Мозговой штурм, или обмен идеями в поисках решения проблемы — это основообразующая любого начинающего бизнеса. При этом важно, чтобы интенсивные обсуждения превратились в хорошую привычку и проводились с завидной регулярностью. Сотрудники, которые знают, что в любой момент любая их идея будет выслушана и рассмотрена, чувствуют себя более уверенными и нужными для компании. Они лучше представляют свое место в структуре компании и значимость своего вклада в общее дело. Но при всей важности мозговых штурмов, некоторые стартапы пускают дело на самотек, в результате чего мозговые штурмы не достигают поставленных перед ними результатов.

На эффективность мозгового штурма влияет целый ряд факторов:

  • Гениальные мысли рождались только после того, как было прослушано множество посредственных или абсолютно неподходящих идей
  • Действительно оригинально мыслящие люди склонны к углубленному самоанализу, в результате чего многие идеи не проходят внутренней критики и остаются невысказанными.
  • Играет свою роль индивидуальная психология: человек может попросту опасаться высказывать мысли вслух из боязни быть осмеянным или неверно понятым.
  • Мозговой штурм не позволяет управлять мышлением. Часто в процессе обсуждения участники «проскакивают» то место, когда следовало бы остановиться и закрепить результат.

Эти проблемы еще сильнее усугубляются, если в группе при обсуждении присутствует руководитель высшего звена или известный в своей области специалист (люди робеют перед начальством). Или если группы слишком многочисленны: для того чтобы высказаться, люди вынуждены ждать своей очереди, и пока очередь идет, они не единожды подвергают свои идеи жесточайшей критике. В результате человек либо «перегорает» и уже не хочет обсуждать проблему, либо отметает свою идею как неудачную, либо просто забывает о том, что ему пришло в голову.

Как сделать мозговой штурм действительно продуктивным

1. Работайте в малых группах

Оптимальное количество участников для мозгового штурма — 10-12 человек. В группе обязательно должен быть лидер, его помощник, 3-5 постоянных участников и 3-5 приглашенных. Лучше, чтобы людей было нечетное количество, так всегда будет перевес во мнении. Ни в коем случае нельзя формировать постоянный состав для работы в группе, так как со временем группа начнет мыслить синхронно, шаблонно, а участники процесса смогут научиться предугадывать реакции друг друга и корректировать свои мысли и поведение в угоду собравшимся. Поэтому постоянный сегмент группы должен задавать общее направление работы, а сменный — обеспечить гибкость мышления и идейное разнообразие.

2. Оставьте эго за дверью

Очень часто случается так, что на мозговой штурм приглашаются люди, которые не в теме, но чье чувство собственного достоинства хотелось бы потешить: это начальники всех мастей, владельцы или учредители. На собрании должны присутствовать люди, которые работают в данном направлении, живут в нем и понимают, о чем идет речь. Любой посторонний — это отвлекающий фактор, в чьем присутствии участники события будут чувствовать себя неловко, а значит, можно забыть о максимальной отдаче. И наоборот, если штурм проходит среди своих, среди людей, живущих проблемой, а потому понимающих друг друга с полуслова, — успех предприятия обеспечен.

3. Начните с индивидуальной предварительной подготовки

Люди работают лучше, когда у них есть время провести домашнюю работу и подготовить заранее ряд идей для обсуждения. Таким образом можно обеспечить озвучивание всех заготовленных идей независимо от трендов или формата. Ваша задача — превратить процесс мозгового штурма в конструктивное обсуждение идей, развить потенциал, казалось бы, незначительной мысли, или наоборот загасить чересчур пылкие, но сложные к реализации из-за их масштабов идеи.

4. Требуйте от каждого физического присутствия

Современные технологии дают массу возможностей для того, чтобы проводить совещания между удаленными сотрудниками. Но сделайте это скорее исключением, нежели правилом. Личный контакт дает больше возможностей и имеет больший эффект нежели виртуальное присутствие на сессии. Даже если личное присутствие не прописано протоколом или правилами, поощрите людей к тому, чтобы собраться всем вместе физически, а не виртуально.

5. Не смешивайте процесс генерации идей с их критической оценкой

Эффективные дебаты стимулируют творчество. Но всегда нужно следить за тем, чтобы процесс обсуждения идей не был сведен исключительно к критике этих идей. Рассматривая положительные и отрицательные стороны того или иного предложения, стремитесь не просто к одобрению или неодобрению идеи как таковой, а к рождению новой продуктивной идеи посредством объединения или укрупнения отдельных частей различных высказываний.

6. Усильте знания по актуальным вопросам и текущим тенденциям

Новейшие практики и тенденции имеют неоценимое значение для мозговых штурмов. Современный взгляд на высказывание, может полностью изменить ход развития идеи и привести к неожиданным результатам.

7. Установите реальное время на реализацию идей

Самое важное при проведении мозгового штурма определиться не только с тем, чего и как нужно достичь, но и за какое время это нужно достичь. Исходя из поставленных задач, обозначьте реальные сроки для достижения цели. Они не должны быть слишком короткими (а зачем тогда собирать столько народа для решения несложной задачи) или слишком длинными (за несколько лет, которые вы поставили перед собой, все может измениться).

Источник: business101.ru