Нетворкинг, похоже, становится новым «золотым тельцом» в бизнес-среде. Но, как это часто бывает, само понимание нетворкинга несколько искажено. Под процессом налаживания социальных связей подразумевается все что угодно — от особым образом заполненного профиля в LinkedIn и затейливых визиток до коллекционирования контактов людей, с которыми нетворкер так или иначе общался. Однако «собирательский» подход бессмыслен с точки зрения бизнеса: сама по себе коллекция номеров телефонов и профилей друзей по соцсетям не помогает зарабатывать, выпутываться из сложных ситуаций или расти по карьерной лестнице. Вот несколько советов для тех, кто хочет превратить свою записную книжку в ценный актив.
1. Стройте сеть контактов так, чтобы ваши знакомства были полезны за рамками бизнеса.
Есть несколько моделей для создания сбалансированной сети личных контактов, одна из них — модель 6D. Согласно ей жизнь каждого из нас делится на шесть сфер. Первая — семья, вторая — материальное благополучие, третья — желание «изменить мир» (сделать нечто общественно значимое), четвертое — любимое дело, пятое — здоровье, шестое — пространство для жизни. Ваша задача — сформировать собственную социальную сеть так, чтобы для решения вопросов в каждой из сфер у вас был эксперт.
2. Формируйте сеть контактов с оглядкой на пирамиду Маслоу.
Классическая пирамида Маслоу поможет понять, насколько гармоничен ваш пул контактов. Контакты должны быть распределены по уровням пирамиды. Если вы системно строите свой круг контактов, старайтесь избегать пробелов: на каждом уровне пирамиды у вас должен быть проверенный контакт, который можно оперативно задействовать.
3. Балансируйте свой круг контактов, чтобы идти к конкретным целям.
Гораздо большее влияние на вас оказывает второй круг контактов — то есть люди, которые стоят за спинами каждого представителя вашей собственной социальной сети. Тот человек, с кем вы общаетесь в конкретный момент, транслирует на вас ценности, паттерны поведения и даже сленг своего круга знакомств. Если не управлять развитием сети контактов, вы можете оказаться не в том круге, в котором хотели быть. Например, вы мечтаете о карьере в крупной компании, но вас затянуло в круг, где преобладают индивидуальные предприниматели. Чтобы такого не произошло, старайтесь знакомиться с теми людьми, которые работают в больших компаниях, и с теми, кто стоит у этих людей за спиной.
4. Регулярно подвергайте ваш пул контактов «краш-тестам».
Как понять, жизнеспособен ли ваш круг контактов? Очень просто — устройте ему мысленный «краш-тест»: сможете ли вы, используя пул контактов, выбраться из сложной ситуации, в которую вляпались случайно или по чьему-то злому умыслу. Создание такого пула контактов требует инвестиций времени, поскольку предполагает установление очень прочных социальных связей.
5. Оцените, сколько стоит ваша сеть в денежном выражении.
Поскольку я финансист, то для себя качество сети контактов измеряю деньгами: сколько денег я могу собрать до конца дня через свой круг контактов, не отвечая на вопросы, зачем мне эти деньги. Эксперимент показал, что в районе 1 млн рублей. Мерить качество деньгами — не такая уж плохая идея, поскольку проблемы в той или иной сфере жизни очень часто можно сразу или временно закрыть вполне конкретной суммой.
Как привлечь людей в свой стартап?
6. Анализируйте вашу персональную социальную сеть.
Анализ и системная работа — то, что конвертирует нетворкинг из образа жизни в средство достижения целей. Начать можно с самой простой таблицы. Я веду таблицу, где мои контакты делятся на значимые, обычные и бесполезные. К числу значимых контактов помимо влиятельных бизнесменов я отношу звезд шоу-бизнеса, журналистов (часто они — лидеры мнений) и так называемых людей-хабов, которым по долгу службы приходится общаться с большим количеством людей. Хабами могут быть устроители конференций, промоутеры, персональные ассистенты больших боссов и даже парикмахеры. У этих людей есть доступ к ценным контактам, либо они являются носителями знаний о конкретных персоналиях.
Когда таблица готова, самое время определить, как люди в ней могут быть полезны друг другу. Потребности прорабатываются личными встречами, мониторингом соцсетей и т. д. В результате появится карта потребностей, из которой станет понятно, кого с кем познакомить. С этой темы лично вы, скорее всего, ничего не заработаете, но это сформирует огромный кредит доверия — особенно если вы попадете в потребности ваших контактов и все блестяще организуете.
7. Измеряйте и контролируйте.
Как понять, хороша ли ваша сеть контактов? Первая метрика — общее количество контактов. Ситуация, когда у вас несколько тысяч френдов в фейсбуке и всего под сотню контактов в таблице, совершенно нормальная. Далее — количество рекомендаций, которые выдали ваши друзья своему кругу контактов. Их должно быть несколько в квартал. Если вас представляют кому-то и рекомендуют как эксперта в конкретной предметной области, значит, вы все делаете правильно. Третья метрика — баланс входящих и исходящих контактов.
По моему опыту, идеальна пропорция 70/30 в пользу исходящих. Чтобы ваша сеть контактов развивалась, вам нужно осуществлять 100-150 знакомств в квартал. Если нетворкингом заняться системно, эта цифра легко достижима. 100-150 контактов в квартал дадут вам 2-7 по-настоящему ценных знакомств — вам могут предложить новую работу, на вас выйдут новые клиенты, либо откроются другие новые возможности. Этого хватит, чтобы повышать качество своей жизни по пирамиде Маслоу.
Автор: Алексей Жарков, основатель Business Family
Источник: forbes.ru