Нецелесообразные расходы на этапе запуска — самая типичная ошибка стартапов. Как их избежать?

Регистрация ИП или ООО — от 800 руб.

Сегодня все документы для регистрации компании можно оформить самостоятельно. Например, это бесплатно позволяют онлайн-сервисы «Мое дело» или «Я люблю ИП» и даже на сайте ФНС. Тогда придется заплатить только госпошлину: в случае с ИП это 800 руб., а для ООО — 4 тыс. руб. Посредники берут за помощь до 5 тыс. руб.

Открытие счета в банке — бесплатно

Есть два варианта — открыть расчетный счет в «классическом» крупном банке или в онлайн-банке. Последние обычно более ориентированы на малый и средний бизнес: предлагают более гибкие тарифы и услуги, необходимые молодым компаниям. Характерная черта стартапов — нерегулярные операции по счету, необходимость при этом платить за банк крайне раздражает предпринимателей. На рынке есть предложения для предпринимателей по бесплатному открытию и ведению счета от банков нового поколения. В традиционных банках открытие счета может стоить до 2 тыс. руб., а его ведение — от 1 тыс. руб. в месяц.

Налоги и учет — от 500 руб.

Большинство предпринимателей начинают работать по упрощенной системе налогообложения (УСН). Вести учет на УСН первое время можно самостоятельно при помощи облачных сервисов типа «Мое дело» и «Эльба». Стоить это будет от 2 тыс. руб. в год. Еще 3 тыс. руб. придется потратить на покупку ЭЦП, чтобы отправлять отчетность в налоговую и внебюджетные фонды через интернет, хотя на первом этапе можно пару раз сходить на почту.

Когда бизнес немного подрастет, разумно нанять «облачного» бухгалтера — такую услугу предлагают специализированные интернет-банки для предпринимателей по цене от 1,5 тыс. руб. в месяц. Многие стартапы предпочитают приходящего бухгалтера-фрилансера, который обойдется примерно в ту же сумму, однако такой специалист в любой момент он может исчезнуть с вашими данными. В случае же «облачного» бухгалтера вся информация хранится на сервере в облаке, плюс его ответственность застрахована. Конечно, еще удобнее, когда бухгалтерский сервис объединен с банком: в таком случае все процессы идут быстрее и бухгалтер не будет дергать вас ежедневно, присылая выписки.

Офис не нужен

На первых порах от офиса можно отказаться. Если нужно поработать вне дома, снимите рабочие места в коворкингах, работайте в кафе и антикафе. Даже когда приходит время снять офис, подумайте, нужен ли вам бизнес-центр класса А или можно обойтись скромным офисом на окраине.

Сайт — от 123 руб.

Для многих видов бизнеса требуется собственное интернет-представительство. Конечно, можно обратиться в агентство и потратить на разработку и дизайн сайта от 50 тыс. руб. до бесконечности. Другой путь — нанять фрилансера за 10–15 тыс. руб. Однако, если впоследствии потребуется внести изменения в дизайн, придется либо искать этого фрилансера, либо учиться программировать самостоятельно. Самое доступное решение для стартапа — интуитивно понятные сервисы для самостоятельного создания сайтов. Например, стоимость сайта на популярном американском конструкторе Wix начинается от 123 руб. в месяц. Аналогично может поступить и начинающий интернет-магазин — не изобретать велосипед, а приобрести пакет услуг Insales или «Битрикс24», который начинается от 190 руб. в месяц. Дополнительным подобным преимуществом систем является встроенная CRM, функционала которой вполне будет достаточно для работы с небольшим количеством клиентов на старте.

Продвижение — от 100 руб.

Быстрый способ привлечь первых клиентов — контекстная реклама. Агентства берут за ведение кампаний в «Яндексе» и Google от 20 тыс. руб. в месяц, а в сервисе eLama можно настроить кампании самостоятельно и бесплатно. Заменой большому штату продавцов также могут послужить онлайн-сервисы. Для всех, кто продает через интернет, будут полезны сервисы обратного звонка (самый известный сервис в России — Callbackhunter), которые «ловят» самых заинтересованных посетителей сайта и предлагают перезвонить им для обсуждения деталей. Можно взять платный тариф — 100 руб. за звонок в течение 8 секунд либо настроить SMS-уведомления с контактами клиентов менеджерам по продажам бесплатно. Также полезно установить сервис call tracking, чтобы не упустить клиентов, которые сами звонят по телефону. По исследованию компании CoMagic, бизнес теряет до 2/3 продаж именно из-за неэффективной работы call-центра. Эти услуги обойдутся дороже — от 3 тыс. руб. в месяц и больше подойдут уже достаточно раскрутившимся компаниям.

Клиенты и деньги

Пока не появились первые клиенты и ваш бизнес не начал зарабатывать (и даже после этого), экономить не зазорно. Важно помнить, что не все клиенты одинаково полезны. Иногда лучше отказаться от дохода, чем затем получить кучу проблем от недобросовестного клиента. Не стоит рисковать вашим бизнесом, если есть хоть малейшее сомнение в том, что клиент надежен. Проверить своих подрядчиков и клиентов вы можете, например, на сайте ФНС — узнать дату создания компании и чем она занимается. Абсолютно бесплатно.

Автор: Яков Новиков, сооснователь и управляющий директор Модульбанка Источник: rbc.ru