Подошел к концу первый месяц 2017 года, а значит, предприниматели, которые используют упрощенную систему налогообложения, уже столкнулись со вступившими в силу изменениями. 

Ведь Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» коснулся не только страховых взносов, но и УСН. Разберемся, что именно успело измениться в 2017 году.

1. Предельный размер доходов при упрощенной системе налогообложения

Для перехода на специальный налоговый режим в виде УСН установлен предельный размер доходов. Кроме того, придерживаться данного предельного размера дохода необходимо и во время применения специального налогового режима. Это одно из самых важных ограничений.

В 2016 году предельный размер доходов при УСН составлял 79,74 млн руб., а для целей перехода на УСН с 2017 года — 59,805 млн руб.

Обоснование:

На сегодняшний день предельный размер доходов при УСН равен 120 млн руб. Соответствующим изменениям подверглись п.4 и 4.1 ст.346.13 Налогового кодекса РФ: 60 млн руб. заменены на 120 млн руб. Соответственно, размер доходов для перехода на УСН пропорционально увеличился до 90 млн руб., поправки внесены в п.2 ст.346.12 Налогового кодекса РФ.

Порядок, предусматривающий индексацию предельного размера доходов, приостанавливается до 1 января 2020 года. При этом на 2020 год сразу установлен коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл.26.2 Налогового кодекса РФ, равный 1.

Таким образом, начиная с 1 января 2017 года до 31 декабря 2020 года предельный размер доходов при УСН равен 120 млн руб., соответственно, для целей перехода — 90 млн.руб. На индивидуальных предпринимателей ограничение по доходам для перехода на УСН не распространяется. Кроме того, ИП, совмещающим упрощенную и патентную системы налогообложения, ограничение по доходам налогоплательщика для целей применения патентной системы налогообложения установлено в размере 60 млн руб. (пп.1 п.6 ст.346.45 НК РФ). Об ограничениях для применения упрощенной и патентной системы налогообложения указано в письме Минфина России от 12 мая 2016 года N 03-11-11/27340.

Вместе с тем необходимо отметить, что патентную систему налогообложения вправе применять только ИП со средней численностью наемных работников, не превышающей за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым ИП.

УСН вправе применять организации и ИП, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период не превышает 100 человек.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.44 Налогового кодекса РФ переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно в порядке, установленном главой 26.5 Налогового кодекса РФ. ИП могут самостоятельно выбирать систему налогообложения: общий режим налогообложения, упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) или патентную систему налогообложения.

Если же доходы ИП, применяющего патентную систему налогообложения, превышают 60 млн руб., то он может перейти на УСН в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового НК РФ, либо на уплату ЕНВД в порядке, предусмотренном главой 26.3 НК РФ.

2. Остаточная стоимость основных средств

Еще одно важное ограничение для применения УСН — величина остаточной стоимости основных средств. Эта величина с 2017 года выросла в полтора раза — до 150 млн руб.

Обоснование:

В отличие от предельной величины доходов, ограничение по остаточной стоимости основных средств не менялось ни разу, начиная с 2002 года. Это препятствие для применения УСН организациями и ИП, которые имеют дорогостоящие основные средства или занимаются фондоемкими видами деятельности, особенно если вспомнить о ценах на коммерческую недвижимость или производственные здания в крупных городах.

Налогоплательщики неоднократно обращались к финансистам с вопросом о повышении остаточной стоимости основных средств для применения упрощенной системы налогообложения до 1 млрд руб. В ответном письме Минфина России от 12 мая 2016 года N 03-11-11/27340 было сказано, что такое повышение может привести к сокращению поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.

Поэтому увеличивать размер ограничения по остаточной стоимости основных средств со 100 млн руб. до 1 млрд руб. для применения юридическими лицами упрощенной системы налогообложения в настоящее время нецелесообразно.

В итоге остаточная стоимость основных средств для целей применения УСН увеличена в полтора раза — до 150 млн.руб. Таким образом, с 2017 года «спецрежимники», применяющие «упрощенку», вправе иметь основные средства остаточной стоимостью до 150 млн.руб. Следует отметить, что внесение поправок в п.2 ст.346.12 НК РФ в части распространения применения ограничения по остаточной стоимости основных средств в отношении ИП для целей перехода на УСН не предусматривается. При этом для целей УСН ограничение по остаточной стоимости основных средств по-прежнему распространяется на ИП.

3. Налоговые ставки

Индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу соответствующих законов и перешедшие на УСН, выбрав при этом объект налогообложения в виде доходов либо в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов в порядке, предусмотренном п.4 ст.346.20 НК РФ.

Обоснование:

С 2017 года внесены изменения в п.4 ст.346.20 Налогового кодекса РФ о налоговых ставках. Речь идет о налоговой ставке 0% для ИП, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующих законов субъектов РФ и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере оказания бытовых услуг населению. В действующей редакции рассматриваемой нормы не сказано, о каком объекте налогообложения идет речь.

При этом в письме Минфина России от 5 мая 2016 года N 03-11-11/26185 сказано следующее.

Исходя из пункта 4 статьи 346.20 Налогового кодекса РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право вводить «налоговые каникулы» в виде нулевой налоговой ставки для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующих законов субъектов Российской Федерации и перешедших на упрощенную систему налогообложения в отношении видов предпринимательской деятельности в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. Данным пунктом ст.346.20 Налогового кодекса РФ также установлены условия применения указанной налоговой ставки.

При этом ограничений на применение налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующих законов субъектов Российской Федерации и перешедших на упрощенную систему налогообложения, в зависимости от выбранного налогоплательщиком объекта налогообложения не предусмотрено.

Согласно п.2 ст.346.14 НК РФ выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного п.3 ст.346.14 НК РФ.

Одновременно финансисты обращают внимание, что на территории Москвы принят Закон города Москвы от 18 марта 2015 года N 10 «Об установлении ставок налогов для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и перешедших на упрощенную систему налогообложения и (или) патентную систему налогообложения» (далее — Закон г. Москвы N 10).

Таким образом, в случае регистрации физического лица в качестве ИП на территории городского округа в городе Москве и при осуществлении им видов предпринимательской деятельности, предусмотренных в ст.1 и 2 Закона города Москвы N 10, ИП вправе применять нулевую налоговую ставку.

Кроме этого, в соответствии со ст.34.2 Налогового кодекса РФ Минфин России дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.

Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Читайте также: Какие операции при УСН можно учитывать проще

Автор: Татьяна Межуева, эксперт Источник: журнал «Российский бухгалтер», N 10