С 1 января 2016 года объявлен трехлетний мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства. Рассмотрим внимательнее, на кого «надзорные каникулы» не распространяются.

Частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 Закона N 294-ФЗ.

Таким образом, во-первых, исключения из данного правила составляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие отдельные виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации (см. постановление Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»).

Во-вторых, положения о моратории не применяются в отношении ряда видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля — все они поименованы в части 6 статьи 26.1 Закона N 294-ФЗ.

И, наконец, еще одно исключение из правила о «надзорных каникулах» связано с наличием информации о том, что в отношении СМП ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет (часть 2 статьи 26.1 Закона N 294-ФЗ).

Если ИП/организация все же включен(-а) в план проверок, хотя не относится к вышеназванным исключениям из правила о моратории, и является субъектом малого предпринимательства, то вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении себя (часть 3 статьи 26.1 Закона N 294-ФЗ).

Порядок подачи заявления, перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства, порядок рассмотрения этого заявления, обжалования включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, а также исключения соответствующей проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок определяются Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 489»).

Проведение плановой проверки с нарушением требований статьи 26.1 Закона N 294-ФЗ является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки (часть 7 статьи 26.1 Закона N 294-ФЗ).

Иные актуальные изменения в сфере регулирования деятельности СМП внесены в Закон N 209-ФЗ Федеральным законом от 29.12.2015 N 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

  • с 01.01.2016 вступили в силу изменения, согласно которым уточнен порядок отнесения юридических лиц (хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств) и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства;
  • с 01.07.2016 вступают в силу изменения, связанные с ведением нового единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства — оно осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (ФНС России).

Автор: Лисицкая О.С., эксперт по гражданскому, корпоративному и трудовому праву