1. Пересмотреть договоры
Если поставщики сырья и материалов, арендодатели изменили отпускные цены в связи с ростом курса валют, то и торговые компании, а также компании, предоставляющие услуги, вынуждены в 2015 году пересматривать отпускные цены и цены услуг.
Пересмотр цен возможно установить:
- применительно к курсам валют, например цена определяется в условных единицах;
- применительно к себестоимости поставляемых товаров и услуг;
- применительно к уровню инфляции.
Пересмотр цен осуществляется путем заключения дополнительного соглашения.
Следует обратить внимание, что, если договор купли-продажи предусматривает, что цена товара подлежит изменению в зависимости от показателей, обусловливающих цену товара (себестоимость, затраты и т.п.), но при этом не определен способ пересмотра цены, цена определяется исходя из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на момент передачи товара (ст.485 ГК РФ).
При пересмотре цен не рекомендуется повышать цены очень часто, поскольку покупатели могут найти либо альтернативные товары и услуги, либо отказаться от дорогостоящих товаров. Даже при повышении цен возможно привлечение покупателей скидками и различными бонусными программами.
2. Пересмотреть сбыт продукции
Сегодня можно спрогнозировать снижение сбыта товаров во многих отраслях. Прежде всего, будет снижаться спрос на продукцию, поставляемую за рубеж, а также импортируемую из-за рубежа, которая подпала под санкции западных стран и России. В частности, к таким товарам можно отнести товары оборонной промышленности, товары, связанные с телекоммуникациями, продукты питания.
Снижение спроса в 2015 году будет наблюдаться и в компаниях, которые осуществляют поставки ограниченных в обращении товаров.
Также нужно учитывать падение общего спроса на продукцию. Поскольку в следующем году нельзя в общем говорить о повышении спроса, то компаниям необходимо спланировать его снижение и подготовиться к этому. Кроме того, возможно разработать план развития сопутствующих товаров и услуг, предоставления скидок, поиска новых рынков сбыта. Это позволит сократить общие потери от падения спроса.
3. Пересмотреть закупки
В связи с введением санкций, удорожанием ряда продуктовых позиций не все компании могут продолжить сотрудничество с прежними поставщиками. Например, сегодня на рынке продуктовых товаров весомое место заняли вместо украинских белорусские товары. Вместо европейских товаров многие компании сотрудничают с азиатскими поставщиками, которые за последнее время улучшили качество продукции и при этом сохранили традиционно небольшие цены.
Поэтому важно понять, где лучше всего осуществлять закупки, а не ждать, пока цены значительно вырастут за счет колебания курсов валют.
4. Пересмотреть расходы
Очень важно в условиях сокращения спроса и роста расходов, связанных с объективными причинами, предусмотреть снижение расходов. Часто компании начинают пересмотр расходов с сокращения персонала, однако на практике существует множество других расходов непроизводственного характера, например расходы на корпоративный Новый год, выплату премий, предоставление кредитов сотрудникам.
Кроме того, следует пересмотреть те расходы, которые являются фактически спонтанными в деятельности компании, — на командировки, на обучение, представительские расходы, а также расходы на консультации. Важно ограничить экономически не обоснованные расходы. Если компания приобрела бракованный товар и, соответственно, его реализация невозможна, то очень важно в претензионном или судебном порядке урегулировать данный вопрос с контрагентом. Минфин РФ в письме от 04.07.2011 № 03-03-06/1/387 разъясняет, что в случае обнаружения брака торговые компании (предприятия розничной торговли) вправе вернуть товар производителю, который и учитывает соответствующие убытки для целей налогообложения прибыли. Остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства, компания не вправе учитывать в качестве расходов, если она, например, занимается оптовой торговлей (Постановление ФАС Поволжского округа от 17.10.2013 № А72-11639/2012).
В Постановлении ФАС Московского округа от 16.05.2014 № Ф05-3421/2014 суд исключил из расходов неподтвержденные затраты по электроэнергии, оплаченные владельцу инфраструктуры на основании договора. Таким образом, нужно стараться исключить случаи образования неподтвержденных расходов, поскольку, во-первых, у компании будут образовываться расходы, а во-вторых, компания не сможет их доказать для целей налогообложения, кроме того, при возникновении спора могут быть судебные издержки.
Таким образом, важно пересмотреть расходы, особенно если речь идет о тех расходах, которые не относятся к себестоимости.
5. Пересмотреть финансирование
Финансирование российских компаний также во многом зависит от курсов валюты. Дело в том, что многие банки получали кредиты за рубежом и под процент выдавали их в России. В связи с введением санкций против российских банков, в том числе таких как ВТБ, Сбербанк, и общей негативной тенденцией роста инфляции и падения рубля ставки по кредитам также заметно выросли.
Поэтому некоторым компаниям целесообразно вообще отказаться от кредитования, те же, кто не может отказаться от кредитов, должны пересмотреть свою кредитную политику, например уменьшить объем кредитования с целью увеличения финансовой устойчивости.
Также возможно предусмотреть альтернативные схемы финансирования бизнеса. Например, факторинговые компании, обеспечивающие предоставление финансовых услуг, выкупают краткосрочную дебиторскую задолженность, не превышающую 180 дней. Факторинг часто используется микропредприятиями для целей приобретения товаров, оборудования. Он необходим для того, чтобы избежать кассового разрыва или финансировать крупные закупки. Факторинг подходит для компаний, осуществляющих поставку товаров с сезонным спросом. Компании могут выбрать любые распространенные способы финансирования, такие как краткосрочный банковский кредит, овердрафт, лизинг, товарный кредит. Но, как мы уже отметили, для ряда компаний факторинг будет более привлекательным, учитывая, что инициатором заключения договора факторинга может выступать сам покупатель.
6. Пересмотреть зоны ответственности
Важно пересмотреть зоны ответственности. Как правило, за все, что бы ни происходило в компании, отвечает генеральный директор. Однако генеральный директор не может отвечать за введение санкций Правительством, изменение курсов валют, пересмотр поставщиками цен. Любая компания в кризисной ситуации должна действовать как единый слаженный организм. За повышение цен в договорах и установление штрафных санкций должен отвечать договорной отдел и юристы, за расчет валютного риска — отдел закупок или финансовый департамент, за отражение курсовой разницы — бухгалтерия, за планирование продаж, спроса — плановый отдел. Подобная информация, риски должны оцениваться еженедельно, в противном случае возможны негативные последствия вплоть до банкротства компании.
Конечно, любая предпринимательская деятельность сопряжена с риском, однако любой риск можно контролировать, если вовремя заметить проблемы в компании. Если же проблемы усугубляются и компания не предпринимает никаких действий по улучшению ситуации, то есть вероятность потерять бизнес.
7. Пересмотреть крупные сделки
Для кого-то кризис — время для закрытия бизнеса, а для кого-то — время новых возможностей. Поэтому кто-то планирует продажу своего бизнеса, а кто-то покупку. С одной стороны, расширение зоны влияния в кризис имеет положительные тенденции, поскольку, например, с налоговой точки зрения есть возможность перенести убытки на будущее и тем самым сэкономить на налогах. В налоговых законах многих стран есть правило о возможности переноса убытков на будущее: за счет прошлых убытков можно в течение нескольких лет уменьшать свою текущую налогооблагаемую прибыль.
С точки зрения развития бизнеса возможно получить новые активы. Однако, с другой стороны, приобретение компаний с большими убытками сопряжено и с большим риском, поскольку такой бизнес может снизить устойчивость компании и привести ее к кризисным явлениям и даже к банкротству.
Материалы подготовлены кандидатом юридических наук, генеральным директором ООО «Актуальный менеджмент» Шестаковой Е.В.