Часто нет возможности остановиться и посмотреть на свой бизнес с иного ракурса — ракурса человека, который ничего не смыслит в рынке FMCG или не разбирается в тонкостях работы салонов красоты. Человека, способного незамыленным глазом распознать явные противоречия внутри бизнес-структуры. Человека, чей основной интерес лежит в области ясного и простого устройства системы.

Конечно, нельзя быть профессионалом во всем и для всех. Но для того, чтобы определить свою ключевую компетенцию, нужно выйти из контекста. Нужно на какое-то количество времени стать одновременно тем самым менеджером и конструктором, чтобы иметь возможность рассмотреть свое устройство и понять свое предназначение.

Как взглянуть на себя со стороны и определить свою ключевую компетенцию:

  1. Освободите в расписании 3-4 часа для того, чтобы взглянуть на себя со стороны. Лучше вообще 2-3 дня.
  2. Вспомните 3-5 ситуаций с клиентами, в которых вы были максимально результативны и эффективны — самые запоминающиеся сделки, самые невероятные решения. Возьмите лист бумаги и опишите их. Просто зафиксируйте в мельчайших подробностях. Проживите эти события снова. Представьте себя там. Чем больше мелких деталей вам удастся вспомнить, тем качественнее будет результат в итоге.
  3. Опишите типажи своих клиентов, учитывая их возможный психотип, возраст, социальное положение, занятость, ценности, хобби. Перед вами должен появиться конкретный человек, который живет, смеется, грустит и работает, а не сухая выжимка статистических данных.
  4. Зафиксируйте себе те качества продуктов, которые вас цепляют. Опишите их. Попробуйте честно ответить на вопрос, что именно вас в них цепляет и почему именно они. Какую задачу, важную для вашего клиента и вас, они решает. Какими функциональными и психологическими характеристиками, необходимыми и достаточными для удовлетворения ключевого запроса вашего клиента он обладает.
  5. А теперь взгляните на себя со стороны именно в этих ситуациях. И ответьте на вопрос, в чем ваша ключевая специализация. Что вы всегда делали, делаете и будете делать, даже если вам перестанут платить деньги. На чем базируется ваш успех в профессиональной деятельности. Возможно, вы лучше других создаете новые дизайнерские продукты. Либо вы способны видеть узкие места системы и подбирать нужных людей очень быстро и точно. Ваша задача — определить вашу ключевую функциональную специализацию. Самому это сделать непросто. Но при достаточной самодисциплине — это решаемая задача высокой сложности.
  6. Как только все ответы будут получены, попытайтесь сформулировать ясную и лаконичную фразу, характеризующую вашу ключевую специализацию. Для простоты работы приведу шаблон фразы: «Дать... (портрет ключевого клиента/профиль продукта) для того, чтобы они решили... (запрос ваших клиентов)... посредством оказания услуги (или выполнения работ)... (функциональная специализация)».

И пусть выход из контекста станет для вас привычным инструментом для уточнения и усиления вектора вашего движения.

Автор: Юлия Литвинова, генеральный директор «exeStation»
Источник: delovoymir.biz