Вопрос-ответ

Мерикова Ольга Сергеевна
Вопрос:
ООО на УСН «доходы минус расходы». Зарплата за март выдана 31.03.2023, и в этот же день перечислен НДФЛ и страховые взносы. Можно включить зарплату в расходы по УСН за 1 квартал 2023?
Ответ:
Для того чтобы посчитать УСН «Доходы минус расходы», нужно сформировать налоговую базу за период.
Для этого из полученной выручки вычитают все затраты. Разницу умножают на ставку налога 15% для объекта «доходы минус расходы». По этому алгоритму рассчитывают и авансовые платежи УСН за 3, 6, 9 месяцев и общий годовой налог УСН.
Если вы выбрали УСН с объектом «Доходы минус расходы», то вы можете снизить базу для расчета налога за счет своих затрат.
В расходы включаются фактически оплаченные и документально подтвержденные затраты.
Эти расходы можно учесть, только если они соответствуют списку ст.346.16 НК РФ.
Т.е. в расходы вы можете включить:
— расходы на оплату труда (п.6 ст.346.16 НК РФ),
— расходы на все виды обязательного страхования работников, имущества и ответственности, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством РФ (п.7 ст.346.16 НК РФ).
Таким образом, вы сможете уменьшить налоговую базу по УСН для расчета налога только на выплаченную зарплату.
Потому что вы не успеете перечислить НДФЛ и страховые взносы в последний день месяца, в день выплаты зарплаты 31.03.2023, только если вы не перечисляете их отдельными платежками.
Ведь с 1 января 2023 года правила перечисления НДФЛ и страховых взносов изменились, и теперь они уплачиваются единым налоговым платежом.
С 1 января 2023 года на основании Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ утратил силу пункт 2 статьи 223 НК РФ, в соответствии с которым датой фактического получения налогоплательщиком зарплаты признавался последний день месяца, в котором ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности.
Теперь с 1 января 2023 года дата фактического получения зарплаты определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 223 НК РФ как день выплаты дохода, в том числе перечисления на счета налогоплательщика в банках либо на счета третьих лиц.
С 1 января 2023 года НДФЛ удерживается как при выплате аванса, так и при выплате заработной платы по итогам месяца (п.4 ст.226 НК РФ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 НК РФ с 1 января 2023 года налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца не позднее 28-го числа текущего месяца.
Таким образом, в день выплаты зарплаты налог удерживается, но не перечисляется. Перечислить удержанный НДФЛ вы сможете только 1 раз в месяц единым налоговым платежом.
Т.е. если налог удержан 31.03.2023 (в период с 23.03 по 22.04), он должен быть перечислен до 28.04.
При этом в течение 2023 года действует переходный период, в течение которого налоги и страховые взносы (за исключением «несчастных» взносов) можно уплачивать или через ЕНП и уведомления, или отдельными платежками.
Если перечисления в бюджет оформлять по прежним правилам, а именно — отдельной платежкой по каждому налогу, авансовому платежу, взносу или сбору (п.12 ст.4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ), то нужно, чтобы сотрудники ИФНС могли однозначно установить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджета.
Такие платежки заменяют собой уведомления. Платежное поручение следует передавать инспекторам в тот же срок, когда сдается уведомление, то есть не позднее 25-го числа месяца, в котором наступает срок уплаты налога (взносов и т.д.).
Например, платежное поручение на перечисление страховых взносов подается:
— в ИФНС не позднее 25 числа следующего месяца (п.7 ст.431 НК РФ);
— в банк не позднее 28 числа следующего месяца (п.3 ст.431 НК РФ).
Т.е. теоретически еще можно успеть подать платежку на перечисление страховых взносов в день выплаты зарплаты.
Но данный способ можно использовать только в случае, если налогоплательщик ранее еще не подавал уведомлений, а значит, еще не перешел на ЕНП.

ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения"
Вопрос:
Какие документы вправе запросить контрагент у организации?
Ответ:
Положения нормативных правовых актов не предусматривают обязанности юридического или физического лица представить какой-либо документ по требованию контрагента, а равно право истребовать такой документ у контрагента.
ФНС России в Письме от 09.08.2010 N ШС-37-3/8664, в какой-то степени подтверждая указанный выше вывод, указывает, что законодательством не предусмотрена обязанность поставщика предоставлять покупателю копию распорядительного документа или доверенности на право подписи уполномоченными лицами счетов-фактур.
Данный вопрос может быть разрешен сторонами, учитывая принцип свободы договора (статья 421 ГК РФ), гражданско-правовых отношений самостоятельно.
Однако в пункте 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» указано, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.
Данное разъяснение Пленума ВАС РФ заставляет прийти к выводу, что во избежание налоговых рисков у контрагента все-таки следует запрашивать определенные документы, чтобы подтвердить, что действия производятся с должной осмотрительностью и осторожностью.
Другое дело — как указано выше, нормативной обязанности представлять какие-либо документы по запросу контрагента не установлено, а значит, правомерно формально отказать в представлении контрагенту любого документа. В то же время, следует учитывать, что подобные действия могут привести к невозможности заключения с таким контрагентом какого-либо договора, ввиду несогласия последнего на вступление в гражданско-правовые отношения с отказывающим в представлении документов лицом.
Как разъяснено в Письме Минфина России от 10.04.2009 N 03-02-07/1-177, меры, включающие в себя получение налогоплательщиком от контрагента копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, проверку факта занесения сведений о контрагенте в Единый государственный реестр юридических лиц, получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента, предпринимаемые налогоплательщиком в целях подтверждения добросовестности его контрагента, свидетельствуют о его осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.
Учитывая данное разъяснение, истребовать копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, уставных документов, доверенностей контрагент вправе в любом случае, а вот удовлетворять такое требование или нет — решает сам хозяйствующий субъект.

Лисицкая Ольга Сергеевна
Вопрос:
Как должен действовать работодатель при приостановлении трудового договора мобилизованного работника, работавшего на срочном трудовом договоре?
Ответ:
Трудовые договоры (в том числе срочные) с теми, кого призвали по частичной мобилизации, нужно приостановить. Для этого работодатель (на основании полученной от работника повестки из военкомата о призыве на военную службу по мобилизации) издает приказ о приостановлении трудового договора и производит все причитающиеся работнику выплаты.
Обоснование:
В обычной ситуации призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу является основанием для прекращения трудового договора (или служебного контракта гражданского служащего) по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (пункт 1 части 1 статьи 83 Трудового кодекса РФ, пункт 1 части 1 статьи 39 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Однако если речь идет о призыве на военную службу по частичной мобилизации, объявленной Указом Президента РФ от 21.09.2022 N 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» с 21 сентября 2022 года, то действует специальное нормативное правовое регулирование.
Так, постановлением Правительства РФ от 22.09.2022 N 1677 в постановление Правительства РФ от 30.03.2022 N 511 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2022 году» внесены дополнения, предусматривающие положения о сохранении рабочих мест за мобилизованными с 21 сентября гражданами.
Пунктом 10 постановления N 511 четко определено, что в целях обеспечения социально-трудовых гарантий действие трудовых договоров и служебных контрактов, заключенных с гражданами Российской Федерации, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом N 647, приостанавливается. При этом прекращение указанных трудовых договоров и служебных контрактов по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 83 ТК РФ и пунктом 1 части 1 статьи 39 Закона N 79-ФЗ, не допускается.
Таким образом, трудовые договоры с теми, кого призвали по частичной мобилизации (призванные по мобилизации с 21 сентября 2022 года), нужно приостановить. Расторгать их нельзя.
Минтрудом России даны разъяснения о сохранении рабочих мест для мобилизованных граждан (письмо от 27.09.2022 N 14-6/10/В-13042) и рекомендовано действовать следующим образом. Эти разъяснения справедливы и для случаев заключения срочного трудового договора, который также приостанавливается, что прямо указано в письме N 14-6/10/В-13042.
Для приостановления трудового договора работнику нужно принести повестку из военкомата о призыве на военную службу по мобилизации (либо предоставить работодателю копию повестки, если работник уже призван).
Дистанционные работники и работники, участвующие в электронном документообороте, направляют скан повестки работодателю в порядке документооборота, установленном в организации.
Для приостановления трудового договора работодатель издает приказ о приостановлении трудового договора. Заключение соглашения с работником для этого не нужно.
На основе приказа работодатель производит все выплаты, причитающиеся работнику на данный момент, включая заработную плату за все отработанные, но еще не оплаченные дни, не дожидаясь даты выплаты зарплаты, а также иные выплаты, предусмотренные трудовым договором, коллективным договором, соглашением сторон социального партнерства (например, оплата командировочных расходов, единовременные поощрительные и другие выплаты, в том числе в связи с праздничными днями и юбилейными датами, оплата питания, материальная помощь, дополнительные денежные суммы при предоставлении работникам ежегодного отпуска, оплата учебного отпуска, и другие). Компенсация за неиспользованные дни отпуска свыше 28 календарных дней может производиться по заявлению работника в соответствии с законодательством.
В большем объеме выплаты производятся по решению работодателя. Кроме того, позднее работникам могут быть выплачены премии и другие выплаты, производимые в организации по результатам работы за определенный период (например, премия по итогам квартала, года).
Все работники, призванные по мобилизации с 21 сентября 2022 года, могут вернуться на рабочее место на прежних условиях.
На время приостановки трудового договора работодатель может заключать срочные трудовые договоры и принимать на работу временных сотрудников.
Также рекомендуем отслеживать изменения по вопросу, ожидается, что в законодательство (в частности, в ТК РФ) будут внесены новые поправки по вопросам социально-трудовых гарантий мобилизованным работникам, появятся новые разъяснения.

Решетняк Вероника Рифовна
Вопрос:
Мы оформляем возмещение обязательного медицинского осмотра через авансовый отчет и перечисляем денежные средства сотруднику через банк на карту. Так вышло, что нумерацию авансовых отчетов пришлось поменять по рабочим причинам, и теперь п/п и NА.О. не совпадают. Как можно решить данную ситуацию? Вообще надо ли ее как-то решать?
Ответ:
Перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа приведен в п.2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», номер документа в этом перечне не поименован. Кроме обязательных, в первичные документы вносятся дополнительные реквизиты, к которым относится и номер первичного учетного документа. Требования к нумерации авансовых отчетов законодательно не установлены. Также не установлена ответственность за нарушения в нумерации первичных учетных документов или пропуски отдельных номеров.
Организация вправе самостоятельно разработать и утвердить порядок нумерации документов в локальном нормативном акте. По общему правилу устанавливают хронологический порядок нумерации с начала календарного года и сквозную нумерацию в течение всего года.
В рассматриваемой ситуации после изменения порядка нумерации авансовых отчетов нарушилась взаимосвязь авансовых отчетов и платежных документов на возмещение на основании этих отчетов. Для сохранения соответствия конкретного авансового отчета и платежного документа на возмещение средств по этому отчету, организация может утвердить Таблицу соответствия старых номеров авансовых отчетов и номеров, согласно новому порядку нумерации.
Обоснование:
В соответствии с п.1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Согласно п.4 ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» (утв. Приказом Минфина России от 16.04.2021 N 62н) документы бухгалтерского учета должны соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом «О бухгалтерском учете», а также настоящим Стандартом.
Перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа приведен в п.2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ. Кроме обязательных, в первичные документы вносятся дополнительные реквизиты, к которым относится и номер первичного учетного документа. Требования к нумерации авансовых отчетов законодательно не установлены. Нумерация бывает цифровой, буквенной или комбинированной (например, 12-АО) в соответствии с принятым порядком нумерации документов в конкретном экономическом субъекте.
Законодателем также не прописана ответственность за нумерацию с пропусками отдельных номеров. Организация вправе самостоятельно разработать и утвердить порядок нумерации документов в локальном нормативном акте. По общему правилу устанавливают хронологический порядок нумерации с начала календарного года и сквозную нумерацию в течение всего года.
В рассматриваемой ситуации предполагалось, что платежные поручения на возмещение обязательного медицинского осмотра должны соответствовать определенным номерам авансовых отчетов. После изменения порядка нумерации авансовых отчетов нарушилась взаимосвязь авансовых отчетов и платежных документов на возмещение на основании этих отчетов.
Очевидно, что наличие этой взаимосвязи важно для проведения учетных и контрольных мероприятий. В этой связи, для сохранения соответствия конкретного авансового отчета и платежного документа на возмещение средств по этому отчету, организация может утвердить Таблицу соответствия старых номеров авансовых отчетов и номеров согласно новому порядку нумерации.

Афиногенова Г.Н.
Вопрос:
Учредители общества с ограниченной ответственностью приняли решение о ликвидации общества. Однако через определенное время ликвидация была остановлена. Было принято решение о возобновлении осуществления деятельности обществом. Сведения о прекращении существования общества в единый государственный реестр юридических лиц внесены не были. Каков в связи с вышеуказанной ситуацией порядок представления налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций?
Ответ:
Согласно пункту 5 статьи 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Федеральный закон N 14-ФЗ) порядок ликвидации общества определяется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ) и другими федеральными законами.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
Пунктами 1 и 9 статьи 63 ГК РФ установлено, что ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Нормами действующего законодательства Российской Федерации не установлен запрет на возобновление деятельности юридического лица, находящегося в процессе ликвидации.
Согласно пункту 7 статьи 57 Федерального закона N 14-ФЗ в случае отмены участниками общества или органом, принявшим решение о ликвидации общества, ранее принятого решения о ликвидации общества либо истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 57 Федерального закона N 14-ФЗ, повторное принятие решения о добровольной ликвидации данного общества возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения сведений об этом в единый государственный реестр юридических лиц.
Следовательно, учредители (участники) ликвидируемого юридического лица имеют право отменить принятое ими решение о ликвидации в добровольном порядке, но отмена решения о ликвидации организации возможна до внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи об исключении юридического лица.
Нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) не установлены специальный порядок и сроки сдачи налоговой отчетности в периоде ликвидации организации.
При прекращении организации путем ликвидации или реорганизации (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) последним налоговым периодом для такой организации (такого индивидуального предпринимателя) является период времени с 1 января календарного года, в котором прекращена организация (утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя), до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации (утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) (пункт 3 статьи 55 НК РФ).
На основании пункта 3 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме.
Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица (пункт 3 статьи 50 НК РФ).
Вышеуказанное положение можно применить и в отношении сдачи налоговой отчетности в периоде ликвидации организации, в том числе при принятии учредителями решения о прекращении добровольной ликвидации.
Отчетность по налогу на прибыль организаций на основании статьи 285 и пунктов 1, 3 и 4 статьи 289 НК РФ российские организации сдают по итогам отчетных периодов не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, и за год — не позднее 28 марта следующего года.
Отчетность по налогу на имущество организаций на основании пунктов 1 и 2 статьи 379 и пункта 3 статьи 386 НК РФ организации сдают по итогам налогового периода не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Марченко Юлия Владимировна
Вопрос:
Возможно ли при заключении договора ГПХ с ФЛ предусмотреть в условиях договора, что услуги оказываются с применением своего оборудования и стоимость включена в цену договора ГПХ?
Ответ:
Да, возможно. Услуги по договору должны оказываться с использованием материалов и оборудования исполнителя. Однако стороны вправе возложить обязанность по материально-техническому обеспечению процесса оказания услуг полностью или частично на заказчика и включить это в цену договора.
Обоснование:
В соответствии со ст.783, п.1 ст.704 ГК РФ услуги по договору должны оказываться иждивением исполнителя - его силами и средствами, с использованием его материалов и оборудования. Однако стороны вправе возложить обязанность по материально-техническому обеспечению процесса оказания услуг полностью или частично на заказчика (ст.ст.713, 783 ГК РФ). В зависимости от этого стороны должны определить в договоре:
- условие о предоставлении материалов и оборудования заказчиком;
- условие о предоставлении материалов и оборудования исполнителем.
Если условие о предоставлении материалов и оборудования для оказания услуг не согласовано, то в таком случае в силу п.1 ст.704, ст.783 ГК РФ исполнитель должен оказать услуги своими силами, средствами, с использованием собственных материалов и оборудования.
Предоставление заказчиком материалов и оборудования для оказания услуг:
Стороны могут договориться о том, что материалы и оборудование, необходимые для оказания услуг, полностью или частично должен предоставить заказчик. Так, на заказчика может быть возложена обязанность предоставить расходные материалы (например, моющие средства для уборки помещений), материалы для изготовления результата услуг (например, зубных протезов) и др.
Для оказания отдельных видов услуг (например, организация музыкального концерта, услуги связи) исполнителю может потребоваться специальное оборудование, поэтому в его интересах согласовать условие о предоставлении оборудования заказчиком, чтобы минимизировать издержки на его приобретение.
При нарушении заказчиком данной обязанности исполнитель не будет нести ответственности за просрочку оказания услуг в соответствии со ст.ст.719, 783 ГК РФ (см. Риск заказчика 3.2.1). Для согласования условия о предоставлении материалов или оборудования заказчиком рекомендуется отразить в договоре их наименование и количество, а также стоимость. Перечень материалов или оборудования лучше оформить в виде таблицы (в договоре или приложении к нему). В соответствии с этим перечнем исполнитель будет возвращать заказчику оборудование или остатки материалов (ст.ст.713, 728, 783 ГК РФ).
Пример формулировки условия:
«Заказчик обязан предоставить исполнителю для оказания услуг следующие материалы и оборудование: _____________________ (указываются их наименование, количество, стоимость)».
Предоставление исполнителем материалов и оборудования для оказания услуг:
В соответствии с п.1 ст.704, ст.783 ГК РФ исполнитель должен предоставить все необходимые для оказания услуг материалы и оборудование. Поэтому, если стороны не договорились о том, чтобы освободить исполнителя от такой обязанности и перенести ее полностью на заказчика, им не нужно включать условие о предоставлении исполнителем материалов и оборудования в договор.

Лисицкая Ольга Сергеевна
Вопрос:
Каким образом подтверждать на территории России, что товар согласно перечню подлинный (параллельный импорт)?
Ответ:
Полагаем, проверять оригинальность (подлинность) ввезенных в рамках схемы параллельного импорта товаров могут на основании информации о товаре и его происхождении, документов, устанавливающих (отлеживающих) всю цепочку приобретения товара (договоры поставки).
Обоснование:
В РФ разрешен ввоз без согласия правообладателей оригинальных иностранных товаров, которые ввели в оборот за рубежом. Перечень таких товаров (перечень товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия) утвержден приказом Минпромторга России от 19.04.2022 N 1532.
Суть параллельного импорта в том, что если товар, который собирается ввозить импортер, есть в Перечне N 1532, разрешение правообладателя для его ввоза не нужно, в связи с чем встает вопрос о подтверждении оригинальности товара.
Пока официальных разъяснений по данному вопросу уполномоченными органами не выпускалось, практика еще не выработана.
Между тем, необходимо понимать, что параллельный импорт — это ввоз оригинальных (а не контрафактных, поддельных) товаров, имеющих маркировку товарным знаком правообладателя, но через задействование параллельных, альтернативных каналов — не официальными, а неустановленными импортерами (дистрибьюторами), не имеющими документированного согласия от правообладателя на их ввоз.
Доказывание оригинальности (подлинности) товара предполагает подтверждение того, что товар официально произведен иностранным изготовителем.
Поэтому, полагаем, в случае сомнений в подлинности товара (по внешнему осмотру), чтобы доказать оригинальность товара, импортер должен будет представить всю цепочку договоров поставок (от начального правообладателя, через перепродающие компании), чтобы можно было проследить историю приобретения товара; возможно проведение экспертизы товара.

Лермонтов Юрий Михайлович
Вопрос:
В договоре стоимость товара привязана к курсу валют. 223-ФЗ. Возможно ли в настоящий момент использовать данную привязку? Договор находится на стадии подписания.
Ответ:
На основании п.п.1, 2 ст.317 ГК РФ денежные обязательства должны быть выражены в рублях (статья 140). В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, «специальных правах заимствования» и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.
Минэкономразвития России в письме от 07.12.2015 N Д28и-3643 пришло к выводу о том, что цена контракта, заключаемого по итогам торгов, может быть определена в иностранной валюте. В этом случае заказчик должен указать в документации о закупке сведения о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (исполнителями, подрядчиками), а также порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате заключенного контракта.
В настоящий момент также можно использовать привязку к стоимости исходя из курса валют. Препятствий к этому нет. Однако, исходя из сложившейся ситуации на данный момент и в обозримом будущем, курсы ожидаются очень волатильными и непредсказуемыми, есть очень большой риск скачка курса в ту или иную, но невыгодную для вас сторону.

Боровиков Михаил Васильевич
Вопрос:
Как можно расторгнуть или изменить контракт, заключенный до событий в Украине, если сейчас в связи с санкциями он стал невыгодным? Цены на товары выросли, мы хотим либо расторгнуть контракт, либо изменить условия, можно ли это сделать через суд?
Ответ:
Коммерческий договор можно изменить либо расторгнуть как по соглашению сторон, так и путем подачи иска в суд.
Государственный контракт можно изменить или расторгнуть по соглашению сторон, расторгнуть в одностороннем порядке или в судебном порядке.
Однозначного ответа на вопрос, является ли ситуация на Украине форс-мажором (обстоятельствами непреодолимой силы), в настоящее время нет, судебная практика по данному вопросу не сложилась.
Обоснование:
В случае с коммерческими договорами действует свобода договора и в данном случае, с учетом положений гл.29 ГК РФ, можно выделить два общих основания расторжения договора:
1.По пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса РФ, то есть по соглашению сторон:
При наступлении изменившихся обстоятельств никто не препятствует сторонам в исполнении обязательств предусмотренных договором. Между тем, исполнение данных обязательств, не дает возможности сторонам получить то, на что они рассчитывали при заключении договора.
Таким образом, при наличии существенного изменения обязательств стороны должны обсудить изменившиеся условия и попытаться достичь восстановления своих интересов. Если такое соглашение достигнуто не будет, то следует обратиться в суд с требованием о расторжении или изменении договора.
2.По статье 451 Гражданского кодекса РФ, то есть в связи с существенным изменением обстоятельств.
При расторжении (изменении) договора в связи с существенным изменением обстоятельств существенное значение имеет цель, которой предопределяется изменение либо прекращение договорного обязательства, а именно, восстановление интересов сторон договора, существенным образом нарушенных в силу непредвиденного изменения внешних обстоятельств, не зависящих от воли сторон.
Явления, события, факты, которые могут признаваться существенным изменением обстоятельств, определяет лишь суд при рассмотрении заявленного требования.
Для того чтобы какое-либо изменение обстоятельств, связанных с конкретным договором, было отнесено к категории существенных, требуется наличие нескольких условий:
— стороны при заключении договора исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет (могли разумно предвидеть такое изменение в момент заключения договора);
— изменение договора должно быть вызвано причинами, которые заинтересованная сторона была не в состоянии преодолеть после их возникновения;
— исполнение договора при наличии существенно изменившихся обстоятельств без соответствующего изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
— из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск обстоятельств несет заинтересованная сторона, то есть сторона, обратившаяся в суд с требованием об изменении или расторжении договора.
В Федеральном законе от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» обозначено четыре основания для того, чтобы расторгнуть контракт (ч.8 ст.95):
— по соглашению сторон;
— по инициативе заказчика;
— по инициативе поставщика;
— по решению суда.
Если условия расторжения не описаны в законе или контракте, стороны руководствуются Гражданским кодексом.
Если поставляемый или используемый при выполнении работ, оказании услуг товар был иностранного происхождения и его поставки прекращены в связи с введением санкций, для расторжения контракта, заключенного в рамках 44 ФЗ, необходимо получить в Торгово-промышленной палате России (или ее территориальных органах) документы о форс-мажоре (приказ Торгово-промышленной палаты РФ от 09.03.2022 N 24).
Если на внутреннем рынке произошло удорожание продукции, необходимой для исполнения контракта, в силу возникновения независящих от сторон обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, то для изменения его существенных условий необходимо: подтвердить удорожание, определить рентабельность на дату заключения контрактов, учитывая все обязательные платежи. Если по итогам расчетов выявилась убыточность, то следует направить второй стороне письмо с предложением заключить дополнительное соглашение об изменении условий контракта (в пределах 10%). В случае отказа стороны заключить дополнительное соглашение об изменении существенных условий, следует направить письмо (решение) с предложением о расторжении контракта по соглашению сторон, в случае отказа есть несколько вариантов расторжения:
1) не исполнять контракт, тогда вторая сторона расторгнет его в одностороннем порядке с начислением штрафных санкций и пени, при этом информация о поставщике будет внесена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
2) если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, то можно расторгнуть контракт в одностороннем порядке по собственной инициативе направив второй стороне соответствующее решение с указанием причин и обоснования расторжения.
Поскольку расторжение контракта, по сути, представляет собой одностороннюю сделку, такое решение может быть обжаловано в суде:
3) путем подачи искового заявления в арбитражный суд в случае, если возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке не прописана в контракте или в случае, если на расторжении договора настаивает только одна из сторон, а другая не согласна с причинами.

Марченко Юлия Владимировна
Вопрос:
Может ли одна организация откомандировать сотрудника (должность ИТР) в другую организацию для оказания услуг? Возможно ли это? Какой документацией должно сопровождаться данное взаимодействие двух компаний?
Ответ:
Да, это возможно.
При направлении сотрудника в командировку в другую организацию, между этими компаниями должен быть заключен договор возмездного оказания услуг, а по окончании выполнения работ командированным сотрудником компании должны подписать акт оказанных услуг.
При направлении работника в командировку командирующая организация должна издать приказ N Т-9. Командировочное удостоверение, служебное задание и журнал учета командировок отменены, их можно не оформлять (письмо ФНС от 24.11.2015 N СД-4-3/20427). Но можно и оформить, если вам так удобно. В табеле учета рабочего времени дни командировки обозначьте кодом «К» или «06». После возвращения работник должен сдать авансовый отчет по командировке.
Обоснование:
Согласно ч.1 ст.166 ТК РФ служебная командировка — это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Такое распоряжение должно быть оформлено письменно, например в виде приказа о направлении в командировку. Данный вывод следует из абз.2 п.3 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 в соответствии с ч.2 ст.166 ТК РФ (далее — Положение о служебных командировках).
Местом постоянной работы считается место расположения организации (ее обособленного структурного подразделения), работа в которой обусловлена трудовым договором (абз.1 п.3 Положения о служебных командировках).
Таким образом, работник может быть командирован в другую организацию, при условии, что место её нахождения не совпадает с местом расположения командирующей организации, указанном в условиях трудового договора. Кроме того, командируемый работник не должен относиться к категории лиц, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер.
Сделки юридических лиц между собой должны совершаться в простой письменной форме (п.1 ст.161 ГК РФ).
Несоблюдение простой письменной формы сделки по общему правилу не влечет недействительности договора (если только такое последствие не установлено прямо законом или соглашением сторон), а только лишает ее стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, хотя и не лишает их права приводить письменные и другие доказательства (п.1 ст.162 ГК РФ).
Соответственно, фактически состоявшееся заключение договора в устной форме может быть подтверждено подписанным сторонами актом оказанных услуг или приемки выполненных работ (то есть документом, подтверждающим фактическое исполнение договора) (п.2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.97 N 14, постановление ФАС Центрального округа от 08.06.2011 N Ф10-1820/11 и др.).
Однако в случае отказа заказчика от подписания акта приемки оказанных услуг (выполненных работ) доказать факт заключения договора в суде может оказаться затруднительным.
Поэтому в данном случае между организациями рекомендуется заключить договор возмездного оказания услуг с последующим подписанием акта оказанных услуг.

Марченко Юлия Владимировна
Вопрос:
В учреждение устраивается иностранный гражданин (гражданство Республики Казахстан), гражданин является плательщиком алиментов. Возникает вопрос: обязано ли учреждение принять исполнительный лист (выдан в Казахстане) и обязано ли оно перечислять алименты по этому исполнительному листу. Либо работник самостоятельно перечисляет алименты, какие на этот счет есть международные договоренности?
Ответ:
Да, учреждение обязано принять исполнительный лист, выданный в Казахстане, без дополнительной легализации и удерживать по нему алименты.
Обоснование:
Согласно ст.5 Соглашения стран СНГ от 09.09.94 "О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов" (далее - Соглашение) установление и взыскание (выплата) алиментов гражданам сторон осуществляются в порядке, предусмотренном национальным законодательством стороны, на территории которой они проживают. Данный документ подписан Российской Федерацией и государствами: Азербайджанской Республикой, Республиками Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Грузия, а также Украиной.
В данном Соглашении указано, что стороны признают и обеспечивают исполнение судебных решений по алиментным делам. Документы, выданные по установленной форме в целях реализации Соглашения на территории одной стороны, или их заверенные копии принимаются на территории другой стороны без легализации (ст.9 Соглашения).
Согласно ст.51 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г.Минске 22.01.93) каждая из договаривающихся сторон на условиях, предусмотренных настоящей Конвенцией, признает и исполняет решения, вынесенные на территории других договаривающихся сторон, в том числе решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств.
Следовательно, судебный акт, выданный на территории Республики Казахстан, является действительным на территории России без легализации.
В ст.109 Семейного кодекса РФ содержится требование к организации по месту работы лица, обязанного уплачивать алименты на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа, ежемесячно удерживать алименты из заработной платы и (или) иного дохода и уплачивать или переводить их лицу, получающему алименты, не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы.
Согласно ст.138 Трудового кодекса РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50% заработной платы, причитающейся работнику. При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50% заработной платы. Ограничения, установленные данной статьей, не распространяются на удержания из заработной платы взыскания алиментов на несовершеннолетних детей. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70%.
На основании изложенного организация обязана удерживать алименты с работника - гражданина Казахстана и перечислять за его счет получателю алиментов на основании судебного акта, выданного судом Республики Казахстан.

Лисицкая Ольга Сергеевна
Вопрос:
На предприятие пришло уведомление о проведении профилактического визита инспекцией Росстандарта, и будет проводиться профилактическое мероприятие — обязательный профилактический визит в отношении нашего предприятия по месту нахождения нашего юр. лица. К этому уведомлению приложена копия решения (приказа) о проведении профилактического визита, в котором сказано, что проф. визит проводится в отношении нашей деятельности по выполнению измерений, относящихся к сфере гос. регулирования обеспечения единства измерений, предусмотренных частью 3 ст.1 ФЗ «Об обеспечении единства измерений» ( подпункт б) пункта 9 Положения о Федеральном гос. метрологическом контроле, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.06.2021 N 1053).
Также в Решении о проведении проф. визита указано, что мы можем отказаться от его проведения, уведомив об этом надзорный орган. Если мы откажемся от проведения данного мероприятия, какие могут быть применены к нам санкции или другие негативные последствия для нас? Имеем ли мы право не пускать их на нашу территорию, а провести по видеосвязи конференцию, и обязаны ли мы тогда им показывать наши документы, относящиеся к проверке?
Ответ:
Ответственность либо иные непосредственные негативные последствия отказа от проведения данного профилактического мероприятия действующим законодательством не предусмотрены. При этом его нормы не позволяют сделать вывод о том, что форма (формат) выбора проведения профилактического визита (по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи) отнесен к компетенции контролируемого лица.
Обоснование :
Профилактический визит согласно пункту 7 части 1 статьи 45 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» является одним из видов профилактических мероприятий.
Профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе ( часть 3 статьи 45 Закона N 248-ФЗ ).
В силу части 6 статьи 52 Закона N 248-ФЗ контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
Поэтому, несмотря на то, что профилактический визит в вашей ситуации является «обязательным» (такие визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в определенной сфере, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска), ответственность либо иные непосредственные негативные последствия отказа, возможность которого установлена частью 6 статьи 52 Закона N 248-ФЗ, нормативно не предусмотрены.
На основании части 1 статьи 52 Закона N 248-ФЗ профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. При этом, как следует из толкования норм Закона N 248-ФЗ о данной процедуре, из них не видно, что контролируемое лицо обладает правом выбора, прерогативой определения формы (формата) профилактического визита: на месте или по видео-конференц-связи. Не исключаем, что ответное уведомление (предложение) со стороны контролируемого лица о проведении визита в формате видео-конференц-связи при условии, что самим контрольным (надзорным) органом предложено провести визит (выезд) по месту осуществления деятельности, может быть расценено как отказ от проведения профилактического визита.
Требование инспектора о представлении документов, информации является предметом только контрольного (надзорного) мероприятия ( пункты 2, 3 части 2 статьи 29, пункт 14 части 1 статьи 64 Закона N 248-ФЗ ). Профилактические мероприятия (в том числе профилактический визит) к таковым не относится.

Репич Иван Васильевич
Вопрос:
В процессе судебного разбирательства гражданин возлагает судебные расходы на ответчика.
- Какие расходы в соответствии с нормами действующего законодательства могут быть отнесены к судебным?
- Относятся ли к судебным расходам оплата гос. пошлины, отправка запросов за границу, расходы на организацию онлайн-связи для опроса свидетелей?
Ответ:
Основным документом по вопросу взыскания судебных издержек следует считать постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» (далее — ПП ВС N 1).
В соответствии с п.1 ПП ВС N 1 судебными расходами следует считать государственную пошлину, а также издержки, связанные с рассмотрением дела.
Принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу (например, решение суда первой инстанции, определение о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения, судебный акт суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, которым завершено производство по делу на соответствующей стадии процесса).
Согласно п.2 ПП ВС N 1 к судебным издержкам относятся расходы, которые понесены лицами, участвующими в деле, включая третьих лиц, заинтересованных лиц в административном деле (статья 94 ГПК РФ, статья 106 АПК РФ, статья 106 КАС РФ).
При этом перечень судебных издержек, предусмотренный указанными кодексами, не является исчерпывающим.
Так, расходы, понесенные истцом, административным истцом, заявителем в связи с собиранием доказательств до предъявления искового заявления, административного искового заявления, заявления в суд, могут быть признаны судебными издержками, если несение таких расходов было необходимо для реализации права на обращение в суд и собранные до предъявления иска доказательства соответствуют требованиям относимости, допустимости. Например, истцу могут быть возмещены расходы, связанные с легализацией иностранных официальных документов, обеспечением нотариусом до возбуждения дела в суде судебных доказательств (в частности, доказательств, подтверждающих размещение определенной информации в сети «Интернет»), расходы на проведение досудебного исследования состояния имущества, на основании которого впоследствии определена цена предъявленного в суд иска, его подсудность.
Соответственно, оплата государственной пошлины, отправка запросов за границу и расходы на организацию онлайн-связи для опроса свидетелей могут быть признаны судебными расходами.

Репич Иван Васильевич
Вопрос:
В чем разница, как соотносятся между собой, какими нормативными документами определяются:
— юридический адрес организации;
— фактический адрес организации;
— адрес местоположения организации;
— почтовый адрес организации.
Ответ:
В соответствии с п.2 ст.54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
При этом законодательство рассматривает понятия «место нахождения юридического лица», «место государственной регистрации юридического лица» и «место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица» как тождественные.
Согласно п.3 ст.54 ГК РФ в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Таким образом, «адрес юридического лица» (в деловом обороте его также именуют юридическим адресом) входит в понятие «место нахождения юридического лица» («адрес местоположения юридического лица») и конкретизирует его.
Необходимо отметить, законодательство Российской Федерации не содержит таких понятий, как «юридический адрес организации» и «фактический адрес организации». Соответственно, юридическим адресом следует считать адрес места нахождения организации в понимании, установленном законом, который указывается в учредительных документах юридического лица.
В свою очередь фактический адрес — это адрес, по которому реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Юридический и фактический адреса организации могут и не совпадать.
Что касается почтового адреса, то его толкование с момента утраты силы п.3 ст.4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и п.3 ст.4 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» является неоднозначным. Фактически на данный момент почтовым адресом может являться любой «абонентский ящик», на который приходит вся почта юридического лица, без привязки к фактическому или юридическому адресу.

Корнелюк Надежда Михайловна
Вопрос:
По решению суда увольнение сотрудника признано незаконным, начисление среднего заработка за вынужденный прогул сделано в июле за предыдущие периоды: март-апрель. 4-ФСС и РСВ необходимо корректировать за 1 квартал и 1 полугодие? А в отчетах за 9 месяцев произведенные начисления среднего заработка не отражаются? В данном случае при корректировочных отчетах не возникает недоимка?
Ответ:
Представление расчета по страховым взносам
На основании п.7 ст.431 НК РФ плательщики страховых взносов подают в налоговый орган по месту своего нахождения расчет по страховым взносам. При обнаружении плательщиком в поданном им в налоговый орган расчете по страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по страховым взносам и представить в налоговый орган уточненный расчет по страховым взносам в порядке, установленном статьей 81 Кодекса.
В соответствии с этим, для полного восстановления страхового стажа работника, восстановленного на работе по решению суда, следует подать уточняющие формы РСВ с даты увольнения по дату восстановления на работе: за 1 квартал и 1 полугодие (п.2 письма ФНС России от 14.01.2019 N БС-4-11/228 и письмо ФНС России от 31.01.2019 N БС-4-11/1583@).
Чтобы избежать штрафа, следует до представления уточненных расчетов заплатить недоимку по страховым взносам и пени (пп.1 п.4, п.7 ст.81 НК РФ). Иначе придется перечислить еще и штраф в размере 20% от неуплаченной суммы страховых взносов (п.1 ст.122 НК РФ).
В случае необходимости корректировки плательщиком страховых взносов базы для исчисления страховых взносов за 1 квартал и 1 полугодие, в том числе с целью правильного формирования сведений индивидуального (персонифицированного) учета, плательщик представляет уточненный расчет по страховым взносам за предшествующий расчетный (отчетный) период.
При этом в расчете за текущий расчетный (9 месяцев) период сумма произведенного перерасчета за предшествующий отчетный (расчетный) период не отражается.
Представление расчета 4-ФСС
Если раньше вам не приходилось вносить поправки в 4-ФСС, могут возникнуть затруднения. Как сделать корректировку 4-ФСС, соблюдая нормативные требования?
При оформлении и отправке в фонд корректировочного отчета 4-ФСС в 2020-2021 годах рекомендуем придерживаться следующих правил:
1. Проставьте номер корректировки на титульном листе 4-ФСС — для этого предусмотрено отдельное поле.
2. Все остальные данные нужно отразить так же, как в исходном 4-ФСС с учетом исправленных ошибок и неточностей. Если изменения в расчет вносятся по причине изменения облагаемой базы или отдельных показателей, то отражайте в расчете полностью обновленные данные, а не разницу между первичными и скорректированными данными.
3. Вместе с корректировочным 4-ФСС желательно отправить в фонд сопроводительное письмо, в котором нужно отразить причины представления уточненного расчета и указать, какие именно сведения были исправлены или дополнены.
Безопаснее будет сдать уточненные расчеты по форме 4-ФСС за I квартал и 1 полугодие. Ведь при обнаружении страхователем в сданной форме 4-ФСС факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, страхователь обязан внести необходимые изменения в расчет (п.1.1 ст.24 Закона N 125-ФЗ). Чтобы избежать штрафа, следует до представления уточненных расчетов перечислить недоимку по страховым взносам и пени (пп.1 п.1.4 ст.24 Закона N 125-ФЗ). Иначе придется еще заплатить штраф в размере 20% от причитающейся к уплате суммы страховых взносов (ст.26.29 Закона N 125-ФЗ).

Лисицкая Ольга Сергеевна
Вопрос:
Юридическое лицо зарегистрировано и поставлено на налоговый учет на территории одного субъекта РФ. Структурных подразделений и рабочих мест на территории второго субъекта РФ у ЮЛ нет, но заключено соглашение с органом власти второго субъекта РФ об оказании услуг жителям второго субъекта РФ. Услуга оказывается дистанционно, фактически все работники находятся на территории первого субъекта РФ по месту регистрации ЮЛ. Считается ли, что ЮЛ ведет деятельность на территории второго субъекта РФ, с органом власти которого заключено соглашение? Требуется ли ЮЛ выполнять региональные требования (анти-ковидные ограничения, требования по вакцинации и т.д.) второго субъекта РФ?
Ответ:
В отсутствие специального регулирования, затрагивающего толкование места ведения деятельности для целей применения коронавирусных ограничений и мероприятий, рекомендуем исходить из того, что в рассматриваемой ситуации место ведения деятельности исполнителя определяется по месту его нахождения, а не по месту регистрации (нахождения) заказчика услуги.
Обоснование:
Как правило, региональными властями принимаемые меры в связи с коронавирусом (COVID-19) формулируются по отношению к «юридическим лицам и ИП, осуществляющим деятельность по предоставлению тех и или иных услуг (в тех или иных сферах) на территории соответствующего субъекта РФ».
Следовательно, вопрос сводится к тому, можно ли для целей соблюдения действующих региональных предписаний и ограничений по COVID-19 считать, что при рассматриваемых в вопросе условиях организация считается ведущей (осуществляющей) деятельность на территории другого субъекта РФ.
Порядок определения места ведения деятельности при оказании дистанционных услуг (с использованием сети Интернет) комплексно в законодательстве не урегулирован.
Гражданское законодательство, например, не содержит понятий «юридический» и «фактический адрес» (место осуществления деятельности), в Гражданском кодексе РФ говорится только о месте нахождения организации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации — по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (пункт 2 статьи 54 ГК РФ) и должно быть указано в его учредительных документах (пункт 5 статьи 54 ГК РФ). Гражданское законодательство предполагает, что организация осуществляет свою деятельность по адресу юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, указанного в ЕГРЮЛ (пункт 3 статьи 54 ГК РФ), обратное может повлечь негативные последствия — налоговые и административные риски, риски ликвидации организации.
Применительно к налоговому законодательству вопрос определения места ведения деятельности при оказании услуг через Интернет освещался в целях исчисления налога на профессиональный доход.
Так, Минфин России отмечал, что если физическое лицо или ИП оказывает услуги дистанционно посредством сети Интернет на территории субъекта РФ, не включенного в эксперимент по введению налога на профдоход, то применять НПД в отношении таких услуг он не вправе. Причем место регистрации заказчика в данном случае для определения места ведения деятельности налогоплательщика никакого значения не имеет (письмо от 06.09.2019 N 03-11-11/68809).
При таком подходе местом ведения деятельности (оказания услуг, предоставляемых через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через Интернет) считается место нахождения исполнителя, а не заказчика.
Кроме того, в данном случае не считается, что организацией создано обособленное подразделение в другом субъекте РФ, поскольку при оказании услуг с использованием сети Интернет рабочие места не оборудуются (пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ).
В отсутствие специального регулирования вопроса в части мероприятий по COVID-19 полагаем возможным придерживаться изложенного подхода применительно к рассматриваемой ситуации и определять место ведения деятельности исполнителя по месту его нахождения.

Репич Иван Васильевич
Вопрос:
С какой даты постановление о наложении административного наказания вступает в законную силу, если оно не получено в месте вручения?
Ответ:
В соответствии со ст.31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.
Согласно положениям статей 30.3 и 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток, а по делам, перечисленным в части 3 статьи 30.3 КоАП РФ, — пяти дней со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано.
При этом копия постановления по делу об административном правонарушении должна быть вручена под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица либо законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, либо выслана указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (часть 2 статьи 29.11 КоАП РФ).
В случае, если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена судье с отметкой на почтовом извещении (отправлении) об отсутствии этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового отправления, а также по истечении срока хранения, то постановление вступает в законную силу по истечении десяти суток, а постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ, — по истечении пяти дней после даты поступления (возвращения) в суд копии данного постановления (п.29.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Репич Иван Васильевич
Вопрос:
Могут ли уволить с работы и/или сократить премиальную/окладную части заработной платы за отказ сотрудника от вакцинации от коронавируса?
Ответ:
Прекращению трудовых отношений посвящены ст.77 и ст.81 ТК РФ. Исходя из содержания данных статей можно заключить, что отказ от вакцинации не может являться поводом для увольнения работников.
При установлении премий (выплат стимулирующего характера) обязательно в локальном акте организации (например, в положении об оплате труда, в коллективном договоре, в ином документе организации) указываются условия получения премии, показатели и критериев, при которых производится выплата премии (ст.135, ст.8 Трудового кодекса РФ).
Премии снижаются или не выплачиваются полностью только в случае невыполнения сотрудником условий премирования, в случае невыполнения условий получения премии, в случае невыполнения показателей и критерий, при которых производится выплата премии (Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р «Об утверждении программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы», Приказ Роскартографии от 26.02.2007 N 16-пр, Приказ Ространснадзора от 29.12.2006 N ВС-488фс).
Сокращение или лишение работника премии за действия, непосредственно не связанные с результатом его труда, не допускается.
Понижение оклада при неизменности должности возможно только по соглашению сторон трудового договора. Удержание части средств из окладной части сотрудника за отказ от вакцинации также будет являться существенным нарушением.
Кроме того, отказ от вакцинации не может служить основанием для отстранения сотрудника от работы, за исключением случаев, когда работа (должность), выполняемая сотрудником, входит в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 (ч.2 ст.5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ).
В этом случае в соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок (отказ от вакцинации) влечет за собой:
— отказ в приеме гражданина на работу;
— отстранение сотрудника от работы.
Соответственно, работника нельзя лишить премии или уволить за отказ от вакцинации.

Лисицкая Ольга Сергеевна
Вопрос:
У командированного в другой город РФ сотрудника предприятия был получен положительный результат теста на COVID-19 (тест ПЦР). Тест был сдан по причине необходимости для участия в выставке иметь отрицательный результат теста на COVID-19. Сотрудник проживает в гостинице и не имеет каких-либо симптомов заболевания. Действия работника и работодателя в этой ситуации?
Ответ:
Действия работника. При отсутствии показаний для госпитализации заболевший COVID-19 работник остается на амбулаторном лечении (по месту проживания/пребывания) под медицинским наблюдением до момента выздоровления (получения одного отрицательного результата лабораторного исследования методом полимеразной цепной реакции на наличие возбудителя COVID-19). Работнику выдается листок временной нетрудоспособности в связи с заболеванием.
Действия работодателя. Со стороны работодателя работнику подлежат возмещению расходы по найму жилого помещения (за исключением нахождения командированного работника на стационарном лечении) и выплачиваются суточные в течение всего времени, пока он не имеет возможности ввиду временной нетрудоспособности приступить к выполнению возложенного на него служебного поручения или вернуться к месту постоянного жительства.
В соответствии с пунктом 17 Методических рекомендаций МР 3.1/2.1.0193-20 "Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в учреждениях, осуществляющих деятельность по предоставлению мест для временного проживания (гостиницы и иные средства размещения)" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 04.06.2020) при получении информации о подтверждении диагноза COVID-19 у гостя или персонала гостиницы объем и перечень необходимых противоэпидемических мероприятий определяют должностные лица, проводящие эпидемиологическое расследование, в порядке, установленном соответствующими рекомендациями.
По-прежнему в случае отсутствия у пациента клинических проявлений заболеваний или при легком течении заболевания при подтверждении диагноза коронавирусной инфекции лечение осуществляют медицинские работники амбулаторных медицинских организаций на дому (пункт 9.1 Временных методических рекомендаций "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 11 (07.05.2021)", утв. Минздравом России).
Предусмотрена изоляция заболевшего COVID-19 по месту проживания и лечение на дому (амбулаторно) при отсутствии показаний для госпитализации (пункты 3.7, 4.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15), однако в данном случае местом пребывания выступает гостиница, то больной будет находиться в гостинице под медицинским наблюдением до выздоровления (выписки).
В силу абзаца второго пункта 3.7 СП 3.1.3597-20 выписка пациентов к занятию трудовой деятельностью (обучению), допуск в организованные коллективы после проведенного лечения (как в стационарных, так и в амбулаторных условиях) и выздоровления осуществляются при получении одного отрицательного результата лабораторного исследования методом полимеразной цепной реакции на наличие возбудителя COVID-19.
Временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания является страховым случаем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, обеспеченным выплатой пособия по временной нетрудоспособности (пункт 1 часть 2 статьи 1.3, пункт 1 части 1 статьи 1.4, пункт 1 части 1 статьи 1.5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"). Назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией (часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Тем самым, гражданину, имеющему заболевание коронавирусной инфекцией, будет оформлен листок нетрудоспособности с кодом "01" - заболевание (пункты 19, 65 Порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа, утв. Приказом Минздрава России от 01.09.2020 N 925н).
Помимо того, что за период временной нетрудоспособности работнику выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом нахождения заболевшего работника в командировке и применения пункта 25 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749, командированному работнику в случае его временной нетрудоспособности, удостоверенной в установленном порядке, возмещаются расходы по найму жилого помещения (кроме случаев, когда командированный работник находится на стационарном лечении) и выплачиваются суточные в течение всего времени, пока он не имеет возможности по состоянию здоровья приступить к выполнению возложенного на него служебного поручения или вернуться к месту постоянного жительства.
Также за время командировки за работником сохраняется средний заработок (статья 167 Трудового кодекса РФ, пункт 9 Положения N 749). Однако за дни болезни его выплачивать не нужно ввиду получения пособия.
Поскольку из-за болезни служебное задание не выполнено (или выполнено не полностью) работодатель может на свое усмотрение продлить срок командировки, издав соответствующий приказ в произвольной форме с указанием причин, послуживших основанием для увеличения срока командировки, переноса предполагаемой даты окончания командировки.
Для учета рабочего времени в табеле учета должен быть проставлен соответствующий буквенный или цифровой код, обозначающий нахождение работника в командировке ("К" или "06") (Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты"). Для того чтобы полнее отразить в табеле факт болезни сотрудника во время нахождения в командировке, дни временной нетрудоспособности, приходящиеся на дни командировки, можно обозначить двумя кодами через дробь, например, "К"/"Б".

Афиногенова Г.Н.
Вопрос:
В декларации по налогу на прибыль организаций за 2020 год, представленной в налоговую инспекцию в январе 2021 года, заявлен налог на прибыль организаций к уменьшению. При этом ежемесячный авансовый платеж за первый квартал 2021 года по сроку 28 января 2021 года меньше, чем заявленный ранее налог на прибыль организаций к уменьшению. Может ли организация в связи с вышеуказанной ситуацией не уплачивать ежемесячный авансовый платеж, представив заявление о зачете переплаты?
Ответ:
Пунктом 4 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Следовательно, срок представления декларации по налогу на прибыль за 2020 год — не позднее 28 марта 2021 года.
Такая формулировка НК РФ позволяет налогоплательщикам представить декларацию по налогу на прибыль и ранее 28 марта начиная с 1 января текущего года.
Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 НК РФ) налогоплательщика по решению налогового органа, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 52 НК РФ.
Если иное не предусмотрено статьей 78 НК РФ, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 78 НК РФ, в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, если иное не предусмотрено статьей 78 НК РФ.
Следует предусмотреть, что после подачи налоговой отчетности налоговый орган имеет право провести камеральную проверку представленной отчетности в соответствии со статьей 88 НК РФ в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
В связи с этим зачет налоговая инспекция может произвести только по окончании камеральной налоговой проверки.
Из пункта 11 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, рассмотренного Президиумом ВАС Российской Федерации (Информационное письмо от 22.12.2005 N 98), следует, что срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа) начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетного) периоду либо с момента, когда такая проверка должна быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ.
Следовательно, если налоговая инспекция будет проводить камеральную проверку, то в любом случае срок окончания будет приходиться на дату после 28 января. Соответственно, при неуплате ежемесячного авансового платежа налогоплательщику будут начислены пени за несвоевременную уплату налога в соответствии со статьей 75 НК РФ. Для снижения финансовых потерь организации следует уплатить ежемесячный авансовый платеж по налогу на прибыль по сроку 28 января 2021 года.

Репич И. В.
Вопрос:
Прошу разъяснить процедуру оформления ухода работника в отпуск согласно трудовому законодательству. Должен ли он писать заявление на основной оплачиваемый отпуск согласно утвержденному графику отпусков (как отправной точке оформления приказа на отпуск), или работник, согласно ст.123 ТК РФ, извещается под роспись за 2 недели до его начала и уже знакомится с изданным приказом на его отпуск (заявление на отпуск не пишется)?
Ответ:
ТК РФ каждому работнику гарантирует право на ежегодный отпуск с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (ст.114 ТК РФ). В силу части первой ст.122 ТК РФ оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно.
В соответствии с ч.1 ст.123 ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном ст.372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
Согласно ч.2 ст.123 ТК РФ график отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника.
Если дата начала и продолжительность отпуска соответствуют отраженным в графике отпусков, то заявление на отпуск не требуется.
При этом именно работодатель должен известить под роспись работника о времени начала отпуска. О времени начала отпуска работник должен быть извещен не позднее чем за две недели до его начала (ст.123 Трудового кодекса РФ).
Между тем законодательство РФ не запрещает использовать сотруднику отпуск не в запланированную дату, указанную в графике отпусков по соглашению с работодателем (ст.124 Трудового кодекса РФ).
В случае если работник желает использовать отпуск не по графику отпусков, то заявление на предоставление ему отпуска работник должен написать, а работодатель — его получить не позднее чем за три дня до начала отпуска.
Соответственно, работник не обязан писать заявление, если он идет в отпуск согласно графику отпусков.
Заявление может понадобиться в том случае, если работник по согласованию с работодателем желает изменить запланированное графиком время отпуска либо имеет право на предоставление отпуска вне графика.