С 01.06.2020 введена в действие статья ОФС.1.1.0010.18 «Хранение лекарственных средств». Согласно указанной статье, при выполнении работ в помещениях для хранения лекарственных средств сотрудники должны носить специальную одежду и обувь, соблюдать правила личной гигиены.
✔ Какой вид специальной одежды и обуви должны носить сотрудники при выполнении работ в помещениях для хранения лекарственных средств?
✔ В случае, если работники аптеки при выполнении основной работы одеты с медицинский многоразовый халат, должны ли они переодеваться или использовать одноразовые СИЗы при выполнении работ в помещениях для хранения лекарственных средств?
Общая фармакопейная статья от 21.04.2020 N ОФС.1.1.0010.18 «Хранение лекарственных средств» заменила ранее действующую Общую фармакопейную статью от 31.10.2018 N ОФС.1.1.0010.18 «Хранение лекарственных средств».
При сравнении двух фармакопейный статей можно сделать вывод о безусловном их сходстве в части обязанности персонала аптечной организации носить специальную одежду и обувь, соблюдать правила личной гигиены.
Исходя из однозначных требований, указанных в Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек) (утвержденной приказом Минздрава России от 21.10.97 N 309, далее — «Инструкция»), персонал обязан выполнять правила личной гигиены и производственной санитарии, носить технологическую одежду, соответствующую выполняемым операциям (пункт 6.4 Инструкции). Под технологической одеждой в пункте 6.4 Инструкции понимается санитарная или стерильная одежда (использование в асептическом блоке аптечной организации (приложение N 5 к Инструкции). Также выделяется одежда персонала, занятого приготовлением и использованием растворов моюще-дезинфицирующих и дезсредств (приложение N 10 к Инструкции).
Согласно пункту 6.4.3 Инструкции санитарная одежда и санитарная обувь выдаются работникам аптеки в соответствии с действующими нормами с учетом выполняемых производственных операций. Смена санитарной одежды должна производиться не реже 2 раз в неделю, полотенец для личного пользования — ежедневно. Комплект специальной одежды для персонала, работающего в асептических условиях, должен быть стерильным перед началом работы. Целесообразно предусмотреть в санитарной одежде персонала отличительные знаки, например, спецодежду или ее детали другого цвета, кроме белого, чтобы легче распознать нарушения порядка перемещения персонала в асептической зоне, между помещениями или за пределами асептического блока, в других производственных зонах.
Санитарная одежда и санитарная обувь, применяемая на территории всех помещений медицинской организации (за исключением асептического блока), по нашему мнению, включает санитарный халат (или костюм) и шапочка, а также обувь (санитарную, применяемую в.ч. в медицине) — смотри раздел 2 Термины и определения и пункт 6.4.3 Инструкции.
Из этого можно сделать вывод, что отдельная специальная одноразовая или многоразовая одежда должна применяться в асептическом блоке, которая одевается работником вместо санитарной одежды при входе в такой блок и, если персонал занят в работах с моющими и дезинфицирующими средствами.
Мы полагаем, что на основании введённой общей фармакопейной статьи от 21.04.2020 N ОФС.1.1.0010.18 «Хранение лекарственных средств» не изменился порядок применения санитарной одежды в аптечной организации и персонал имеет возможность заходить в выданной санитарной одежде в помещения для хранения лекарственных, за исключением если это помещение не является помещением специального режима — асептическим блоком.
Эксперт Мачнев Дмитрий Евгеньевич
Больше актуальных новостей в системе «Медицина. Премиум»! Все важные изменения в рубрике «Обратите внимание».
Ещё не работаете с «Медицина. Премиум»? Попробуйте бесплатный доступ!