— избежать нареканий и штрафов со стороны контролирующих органов.
Нарушение порядка осуществления закупок влечет административную ответственность по ст. 7.29, 7.30, 7.32 КоАП РФ в виде штрафа. Размер штрафа в зависимости от нарушения может составлять:
— на должностных лиц от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
— на юридических лиц от 15 тыс. до 500 тыс. руб.
Видеосеминар разделен на отдельные смысловые блоки, что дает заказчикам возможность оперативно приступить к изучению именно того раздела, который им необходим.
Пользователям также доступен блок с ответами на вопросы, заданные участниками вебинара в рамках обсуждаемой темы.
Перейти к его просмотру вы сможете, воспользовавшись сервисом «Видеосеминары» на главной странице системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Еще не работаете с системой «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»?
Новые документы в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»
Новые документы в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика» за август — сентябрь 2021 года.
Из зала суда
Заключение Минпромторга о подтверждении производства продукции в РФ не заменяет выписку из реестра российской промышленной продукции
Обзор практики:
При проведении электронного аукциона на закупку товара «Мебель деревянная прочая, не включенная в другие группировки» заказчиком установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616.
В этом случае участник закупки в составе заявки на участие в аукционе должен предоставить документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и регламентирующими закупки в рамках национального режима. При отсутствии в составе заявки таких документов заявка приравнивается к заявке с предложением товаров иностранного производства.
Для подтверждения соответствия промышленных товаров требованиям российского законодательства участник закупки должен предоставить выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров (п. 10 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616).
Требование о предоставлении данных документов (или их копий) также установлено документацией об аукционе.
Участник закупки в составе заявки предоставил следующие документы:
— декларация о том, что им предлагаются к поставке товары происхождения ЕВРАЗЭС;
— заключение Минпромторга России о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации.
При этом выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров в составе заявки отсутствовала.
На этом основании комиссия по закупкам отклонила заявку участника на участие в аукционе.
Посчитав отклонение заявки незаконным, участник обратился в УФАС.
Однако жалоба участника закупки на действия аукционной комиссии была признана необоснованной (Решение Алтайского краевого УФАС от 12.07.2021 по делу № 022/06/69-578/2021 ).
При признании жалобы необоснованной УФАС исходило из следующего.
Порядок формирования и ведения реестра российской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму (далее — Порядок), утвержден Приказом Минпромторга России от 29.05.2020 № 1755.
Выписка из реестра формируется в ГИСП автоматически заинтересованным лицом самостоятельно.
Наличие у заявителя заключения Минпромторга России о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации (или стран — членов ЕАЭС) не является подтверждением того, что сведения о данной продукции содержатся в реестре российской промышленной продукции, поскольку на момент подачи заявки эти сведения могут быть исключены из реестра.
К тому же в заключении о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации отсутствует информация о реестровых записях о товаре, которая в обязательном порядке включается в контракт.
Поскольку в заявке участника закупки отсутствовала выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, аукционная комиссия приняла правомерное решение о признании заявки не соответствующей требованиям аукционной документации.
Вывод эксперта:
Нормативные правовые акты, применяемые в закупках в целях соблюдения национального режима, устанавливают четкий перечень документов, которые участник закупки должен предоставить в своей заявке для подтверждения соответствия товара требованиям законодательства РФ.
Если нормативным правовым актом установлено, что участник должен предоставить выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей, он обязан предоставить данный документ. В противном случае его заявка будет отклонена или приравнена к заявке с товаром иностранного производства.
Декларация о стране происхождения товара, а также заключение Минпромторга России о том, что товар произведен на территории Российской Федерации или в странах — членах ЕАЭС, не заменяют собой выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей.
Данные документы не подтверждают тот факт, что сведения о товаре есть в реестре, поскольку на момент подачи заявки эти данные могут из него исключить. Кроме того, в заключении нет информации о реестровых записях, которые обязательно включают в контракт.
Таким образом, заявка участника закупки, который не предоставил выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей при установлении заказчиком ограничений в соответствии с Постановлением Правительства от 30.04.2020 № 616, отклонена правомерно.

Обзор подготовлен экспертом Службы поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Акуленко Ольгой Владимировной