В целях реализации нового подхода к образованию медицинских и фармацевтических работников Министерством здравоохранения РФ опубликован проект приказа «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях». Для выпускников 2016 г. по специальностям «Стоматология», «Фармация», и выпускников 2017 г. по специальности «Здравоохранение и медицинские науки» уровня «специалитет», а также для всех иных работников, получивших свидетельство об аккредитации или сертификат специалиста после 1 января 2016 г., предусматривается обучение в рамках системы непрерывного медицинского или фармацевтического образования.

При таком обучении предполагается, что специалист самостоятельно формирует комплекс образовательных программ, мероприятий, интерактивных образовательных модулей на интернет-портале НМО, созданном под руководством Минздрава России, с последующим дискретным освоением и прохождением аккредитации через 5 лет.

Что необходимо сделать специалисту:

для прохождения НМО работнику надлежит зарегистрироваться на портале, после чего он получает доступ к листу образовательной активности.

Лист позволяет сформировать индивидуальный план данного работника, куда он самостоятельно включит нужные ему образовательные программы и мероприятия. После чего работник оставляет предварительные заявки для зачисления на обучение по выбранным программам или для участия в мероприятиях. Заявка подтверждается работником после согласования с работодателем. Если на протяжении 10 дней предварительная заявка не подтверждена, она аннулируется.

Это удобно! Указанные мероприятия могут осваиваться дистанционно, что облегчает задачу по их освоению медицинскими работниками из удаленных мест. Дистанционный образовательный модуль или интерактивный модуль направления заявок не требует. На данный момент портал уже запущен и предлагает возможности по регистрации как специалистам, так и организациям, осуществляющим обучение.

Медицинскому работнику на портале НМО доступны следующие виды обучения:

  • образовательные программы повышения квалификации для освоения новых навыков или умений, совершенствование имеющихся навыков или умений;
  • образовательные программы переподготовки для освоения новых знаний, умений с присвоением новой квалификации;
  • образовательные программы, дистанционные образовательные модули по наиболее актуальным вопросам профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний, иных заболеваний, оказывающих основное влияние на заболеваемость и смертность населения. Такие программы и модули длятся не более 36 академических часов;
  • конференции;
  • семинары;
  • интерактивные образовательные модули, размещенные на портале НМО.

Каждый обучающийся имеет индивидуальный план, исчисляемый в расчетных единицах, каждая из которых равна 1 академическому часу. Общий план на 5 лет — 250 часов, он складывается из следующих компонентов:

  • ежегодно набираются 50 единиц/академических часов;
  • ежегодно осваиваются не менее 36 часов образовательных программ;
  • ежегодно медицинский работник набирает не более 14 часов образовательных мероприятий или интерактивных модулей.

Примечательно, что проект приказа говорит о том, что образовательных программ в год должно быть не менее 36 часов, а образовательных мероприятий — не более 14 часов. Такое разделение не позволит злоупотреблять участием в конференциях или семинарах в ущерб освоению образовательной программы и подменить обучение «отбыванием времени» на указанных мероприятиях.

С введением учетной системы, по мнению разработчиков программы, достигается цель непрерывного образования медицинского работника — на протяжении каждого года он «вынужден» осваивать новые программы, получать знания и навыки.

Важно!

В случае если специалист не выполняет план образования, он рискует оказаться перед необходимостью набирать сразу 50 академических часов непосредственно перед окончанием годового плана, что крайне проблематично и не всегда возможно, т.к. образовательные программы также идут по установленному графику.

Процесс освоения индивидуального плана отражается в статистике работника на портале. По завершению прохождения пятилетнего плана проводится процедура аккредитации.

Введение системы непрерывного медицинского образования является важным и действенным механизмом модернизации системы дополнительного профессионального образования, превращения его в непрерывный, инновационный процесс. Новый подход к оценке знаний и умений специалистов в области медицины и фармакологии отвечает запросам современного общества и здравоохранения, позволяет специалистам оставаться в курсе последних разработок и новейших технологий, расширять кругозор, поддерживать профессиональные связи и формировать внушительное портфолио в подтверждение навыков и достижений.

Источник: Электронный журнал «Организация медицинской деятельности» № 2, март 2017г.