Минфин разработал законопроект об увеличении займов микрофинансовых организаций (МФО) для юрлиц и ИП: максимум, который сейчас составляет 1 млн. руб., может вырасти до 3 млн. руб. Инициативу рассмотрел Совет при президенте РФ по кодификации гражданского и совершенствованию законодательства, и большинство профильных ведомств дали положительную оценку.

Некоторые из участников совета поделились своим мнением: «Банки сейчас не слишком активно кредитуют малый бизнес, опытные предприниматели не готовы брать дополнительную кредитную нагрузку. А новичкам банки кредиты просто не дают». Акцентировал внимание на необходимость повышения доступности заемных средств президент Владимир Путин на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. С его выступлением и может быть связана активизация в рассмотрении данного вопроса.

Для МФО кредитование новичков — основной бизнес. «МФО дают кредиты тем предпринимателям, которым не дают банки, это компании без кредитной истории и достаточного для банка опыта работы, а также без необходимой отчетности, — говорит гендиректор СРО НП „МиР“ Андрей Паранич. — Для них суммы кредита 1 млн руб. зачастую недостаточно, поэтому ее утроение — своевременная мера». По оценкам участников рынка, сейчас рынок кредитования МФО предпринимателей составляет около 1 млрд руб. В рамках Совета по кодификации отмечалось, что на такие займы приходится 40% всего рынка микрофинансирования, 60% — на займы физическим лицам.

Шансы законопроекта на то, что уже в осеннюю сессию он будет принят Госдумой, довольно высоки. Основные сомнения вызывает разве что вопрос конкуренции с банками и уход кредитования от них в МФО. Представители ЦБ в рамках совета называли среднюю ставку по микрозаймам для предпринимателей 24% годовых. По словам зампреда правления Азиатско-Тихоокеанского банка Вячеслава Андрюшкина, у банков средняя ставка для малого бизнеса — около 20%. Впрочем, ухода своих клиентов в МФО банкиры не боятся. «Очень хочется хороших клиентов, с устойчивой деятельностью, стартапы не наш профиль, — поясняет он. — У нас с МФО очень узкое поле конкуренции, борьба идет за хорошего заемщика, новых мало, а старые клиенты и так прекрасно себя чувствуют».

По материалам kommersant.ru