Почему пациент из двух врачей одного профиля делает выбор в пользу того или другого? Дело в том, что профессиональная успешность врача в том числе связана с формированием его привлекательного имиджа.
Так сложилось, что врач по своему определению должен соответствовать многим иногда завышенным требованиям. Врач в представлении пациента, как правило, ассоциируется с такими характеристиками, как образованный, высоконравственный и интеллигентный человек.
Образ врача складывается из личностного (внешнего и внутреннего) и профессионального имиджа, который формируется как самим врачом, так и окружающим его обществом.
Профессиональный имидж врача — это образ, который полностью соответствует специфике профессии, это впечатление о специалисте, которое создаётся у его пациентов.
Реальность современной медицины такова, что пациенты могут быть настроены положительно или отрицательно по отношению к врачу, в зависимости от множества причин, например на это могут повлиять репутация медицинского учреждения, отзывы о специалисте, оставленные другими пациентами.
В данном случае немаловажную роль играют интернет-сообщества, форумы, сайты медицинских учреждений и другие интернет-площадки, которые влияют на мнение и выбор потенциальных пациентов.
Что формирует имидж современного врача?
Внешний вид врача
Народная мудрость о том, что «встречают по одежке, а провожают по уму» действительно работает на практике. И это естественно, так как на начальном этапе пациенту недоступна информация, позволяющая оценить уровень профессионализма врача, глубину его знаний и опыт.
Однако мнение у пациента формируется в течение нескольких минут общения на основании внешних наблюдений и того впечатления, которое врач производит на окружающих.
Выделяют три составляющих внешнего компонента имиджа врача, это:
- Габитарный имидж. Трудно переоценить важность того, как выглядит врач. Медицинские работники имеют строгий дресс-код, сложившийся на протяжении долгого времени. В подсознании большинства людей белый халат уже ассоциируется с представлением о доверии к профессионализму и квалификации врача. К габитарному имиджу относятся и такие элементы, как ухоженный, здоровый внешний вид врача.
- Кинетический имидж. Во время общения с пациентами врач делает массу заметных жестов, они включают мимику (выражение лица), положение в пространстве (походка, осанка), жесты (поклон, поворот к собеседнику или от него и др.), которые также влияют на формирование положительного имиджа врача.
- Средовой имидж. Такой имидж формируется искусственно с помощью использования различной медицинской атрибутики (рабочее место, окружающие предметы, которые должны отвечать санитарно-гигиеническим и эстетическим требованиям). Это особенно актуально в ситуации общения с пациентами детского возраста и пожилыми людьми.
Внутренний мир врача
- Составляющей внутреннего компонента имиджа является внутренний мир врача, проявляющийся при взаимодействии с пациентами. С помощью различных исследований выявлено, что пациент может доверять тому специалисту, в общении с которым он чувствует себя комфортно, в чьём профессиональном и человеческом авторитете он уверен.
- Для создания позитивной атмосферы общения с пациентом необходимы доброжелательность, терпеливость, внимательность, уважение. Но с другой стороны врач не должен допускать слабости или слабохарактерности.
Рекомендации врачам:
Во-первых, нужно создавать определённое общественное мнение как о своей личности, так и медучреждении, в котором вы работаете. Нужно помнить, что имидж формируется в том числе с помощью средств массовой информации. Таким образом, правильно выстроенный имидж врача в интернет-сети является еще одним инструментом привлечения пациентов в медицинское учреждение.
Во-вторых, имидж врача ориентирован на пациентов и должен отвечать сформировавшимся в обществе представлениям об этой профессии.
В-третьих, внешний компонент имиджа значительным образом влияет на профессиональную успешность врача. У пациентов, как правило, есть минимум времени, чтобы составить свое мнение о враче. При этом у них нет возможности и соответствующей квалификации, чтобы оценить глубину его профессиональных знаний и практический опыт.
Внешний имидж — это не только то, как одет врач, в каком он халате, но также и ряд других факторов, к которым относят:
- умение общаться,
- внутренний мир человека, его этику и мораль,
- мимику и жесты,
- расположенность к пациенту (доброжелательность, отзывчивость).
Когда врач открыт, приятен в общении и выглядит соответственно, у пациента складывается положительное мнение как о враче, так и о медицинском учреждении в целом.
Источник: clinvest.ru/