Особое значение процесс общения приобретает в тех профессиональных сферах, которые предусматривают близкий контакт личностей. И одной из этих сфер является медицина. Исторически сложилось так, что врач всегда занимал доминирующее положение в отношениях с пациентами и самостоятельно выбирал методы диагностики и лечения. Такой статус определял его высокую личную ответственность за результаты и последствия диагностики и лечения. Но сегодня грамотно построенные взаимоотношения врача и пациента открывают новые возможности для повышения эффективности лечения.

Новые отношения врача и пациента

В последние годы произошли действительно революционные изменения в отношениях врача и пациента. Это ярко выражено в частных клиниках, когда пациент получил возможность участвовать в процессе диагностики и лечения с помощью открытого диалога с врачами. Пациента больше не устраивает пассивная роль. Кроме того, законодательство РФ обязывает врача гарантировать и защищать права пациентов. Грамотно построенные взаимоотношения врача и пациента открывают возможности для повышения эффективности лечения. Врач вслушивается в проблемы пациента, а пациент проникается доверием к своему лечащему врачу, таким образом, исчезают барьеры, которые изначально возникают между врачом и пациентом.

Межличностные отношения начали меняться с 1948 года, когда ООН приняла «Всеобщую декларацию прав человека». После этого в большинстве стран на первое место вышли партнерские отношения. Через 20 лет эти идеи стали основой взаимоотношений в медицине: в 1969 году в США были приняты «Права пациентов на автономию».

Общение лежит в основе

Как бы ни выглядели тенденции технического развития клинической медицины и общей хирургии, эстетической и пластической хирургии в частности, в центре всегда остаются двое — врач и пациент. Безусловно, пациент будет становиться все более грамотным, разборчивым и требовательным. А врач постоянно приближаться к образу специалиста, имеющегося в сознании каждого пациента. В связи с этим в Эдинбургской декларации Всемирной федерации медицинского образования (1988год) отмечается, что у каждого пациента должна быть возможность встретить в лице врача внимательного слушателя, тщательного наблюдателя, эффективного клинициста. Хорошая коммуникация «врач — пациент» — это профессиональное умение, мастерство, которым можно научиться.

Фильтр «доверие — недоверие»

Установление добрых отношений между врачом и пациентом, облегчение самораскрытия пациента за счет устранения формально-ролевого взаимодействия и установления «межличностного общения» снижает барьеры, изначально существующие между врачом и пациентом. Фильтр «доверие — недоверие» приводит к тому, что абсолютно искренняя информация может оказаться не воспринятой, а ложная — усвоенной. Существование «фильтра» со стороны врача при общении с пациентом, как правило, связано с предвзятым отношением к этому пациенту, склонностью доверять одним жалобам и не принимать во внимание другие. Все эти факторы вызывают селективность в восприятии информации и «деформацию» при оценке полученной информации.

Существование «фильтра» со стороны пациента обусловлено рядом определенных представлений о методах оперативного лечения, через призму которых пациент оценивает все предлагаемые ему назначения и рекомендации. Для преодоления этого барьера необходимо, во-первых, особое внимание уделить первой встрече с пациентом и в первой же беседе составить представление о его потребностях. Во-вторых, предоставить пациенту возможность высказать свои претензии и пожелания. В-третьих, найти способы вызвать у пациента доверие к себе и выбранному способу лечения. Насколько врачу удалось завоевать доверие своего пациента, насколько врач сумел изменить патологические установки пациента — показатель эффективности общения врача с пациентом. Все это возможно только при условии успешного преодоления барьеров, возникших в процессе общения.

Деньги и коммуникации

Со времен, когда медицинские учреждения стали участниками рыночных отношений, способность подобрать правильный подход в общении с пациентом стала одним из важных факторов в удержании пациента-клиента.

С другой стороны, финансовый подход может усложнить взаимодействие врача с пациентом. Их отношения аналогичны взаимоотношениям деловых людей. При этом каждый понимает, что хороший результат приносит только хорошее лечение у хорошего специалиста, а это стоит денег. Врач имеет возможность предоставить пациенту все лучшие виды диагностики, право же пациента — принять его услуги или, отказавшись от них, пойти к другому специалисту.

Межличностный контакт и технический прогресс

Сегодня, когда в нашу жизнь вошла инструментальная медицина и новые методы обследования (эндоскопические, ультразвуковые, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография и т.д.), повысились требования к словестной стороне коммуникации врача с пациентом. Слово в поведении врача, в профессиональном смысле, — это искусство с его положительной эмоциональной и моральной направленностью. Действительно хороший результат в медицине дает сочетание искренних человеческих отношений с чудесами научно-технического прогресса. А для этого технически оснащенный врач должен не только уметь, но и любить общаться с пациентами, слушать их. Без искусства человеческого общения невозможно добиться системного подхода к охране здоровья. Правильно написал в 1991 году лауреат Нобелевской премии по химии Н. Казинс в своей книге «Анатомия болезни»: «Медицина, взявшая на вооружение системный подход к здоровью, опирается на теплоту человеческих контактов, а не на холод аппаратуры». Профессия врача — не только выполнение манипуляций. Он должен стать тем, кем должен быть, носителем интеллигентности, лидером, который формирует общество.

***

Как гласит древнекитайская пословица, «сомневаться — неудобно, быть уверенным — смешно». Когда врачи принимают решение вместе с пациентами, они должны уметь делиться своими сомнениями. Обманутые ожидания не способствуют плодотворному сотрудничеству, и поэтому в отношениях между врачом и пациентом основными факторами были и остаются вопросы доверия, сотрудничества и открытости.

Источник: estet-portal.com