Президиум Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам 26 июля 2017 г. утвердил «Паспорт приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». В данном документе отражены основные направления в области здравоохранения «первичного звена» — в первую очередь, поликлиник. Целью проекта заявлено повышение удовлетворенности населения качеством оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях до 60% к 2020 году и до 70% к 2022 году. Достичь такие показатели планируется путем создания новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь на принципах бережливого производства. Такие новшества ожидаются в 33 субъектах Российской Федерации с последующим тиражированием данной модели в 85 субъектах.
На государственном уровне провозглашен принцип бережливого производства. Легального определения данного понятия Минздрав не дает, но обычно под бережливым производством понимается концепция управления предприятием, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя. Поскольку сфера здравоохранения в области ОМС по большей части финансируется за счет средств фонда ОМС и ТФОМС, снижение текущих расходов и повышение эффективности работы персонала позволило бы снизить размер трат фондов и, как следствие, — получить возможность перераспределения денежных средств на новые приоритетные направления и дорогостоящее лечение отдельных категорий пациентов.
Рост уровня удовлетворенности услугами поликлиник до 60% к 2020 году вызывает резонный вопрос: каков же уровень удовлетворенности сейчас, если 60% видятся Минздраву «радужной» перспективой? Оказывается, по состоянию на начало 2018 года процент довольного качеством обслуживания в поликлиниках населения составляет всего 45,7% — менее половины опрошенных. Чаще всего граждане жалуются на невозможность попасть на прием к врачу в положенные две недели, нерабочие интернет-сервисы записи на прием, длительность ожидания в очереди в регистратуру, халатное отношение медицинского персонала к диспансеризации с проведением осмотров «для галочки». Пациенты указали, что зачастую сталкиваются с грубостью и хамством в регистратуре, не могут получить нужную информацию о возможности оказания медицинской помощи в рамках ОМС. Но на первом месте в рейтинге претензий оказалось малое количество времени, отведенное законодателем на прием врача — пациенты указали, что данного промежутка недостаточно для полноценного сбора анамнеза и определения тактики лечения. Столь небольшой период порой дополнительно сокращается за счет проходящих без очереди — диспансеризация, призывники и т.д., в результате чего врачу остается вести прием в авральном режиме по несколько минут на каждого или задерживаться в свое свободное время, чтобы принять всех желающих. Подобная ситуация, по мнению граждан, медицинских работников и Минздрава, совершенно неприемлема и должна искореняться в ближайшие годы.
Проект по созданию новой модели медицинской организации предусматривает повышение уровня удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи участковым врачом до 47% в 2018 г., 49% в 2019 г. — и так до 70% в 2022 году. Для начала новую модель планируется внедрить в 33 субъектах РФ с постепенным перениманием опыта другими регионами. В экспериментальной части модели задействуются 115 организаций в 2018 году и 195 — с 2019 года с тиражированием до 2000 организаций в 2022 г.
Для введения новшеств Минздрав запланировал создать Центр организации первичной медико-санитарной помощи и его региональные представительства. Данные центры будут выполнять организационные функции, направленные на оказание технологической и информационной поддержки медицинских организаций при введении новой модели, посильное консультирование и отслеживание исполнения нововведений.
На фоне организации таких центров и вменения учреждениям здравоохранения новых обязанностей предусмотрено изменение в системе образования медицинских работников — в частности, планируется внедрить новые технологии («Фабрики процессов») на базе 11 вузов, подведомственных Минздраву России.
Запланировано добиться повышения количества посещений врача с профилактической целью. Если в 2018 г. процент таких посещений от общего количества обращений одного застрахованного в ОМС гражданина всего 1,757, то к 2022 году ожидается уже 2,11.
Наряду с побуждением населения к профилактическим осмотрам и диспансеризации Минздрав предусматривает совершенствование порядка обслуживания населения и повышения «приятности» нахождения в поликлинике. В частности, планируется массовое введение автоматизированной системы мониторинга сроков ожидания оказания медицинской помощи врачом. В случае задержки в оказании медицинской услуги и просрочки предусмотренного Программой государственных гарантий бесплатного оказания медпомощи такая система незамедлительно будет учитывать данную информацию и формировать соответствующий отчет, который будет принят во внимание при проверке качества медицинской помощи и оплаты оказанных услуг.
Помимо отслеживания срока оказания услуги запланировано сокращение времени оформления записи на прием к врачу, очередей и времени ожидания у кабинета — минимум в три раза. При этом Минздрав намерен увеличить время работы врача непосредственно с пациентом не менее чем в 2 раза и сократить сроки прохождения I этапа диспансеризации до 2 дней.
В части непосредственно профилактических осмотров запланировано достижение таких задач, как:
- перераспределение нагрузки между врачом и средним медицинским персоналом;
- оптимизированная логистика движения пациентов с разделением потоков на больных и здоровых;
- переход на электронный документооборот, сокращение бумажной документации;
- открытая и вежливая регистратура;
- комфортные условия для пациента в зонах ожидания;
- организация диспансеризации и профилактических осмотров на принципах непрерывного потока пациентов с соблюдением нормативов времени приема на одного пациента;
- внедрение мониторинга соответствия фактических сроков ожидания оказания медицинской помощи врачом с момента обращения пациента в медицинскую организацию установленным срокам ожидания в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Такие принципы должны привести к тому, что пациент, желающий пройти диспансеризацию, не будет опасаться стояния в длинных очередях, «борьбы» с пришедшими по записи гражданами, не желающими пропускать без очереди, длительности приема и долгого заполнения документов. Проходящий профосмотр или диспансеризацию должен иметь возможность быстро и без промедлений пройти по всем необходимым врачам, сдать все анализы и получить нужные исследования, не создавая помех другим пациентам и не вызывая сбоя в порядке приема пациентов у врача.
Источник: Электронный журнал «Организация медицинской деятельности»
Полную версию статьи «Новый порядок диспансеризации и профилактических медосмотров» вы найдете в свежем номере электронного журнала «Организация медицинской деятельности», который находится в системе «Медицина. Премиум».
В статье также описаны:
• Изменения в порядке проведения диспансеризации взрослого населения
• Изменения в порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних
• Изменения в порядке проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза
Заходите в систему «Медицина. Премиум» и получайте больше полезной и практической информации!