Если вы — предприниматель, заниматься бухучетом вы не обязаны. Но если ведете его по собственному желанию, узнайте из нашего материала, как работу можно оптимизировать.

Тратить на бухучет теперь можно меньше времени. Минфин разрешил упрощенцам отказаться от привычных проводок (информация от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016, далее — информация N ПЗ-3/2016). Вы вправе реже начислять амортизацию. А некоторые резервы вообще не считать.

Сократить проводки могут все плательщики УСН, которым разрешено вести упрощенный бухучет. Исключением являются:

  • МУПы и ГУПы, так как не являются малыми предприятиями;
  • акционерные общества и фирмы, отчетность которых подлежит обязательному аудиту (подп.1 п.1 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ);
  • жилищные, жилищно-строительные и потребительские кооперативы.

Эти компании должны вести бухучет традиционным способом (п.4 и 5 ст.6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). А все остальные упрощенцы могут воспользоваться нашими советами и упростить свою работу.

Какие операции при УСН можно учитывать проще привычного

Схема

1. Основные средства

По упрощенным правилам начисляйте амортизацию раз в год — 31 декабря (п.19 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). В таком случае по каждому основному средству у вас будет только одна проводка в год:

ДЕБЕТ 20 (44) КРЕДИТ 02

— начислена годовая сумма амортизации.

По обычным правилам вы начисляли амортизацию ежемесячно.

Чем упрощенный способ удобнее. Вы в 12 раз сократите количество проводок по амортизации, если примените новые правила. И бухгалтерскую справку с расчетом амортизационных сумм составите только одну в конце года, а не 12 за каждый месяц.

2. Инвентарь

Инвентарь — это те предметы, которые перечислены в подразделе «Инвентарь производственный и хозяйственный» Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94. Например, чаны, бочки, баки, рабочие столы, прилавки, имущество противопожарного назначения.

Используют инвентарь, как правило, больше года. А в зависимости от стоимости он может являться:

  • материалом, если цена в пределах 40000 руб.;
  • основным средством, если первоначальная стоимость более 40000 руб. (п.5 ПБУ 6/01).

Материалы списывают на расходы полностью в момент передачи в производство. А на основные средства начисляют амортизацию. Однако в отношении инвентаря ситуация изменилась.

По упрощенным правилам начисляйте амортизацию на основные средства, относящиеся к инвентарю, всего один раз. Проводку сделайте в день, когда вы ввели объект в эксплуатацию. При этом сумма амортизации будет равна первоначальной стоимости объекта.

Если ваш инвентарь дешевле 40000 руб., вы учитываете его как материал. То есть приходуйте на счет 10 и списывайте на расходы в день покупки либо в день ввода в эксплуатацию. В зависимости от того, что прописано в учетной политике.

По обычным правилам вы начисляете амортизацию на инвентарь как на рядовое основное средство. То есть вначале вводите объект в эксплуатацию. А со следующего месяца делаете ежемесячные проводки на сумму амортизации.

Тот инвентарь, что является материалом, списываете на расходы полностью после ввода в эксплуатацию.

Обратите внимание: Лимиты основных средств в бухгалтерском и налоговом учете различаются. В бухучете основное средство стоит дороже 40000 руб. А в налоговом — дороже 100000 руб. (п.4 ст.346.16 и п.1 ст.256 НК РФ).

Чем упрощенный способ удобнее. Вы сразу спишете инвентарь одной проводкой. Не придется рассчитывать ежемесячную сумму амортизации и делать много проводок на протяжении нескольких лет.

3. НМА

По упрощенным правилам стоимость созданного или купленного нематериального актива сразу списывайте на расходы организации (п.3.1 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»). В таком случае у вас будет лишь одна проводка:

ДЕБЕТ 20 (26, 44) КРЕДИТ 60

— отражены затраты на покупку интеллектуальной собственности.

По обычным правилам затраты на нематериальные активы вы вначале собираете на счете 08. И только после этого принимаете объект к учету. Делаете следующие проводки:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

— отражены затраты на покупку интеллектуальной собственности;

ДЕБЕТ 04 КРЕДИТ 08

— принят к учету нематериальный актив.

Затем вы устанавливаете срок полезного использования объекта и ежемесячно начисляете амортизацию:

ДЕБЕТ 20 (26, 44) КРЕДИТ 05

— начислена амортизация на нематериальный актив.

Чем упрощенный способ удобнее. Вы не будете использовать для учета НМА счета 08, 04, 05. Не потребуется собирать все затраты, чтобы принять объект к учету. Не нужно формировать первоначальную стоимость НМА и устанавливать срок полезного использования.

4. Затраты

По упрощенным правилам все коммерческие и управленческие расходы фирмы списывайте в конце месяца на счет 90 субсчет «Себестоимость продаж» (п.9 ПБУ 10/99 «Расходы организации» и п.21 информации N ПЗ-3/2016). Не распределяйте их между готовой продукцией, выполненными работами, незавершенным производством.

К коммерческим расходам обычно относят стоимость маркетинговых и рекламных услуг. Их отражают на счете 44 «Расходы на продажу». А управленческие затраты — это зарплата руководства, страховые взносы с нее, арендная плата и коммунальные услуги за офис и т.п. Их учитывают на счете 26 «Общехозяйственные расходы».

Полезные советы

Работая на упрощенке, вы можете игнорировать часть операций, обязательных для традиционного учета (информация N ПЗ-3/2016). Перечислим их:

  1. Переоценка основных средств и нематериальных активов (п.15 ПБУ 6/01, п.17 ПБУ 14/2007, п.14 и 15 информации N ПЗ-3/2016).
  2. Переоценка финансовых вложений по рыночной стоимости (п.19 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» и п.19 информации N ПЗ-3/2016).
  3. Создание резерва под уценку материалов (п.13.3 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и п.9 информации N ПЗ-3/2016).
  4. Формирование резерва на оплату отпусков, премии, гарантийный ремонт и обслуживание (п.3 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства» и п.20 информации N ПЗ-3/2016).

Либо все расходы вы можете отражать на счете 20 «Основное производство», если такой способ установили в учетной политике.

Как поменять бухучет

Чтобы упростить ваш бухучет, внесите изменения в учетную политику. Если ваши поправки связаны с учетом основных средств, материалов, товаров или нематериальных активов, вы вправе скорректировать учетную политику с любой даты (п.14 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

Другое дело, если вы решили отменить резервы. Тогда внесите поправки в учетную политику с 1 января 2017 года (п.12 ПБУ 1/2008). Потому как в текущем году резерв у вас уже начислен. И удобней его будет скорректировать с начала года. Составьте приказ об изменениях и отразите в нем те положения, которые вы корректируете.

Нюансы, требующие особого внимания

Вы сэкономите время, если будете начислять амортизацию по инвентарю только при вводе в эксплуатацию, а по остальным основным средствам один раз в год.

Вы сделаете меньше проводок, если не станете выделять «входной» НДС на счете 19, сразу включите его в стоимость имущества.

Откажитесь от резервов на оплату отпусков и под уценку материалов. Тогда не только уменьшите количество проводок, но и избавитесь от дополнительных расчетов и документов.

Автор: Л.А.Масленникова, эксперт журнала «Упрощенка», кандидат экономических наук Источник: журнал «Упрощенка», N 9, 2016 год