Если в древние времена от полного выздоровления пациента зависел не только заработок, но зачастую и жизнь врача, то в наши дни система оплаты медицинских услуг шагнула далеко вперед. Сегодня врач получает заработную плату за различные категории медицинской деятельности в соответствии с разнообразными видами социально-гигиенических проблем и человеческих нужд.
Рассмотрим факт осуществления медицинской помощи с точки зрения рыночных отношений. В роли основных субъектов этой системы выступает Врач — производитель и Пациент — потребитель медицинских услуг. Реализация этих отношений находит свое воплощение в медицинской процедуре, соответствующей спросу пациента в зависимости от его социально-экономического статуса.
Фундаментальным элементом функционирующей маркетинговой системы здесь выступает случай медицинского обслуживания, через который и осуществляются взаимоотношения врача и пациента. Содержание медицинской услуги состоит из профессиональной основы и сервисных атрибутов, а использование диагностических и фармакологических средств является зачастую неотъемлемой частью при ее оказании.
Рынок медицинских услуг условно можно разделить на три основных сегмента:
I. «Маркетинговый сегмент жизни» — медицинские услуги, направленные на сохранение жизни.
II. «Маркетинговый сегмент болезни» — медицинские услуги, целью которых является лечение острых и профилактика обострения хронических заболеваний, восстановления и сохранения определенного уровня трудоспособности, при ее временной потере, недопущение инвалидизации, либо поддержание определенного ее уровня без усугубления процесса.
III. «Маркетинговый сегмент здоровья» — медицинские услуги, направленные на профилактику у относительно здоровых граждан (иммунопрофилактика, диспансеризация и пр.).
Также можно квалифицировать медицинские услуги следующим образом:
По характеру: профилактические, экспертные, статистические, диагностические, лечебные, комбинированные, реабилитационные.
По сегментам структуры здравоохранения: санитарно-гигиенические, эпидемиологические, амбулаторные, поликлинические, стационарные.
По уровням медицинской помощи: доврачебные, врачебные, квалифицированные, специализированные.
По интенсивности во времени: скорые, неотложные, плановые. По квалификации источника медицинских услуг: низкая, средняя, высокая.
По технологии: традиционные, высокотехнологичные.
По инвазивности: неинвазивные, инвазивные.
По соблюдению стандарта: соответствие стандарту, несоответствие стандарту (обоснованное, необоснованное, ошибочное).
По времени достижения конечного результата: соответствующие срокам, не соответствующие срокам.
По конечному результату: адекватные, частично адекватные, неадекватные.
По соответствию правовым нормам: соответствующие функциям исполнителя, не соответствующие функциям исполнителя, ошибочные, халатные.
Вне зависимости от результата услуги завершаются в момент окончания действий по принятым обязательствам. Результат, невзирая на корректность завершенной профессиональной услуги, может быть полным или неполным либо отсутствовать в зависимости от индивидуальной реакции организма. И эти основания не позволяют признать услугу ненадлежащей. Также следует отметить, что Пациент должен быть информирован о возможности наступления вредных эффектов медицинского вмешательства. Более того, они должны быть обозначены в соответствующей форме в договоре между производителем и потребителем медицинских услуг.