Какие правила применяются при приеме на работу граждан Украины, имеющих статус беженца?

Иностранные граждане, признанные беженцами на территории РФ, в трудовых правах приравниваются к гражданам РФ. Данные лица принимается на работу в общем порядке, предусмотренном для оформления трудовых отношений с гражданами РФ.

Работодатели и заказчики работ (услуг) имеют право привлекать и использовать работников — иностранных граждан, признанных беженцами, без разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а указанные иностранные граждане до утраты ими соответствующего статуса имеют право осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу.

Согласно статье 11 (часть 5) ТК РФ на территории РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.

В соответствии со статьей 8 (подпункт 9 пункта 1) Федерального закона от 19.02.93 № 4528-1 «О беженцах» (далее — Закон «О беженцах») лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

При этом действующим законодательством РФ (по состоянию на 25.08.2014) каких-либо исключений из общего правила статьи 11 (часть 5) ТК РФ и статьи 8 (подпункт 9 пункта 1) Закона «О беженцах» применительно к иностранным гражданам, признанным беженцами на территории РФ, не установлено.

Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях установлены статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее — Закон № 115-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 11 пункта 4 статьи 13 Закона № 115-ФЗ общее правило пункта 4 статьи 13 данного Закона, в соответствии с которым работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу, не распространяется на иностранных граждан, признанных беженцами на территории РФ, — до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца.

Указанное исключение из общего правила пункта 4 статьи 13 Закона № 115-ФЗ действует с 16.05.2014 (даты вступления в силу Федерального закона от 05.05.2014 № 127-ФЗ).

При приеме на работу иностранного гражданина, признанного беженцем на территории РФ (далее — беженец), работодатель должен:

  • в случаях, предусмотренных ТК РФ (статьи 69, 213, 266, 298, 324, 330.3), федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, направить соискателя на обязательный медицинский осмотр;
  • запросить у соискателя документы, перечень которых установлен статьей 65 ТК РФ;
  • ознакомить соискателя под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором (часть 3 статьи 68 ТК РФ);
  • заключить трудовой договор (статьи 20, 57, 61, 67 ТК РФ);
  • внести запись о приеме на работу в трудовую книжку (оформить новую трудовую книжку  при заключении трудового договора впервые);
  • заполнить личную карточку работника по форме № Т-2*.

 

* Утверждена постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

При истребовании документов, предъявляемых при заключении трудового договора с беженцем, работодатель должен учитывать следующие обстоятельства: документом, удостоверяющим личность беженца, является удостоверение беженца. «Положение об оформлении, выдаче и обмене удостоверения беженца» и форма удостоверения беженца утверждены постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 № 356. В соответствии с пунктом 3 указанного нормативного акта удостоверение выдается на срок признания его владельца беженцем, но не более чем на три года (с возможностью продления не более чем на один год).

Согласно пункту 8 статьи 7 Закона «О беженцах» при получении удостоверения национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, признанного беженцем, остаются на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо в его территориальном органе. Соответственно, беженец при заключении трудового договора должен предъявить работодателю удостоверение беженца в качестве документа, удостоверяющего его личность. Если беженец не имеет трудовой книжки установленного образца (либо «советской», либо российской образца 2003 года*), работодатель должен завести для него новую трудовую книжку установленного образца.

 

* Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках».

Документы воинского учета беженцам предоставлять не требуется, поскольку в соответствии с Конституцией РФ (часть 1 статьи 59) и Федеральным законом от

28.03.98 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (пункт 1 статьи 1) защита Отечества и исполнение воинской обязанности является долгом и обязанностью гражданина РФ.

Несмотря на то, что в Федеральном законе от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» беженцы в прямой постановке в качестве застрахованных лиц не названы (см. статьи 7 (пункт 1) и 22.1 (пункт 2) указанного Закона), в связи с уравниванием их в праве на работу по найму с гражданами РФ они должны представлять работодателю страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Если же соискатель не имел до этого страхового стажа и страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, работодатель в соответствии со статьей 9 (пункт 3) Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сам направляет в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ предусмотренные указанным Законом сведения о застрахованном лице. При представлении документа об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении беженца на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки) следует учитывать, что в соответствии с частью 1 статьи 107 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее — Закон «Об образовании») признание в РФ образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, осуществляется в соответствии с международными договорами РФ, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации, и законодательством РФ.

По вопросу признания в РФ документов об образовании и (или) квалификации, выданных на территории Украины, в письме Минобрнауки России от 08.08.2014 № НТ- 865/08 «О трудоустройстве граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины и прибывших на территорию РФ в целях временного убежища» приведена следующая информация:

в части, касающейся признания в Российской Федерации документов об образовании, выданных на территории Украины, необходимо руководствоваться письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 1 апреля 2014 года № 01-52-574/06-1295, согласно которому вопросы признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученного в иностранном государстве (далее — иностранное образование и (или) иностранная квалификация), регулируются статьей 107 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об образовании»).

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 27 Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации признается иностранное образование и (или) иностранная квалификация, подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации (далее — международные договоры о взаимном признании), а также полученные в иностранных образовательных организациях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 года № 1694-р.

Обладателям иностранного образования и (или) иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации, предоставляются те же академические и (или) профессиональные права, что и обладателям соответствующих образования и (или) квалификации, полученных в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами о взаимном признании.

В настоящее время между Российской Федерацией и Украиной действуют следующие международные договоры о взаимном признании:

  • Соглашение о сотрудничестве в области образования (Ташкент, 15 мая 1992 года);
  • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях (Москва, 26 мая 2000 года);
  • Протокол между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26 мая 2000 года (Киев, 28 января 2003 года).

В указанных международных договорах перечислены документы об образовании и (или) квалификации, которые взаимно признаются странами без процедуры признания образования, полученных в иностранном государстве.

Вместе с тем согласно части 4 статьи 107 Федерального закона «Об образовании» иностранное образование и (или) иностранная квалификация, не подпадающие под действие международных договоров, требуют прохождения процедуры признания в соответствии с Административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, утвержденным приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2013 года № 1391 (зарегистрирован Минюстом России 21 февраля 2014 года, регистрационный № 31387).

При поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, соискатели обязаны предъявить справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

Сроки и последовательность исполнения административных процедур ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России» и информационными центрами территориальных органов МВД России, связанных с предоставлением справок о наличии (отсутствии) судимости, в том числе погашенной и снятой, и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования установлены «Административным регламентом Министерства внутренних дел РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования», утвержденным приказом МВД России от 07.11.2011 № 1121.

Обращаем внимание на то, что данная консультация не распространяется на лиц, ходатайствующих о признании их беженцами.

Трудовые отношения с лицом, прибывшим в РФ на законных основаниях и не признанным беженцем, оформляются в порядке, который предусмотрен для приема на работу иностранных граждан.

В данном случае гражданин Украины вправе осуществлять трудовую деятельность лишь при наличии разрешения на работу (в силу пункта 4 статьи 13 Закона № 115-ФЗ). При этом для трудоустройства указанного лица работодателю не потребуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, поскольку данный иностранный гражданин прибыл в РФ в порядке, не требующем получения визы (статья 13 (подпункт 1 пункта 4.5) Закона № 115-ФЗ)*.

 

* Безвизовый режим для граждан Украины и РФ установлен заключенным 16.01.97 «Соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины».

Груша Г.А., юрист, эксперт в области строительства