Что изменил кризис?
В связи с кризисом был принят ряд решений о мерах поддержки бизнеса, например введены налоговые каникулы для предпринимателей. Но одновременно необходимо обратить внимание на новые риски, которые могут привести к налоговым проверкам в отношении сделок, проводимых компаниями, а также к повышению административных штрафов за нарушения, которые допускает руководство, и даже вероятности (в случае принятия соответствующего законопроекта) привлечения юридических лиц к уголовной ответственности.
Риски негативного воздействия санкций
Негативное воздействие санкций, введенных против России, особенно ощущается компаниями, которые ведут внешнеэкономическую деятельность, а также осуществляют поставки продуктов питания. Коммерческие и торговые санкции наиболее часто применяются в международной практике, к ним относятся: полное (всеобъемлющее) эмбарго; частичное (выборочное) эмбарго; прекращение технического обслуживания.
Санкции предполагают следующие риски для компаний:
- невозможность исполнения ранее заключенных контрактов;
- невозможность развивать бизнес с зарубежными партнерами;
- отказ от заключения новых контрактов.
Самой главной проблемой для обычных компаний является то, что некоторые контрагенты просто отказываются заключать договоры и поставлять товары в Россию, несмотря на то что по некоторым позициям санкции не установлены.
Риски уголовной ответственности юридических лиц
В настоящее время установлена уголовная ответственность только для физических лиц, но такая ответственность никак не отражается на компании. Однако в некоторых странах имеет место законодательство, устанавливающее ответственность именно для юридических лиц. Однако недавно в Думу внесен закон об уголовной ответственности юридических лиц.
Уголовная ответственность юридических лиц, согласно законопроекту, будет наступать почти по четырем десяткам статей УК РФ — от торговли людьми и организации незаконного вооруженного формирования до незаконного экспорта сырья и коммерческого подкупа. В УК РФ появится новая гл.14.1 «Уголовная ответственность и наказание юридических лиц». К ответственности можно будет привлечь не только российские, но и иностранные компании и международные организации.
Предусмотрен запрет на осуществление деятельности на территории России, принудительная ликвидация и обращение имущества компании в доход государства.
За менее опасные деяния проектом закона предусмотрены два вида штрафов — в виде единовременной выплаты в размере от 200 тыс. до 30 млн.руб. (фиксированный штраф) или в виде кратного штрафа.
Риски работы холдинговых структур
Работа холдинговых структур, а также компаний, имеющих отдельные структурные подразделения за рубежом, сопряжена с рисками доначисления налогов в отношении контролируемых иностранных компаний.
У компаний появились дополнительные обязанности:
- сообщать в налоговый орган о наличии подобных контролируемых иностранных компаний;
- распределять прибыль или уплачивать налоги в России.
При этом с 2015 года предусмотрены реальные штрафные санкции для компаний.
Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. (ст.129.4 НК РФ).
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, подлежащей включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками — физическими лицами, налоговую базу по налогу на прибыль организаций для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками-организациями, но не менее 100000 руб. (ст.129.5 НК РФ).
К рискам компаний относятся:
- штрафные санкции;
- судебные споры с налоговым органом.
Кроме того, значительны налоговые риски. Так, если в 2014 году в законодательстве были предусмотрены только проверки контролируемых сделок, то с 2015 года контроль распространяется также на контролируемые иностранные компании.
Контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами. К таким сделкам относятся:
- сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
- сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации либо жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в Перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации.
Контролируемой иностранной компанией признается организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям:
- организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации;
- контролирующими лицами организации являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.
Таким образом, фактически возникают риски проверки и контролируемых сделок, и компаний, являющихся взаимозависимыми.
Налоговые риски
Основным из главных рисков компаний, применяющих общую систему налогообложения, являются риски отказа в возмещении НДС. И с 2015 года такие риски усилились. Дело в том, что компания должна отвечать не только за свою отчетность, но и за отчетность контрагента.
Кроме того, с 1 января 2015 года для налогоплательщиков, которые должны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, введена новая обязанность. По новым правилам налогоплательщики обязаны в электронной форме отправить инспекции по телекоммуникационным каналам связи квитанцию о приеме указанных документов в течение шести рабочих дней со дня их отправки налоговым органом.
С 1 января 2015 года изложен в новой редакции п.3 ст.76 НК РФ, в котором установлено право налогового органа заблокировать счет налогоплательщика, а также приостановить переводы его электронных денежных средств в случае непредставления налоговой декларации в течение 10 дней после окончания срока, предусмотренного для ее подачи.
Усиление налогового контроля
С 1 января 2015 года расширен перечень случаев, когда налоговый орган может при проведении камеральной налоговой проверки истребовать у налогоплательщика документы:
- выявлены противоречия в сведениях об операциях, которые содержатся в декларации по НДС;
- обнаружены несоответствия сведений об операциях, которые содержатся в декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, которые отражены в декларации по НДС, представленной в инспекцию другим налогоплательщиком или иным лицом, обязанным представлять такие декларации;
- выявлены несоответствия сведений об операциях, которые содержатся в декларации по НДС.
Также с 1 января 2015 года внесены изменения в п.1 ст.92 НК РФ, которым установлено право налоговых органов проводить осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов.
Таким образом, усиливаются бюрократические процедуры.
У компании возникают следующие риски:
- выездные проверки в рамках камеральных;
- необходимость представления дополнительных документов, обосновывающих нестыковки в декларациях, а следовательно, существует риск дополнительной работы.
Риски трудового законодательства
Кроме налоговых рисков у компаний повышаются и риски санкций за нарушение трудового законодательства. В настоящее время законодательство идет по пути усиления санкций за нарушение трудового законодательства. Так, в 2015 году появилось новое наказание за нарушение трудового законодательства — это такой вид административного взыскания, как предупреждение. Оно оформляется в письменной форме и выносится, если нарушение трудового законодательства совершено впервые. Кроме того, значительно увеличены и штрафы, которые применялись ранее. Например, штраф за оформление трудового договора с нарушениями увеличен с 50000 до 100000 руб.
С 2015 года ст.5.27 КоАП РФ действует в новой редакции. В указанной статье установлены новые виды нарушений, за которые трудовые инспектора могут наказать компанию (ее должностных лиц), а именно:
- фактический допуск сотрудника к работе неуполномоченным лицом;
- уклонение работодателя от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора;
- заключение гражданско-правового договора с физическим лицом на выполнение работ (оказание услуг), фактически регулирующего трудовые отношения.
Штраф для должностных лиц компаний за эти виды нарушений составляет от 10000 до 20000 руб. (ч.2 и 3 ст.5.27 КоАП РФ). За последние два вида нарушения штраф в размере от 50000 до 100000 руб. грозит компании.
С 2015 года в Кодексе об административных правонарушениях появилась новая ст.5.27.1. В ней перечислены нарушения законодательства об охране труда, за которые трудовые инспектора могут оштрафовать компанию (должностное лицо) или вынести предупреждение (см. таблицу).
Негативное воздействие на окружающую среду
Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.11.2014 N 1219 принято решение увеличить плату за негативное воздействие на окружающую среду в 2015-2017 годах. Так, к плате за выбросы в атмосферный воздух, установленной Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 (аммиак, ацетон и др.), применяются коэффициенты: 2,45 — в 2015 году, 2,56 — в 2016 году и 2,67 — в 2017 году. Плата за выбросы, установленная Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 N 410 (в том числе сажа, этиленимин), будет увеличена на коэффициенты: 1,98 — в 2015 году, 2,07 — в 2016 году и 2,16 — в 2017 году.
С 1 января 2014 года вступили в силу ч.1-5 ст.27 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ, направленные на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду при отведении сточных вод абонента в централизованные системы водоотведения.
Установлено, что к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб.м в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.
До 1 января 2015 года данные абоненты должны были обеспечить ввод в эксплуатацию локальных очистных сооружений и (или) разработать и утвердить планы снижения сбросов.
Таким образом, компаниям, осуществляющим производственный процесс, связанный с выбросами и загрязнением окружающей среды, необходимо особое внимание уделить рискам увеличения расходов и разработки планов снижения сборов.
Риски для отдельных отраслей
В отдельных отраслях усилилось административное регулирование, что влечет за собой дополнительные риски штрафных санкций.
Так, Федеральный закон от 22.12.2014 N 436-ФЗ «О внесении изменения в статью 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (вступил в силу 03.01.2015) изменил штрафы за нарушение требований к продуктам питания.
Изменились размеры штрафов, налагаемых на должностных лиц, юридических лиц и ИП в сфере общественного питания (кафе, рестораны и пр.), за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, которые предусмотрены в ст.6.6 КоАП РФ.
За указанное правонарушение юридическое лицо может быть оштрафовано на сумму от 30 тыс. до 50 тыс.руб., должностное лицо и ИП — от 5 тыс. до 10 тыс.руб. Ранее штрафы для юридических лиц составляли от 20 тыс. до 30 тыс.руб., для должностных лиц и ИП — от 2 тыс. до 3 тыс.руб.
Альтернативным наказанием для юридических лиц и ИП по-прежнему является административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 521-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» были увеличены размеры штрафов за нарушение обязательных требований к маркировке пищевой продукции, полученной с применением генно-инженерно-модифицированных организмов (ГМО) или содержащей их. Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен новым составом правонарушения.
Для юридических лиц указанное нарушение может повлечь наложение штрафа в размере от 100 тыс. до 300 тыс.руб. с конфискацией предметов административного правонарушения или без нее, а для ИП штраф — от 20 тыс. до 50 тыс.руб. с конфискацией или без нее.
Таким образом, для определенных отраслей повышаются риски штрафных санкций.
Шестакова Е.В., эксперт в области гражданского, коммерческого и налогового права, кандидат юридических наук