Бренд в «аренду» — привлекательная бизнес-модель и для начала своего дела, и для его масштабирования. Однако при заключении договоров франчайзи и франчайзеры допускают ошибки, которые могут им дорого обойтись в будущем.
Не бывает франшизы без бренда
По договору коммерческой концессии — так называется франчайзинг по российскому законодательству — правообладатель (франчайзер) предоставляет пользователю (франчайзи) комплекс исключительных прав, в составе которого обязательно должны быть права на товарный знак и могут быть (но необязательно) права на другие объекты — изобретения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных и т.д. Если у франчайзера нет товарного знака, то договор коммерческой концессии нельзя зарегистрировать в Роспатенте, а в случае спора по такому договору суд не применит к отношениям сторон нормы о договоре франчайзинга. В результате суд иначе оценит отношения сторон: так, в одном споре франчайзеру пришлось вернуть 90% полученных платежей по договору как неосновательное обогащение. При отсутствии товарного знака договор франчайзинга может быть заменен другим договором, например лицензионным. Например, именно с помощью лицензий компания Disney предоставляет права на своих персонажей, сознательно отказавшись от франшиз.
Проверьте права
Очевидное правило — проверить, принадлежат ли франчайзеру права, которые он передает по договору. Однако случаи распоряжения чужими правами встречаются постоянно. При этом суды не склонны считать такие случаи обманом, а указывают пытающимся оспорить договор истцам, что они должны были проявить осмотрительность и потребовать предоставления документов, подтверждающих право заключать договор. Тем более эти данные есть в открытом доступе на сайте Роспатента. В договор рекомендуется включать ссылки на документы, подтверждающие принадлежность прав, и запрашивать сами документы для проверки. Потенциальным франчайзи следует обратить внимание, для каких товаров и услуг зарегистрирован товарный знак, и соотнести это с видами деятельности, которыми стороны займутся по договору.
Никаких физических лиц
Сторонами договора могут быть только коммерческие организации или индивидуальные предприниматели. Если договор заключает физическое лицо или некоммерческая организация, такой договор не считается франчайзингом. Роспатент не зарегистрирует его, а суд не признает.
Только за деньги
Договор франчайзинга не бывает бесплатным — это однозначное требование закона. Можно установить фиксированный платеж или периодические платежи (например, отчисления от выручки). Но определить размер вознаграждения или способ его расчета нужно обязательно. Иначе договор будет считаться незаключенным.
Перечислите права
Часто споры между сторонами договора возникают при определении объема передаваемых прав — прежде всего территории и срока их использования. Все вопросы использования бренда следует урегулировать предельно конкретно. Полезно привязывать способы и пределы использования прав к размеру вознаграждения и устанавливать штрафы за нарушения.
В практике франшизы одного бренда был крайне неприятный сюрприз для франчайзи: после заключения договора он думал, что обладает эксклюзивным правом на ведение бизнеса под брендом правообладателя в своем регионе. Однако по тогдашнему закону правило об эксклюзиве не распространялось на самого правообладателя: он заходил в уже раскрученный регион и составлял конкуренцию франчайзи. Отсутствие в договоре всего одного пункта — о запрете владельцу бренда конкурировать со своим партнером на его территории — обернулось убытками и разрывом отношений.
Перечислите обязанности
Покупатели франшиз ожидают, что после заключения договора сразу получат огромную прибыль, а правообладатели будут этому всячески способствовать. Это заблуждение; суть договора — в предоставлении комплекса исключительных прав (в переводе «франшиза» означает «привилегия»), и эта суть как раз не подразумевает активных действий франчайзера — оказание помощи или каких-либо услуг; это всего лишь разрешение на использование своего товарного знака. Все дополнительные обязательства франчайзера нужно непременно включить в договор: поставка оборудования, комплектующих и расходных материалов, обучение персонала и консультации по внедрению стандартов работы, рекламная, маркетинговая и методическая поддержка, обновление программного обеспечения и многое другое. Надо также установить ответственность франчайзера, если он эту помощь не окажет.
Укажите, как разорвать договор
Пропишите в договоре порядок его расторжения. Если бизнес не пойдет, по крайней мере, можно будет безболезненно выйти из договора и продолжить работу, не нарушая нормы о запрете конкуренции.
Автор: Кирилл Митягин, эксперт компании «Правовой Сервис 48Prav.ru» Источник: rbc.ru