Общение, особенно первый контакт с пациентом, имеет особое значение, это определяет дальнейшие взаимоотношения пациента с медицинским персоналом. В условиях лечебного процесса медсестра выступает как партнер, посредник между пациентом и лечащим врачом.
Вспомним сло¬ва медицинской сестры Флоренс Найтингейл, сказанные ею почти 100 лет назад: «Сестра должна иметь тройную ква¬лификацию: сердечную — для понимания больных, научную — для понимания болезней, техническую — для ухода за больными».
Очень важно наладить доверительные отношения, поэтому медсестра должна расположить к себе пациента. Первое, что хотелось бы отметить, совершенно неприемлемо обращение «больной»! Как будто пациент потерял право на имя и отчество.
Таким образом, формируются несколько пунктов, которые необходимы при взаимодействии медицинской сестры и пациента:
- Создать приятную атмосферу общения
- Добиться доверительного отношения с пациентом
- Говорить на языке пациента
- Уметь слушать
- Точно формулировать вопросы
Пациент должен ощущать доброе и искреннее расположение, получать достойную заботу. Конечно, это очень непросто как эмоционально, так и физически, ведь под опекой одной медицинской сестры сразу несколько пациентов, кроме того, в отделении или клинике много других дел.
Но данную задачу можно заметно упростить, использовав несколько шагов по отношению к поступившему пациенту:
- тепло поприветствуйте пациента;
- представьтесь, сообщите свое имя, должность;
- объясните ситуацию в отделении и роль, которую вы будете выполнять в процессе лечения;
- ознакомьте с отделением и лечебно-охранительным режимом;
- проводите пациента до палаты, укажите пациенту на его койку;
- проверьте, все ли в порядке на его кровати, в палате.
Таким образом, ситуация сразу приобретет теплый, доверительный и по-человечески благодарный характер. Чтобы сложились партнерские отношения, у пациента должно быть ощущение, что ему хотят помочь. Только тогда возникает тот доверительный диалог, во время которого медсестра узнает необходимые ей сведения о пациенте. Во время таких бесед выявляются отношение пациента к родственникам, работе, другие проблемы, а все эти сведения дают медсестре возможность поставить свой сестринский диагноз.
Отдельное место занимает общение с пациентом, например, с нарушением слуха. Подходить к такому пациенту необходимо только спереди, чтобы он мог это увидеть. Тщательно следить за невербальными средствами выражения, в этом случае очень помогут прикосновения — они привлекут пациента к общению. Так пациент будет чувствовать себя спокойно и ощущать дружественную обстановку.
Но медсестра должна «регулировать коммуникацию», чтобы партнерские отношения не перешли в панибратские: ведущая роль всегда остается за ней. Медсестра может сочувствовать больному, между ними может установиться эмпатия. Но при этом пациент всегда должен быть уверен, что их беседы носят абсолютно конфиденциальный характер.
Подытожить хотелось бы следующим: медсестра должна иметь организаторские способности, быть коммуникабельной и конструктивной, а также всегда помнить о медицинской этике. «Не думайте, что за больным может ухаживать всякий. Это дело трудное, требующее навыка, умения, знаний». (Ф. Найтингейл)
Больше нормативной и регламентирующей информации о сестринской деятельности вы найдете в сервисе «Гид по работе главной медицинской сестры».
Заходите в систему «Медицина. Премиум » и получайте больше полезной и практической информации!