Закупки-info
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
С 1 июня обеспечение заявок иностранными лицами по-новому
Постановлением Правительства РФ от 10.04.2023 № 579 определен порядок предоставления в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ обеспечения заявок участниками, являющимися иностранными лицами.
Дата вступления в силу — 01.06.2023.
Особенности обеспечения заявок в виде денежных средств участниками, являющимися иностранными лицами (п. 1 Постановления Правительства РФ от 10.04.2023 № 579):
1. Денежные средства вносятся участниками закупки на счет, который заказчик указал в извещении. На этом счете в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
В противном случае участник закупки признается не предоставившим обеспечение заявки и отклоняется в порядке, установленном для случая по п. 7 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
2. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, подтверждающие предоставление обеспечения заявки, в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
3. Заказчик возвращает денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем наступления случаев из пп. 1–6 ч. 10 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Возврат таких средств не осуществляется в случае, предусмотренном п. 7 ч. 10 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Что делать заказчикам
Предусмотреть особенности обеспечения заявок в виде денежных средств участниками, являющимися иностранными лицами, в извещении.
Риски
Утверждение извещения без учета новых требований может повлечь наложение административного штрафа до 3 000 руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).
Чем поможет система
Подробнее об изменениях в справочном материале «Обеспечение заявки по 44-ФЗ» — в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
А знаете ли вы?
Новые документы в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»
Ежемесячно в систему «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика» вносятся нормативно-правовые акты и разъяснительные письма госорганов. Предлагаем вашему вниманию подборку свежих документов за май 2023 г., которые позволят узнать об изменениях в сфере закупок и без ошибок вести закупочную деятельность.
Еще не работаете с системой «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»?
Из зала суда
Заказчик может ограничить предмет договоров, которыми участники подтверждают опыт
Обзор практики
Заказчиком проводится открытый конкурс на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования.
К участникам закупки были установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и п. 18 Дополнительных требований к участникам закупки, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 (далее — Дополнительные требования).
По условиям закупки к оценке принимались только договоры на строительство, реконструкцию, ремонт, в том числе капитальный, и контракты жизненного цикла.
При оценке заявок по критерию «Квалификация участников закупки» по одной заявке конкурсной комиссией не были приняты к рассмотрению договоры на содержание автомобильных дорог. В связи с этим по данному критерию участнику закупки было начислено меньшее количество баллов.
Полагая, что при подведении результатов торгов конкурсной комиссией не объективно оценены объемы выполненных Обществом работ, Общество обратилось с иском в суд.
Истец полагает, что конкурсная комиссия допустила нарушение порядка оценки второй части заявки по критерию «Квалификация участников закупки», чем лишила Общество победы на торгах. Так, по мнению заявителя жалобы, комиссия незаконно отклонила представленные Обществом контракты (договоры), предметом которых являются устройство слоев износа на автомобильной дороге, оказание услуг по содержанию действующей сети автомобильных дорог.
Суд первой инстанции не установил нарушение конкурсной комиссией при выявлении победителя конкурса положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, поскольку оценка заявок на участие в конкурсе (присвоение баллов заявкам (частям заявок)) проведена в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок и Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604.
При этом суд констатировал, что довод истца о неправомерном отклонении заказчиком при оценке заявок представленных истцом контрактов (договоров), предусматривающих не ремонт, а содержание автомобильных дорог, основан на неправильном толковании подпункта «в» пункта 32 Положения.
Апелляционный суд оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не усматривает и также отклоняет доводы истца о незаконности действий комиссии.
Как указали суды:
- по условиям закупки к оценке принимали только договоры на строительство, реконструкцию, ремонт, в том числе капитальный, и контракты жизненного цикла. Их виды ограничили законно. Они больше отвечали предмету будущей сделки;
- договоры на содержание не подходили, так как не подтверждали опыт ремонта. Их отклонили обоснованно;
- заказчик может устанавливать требование к предмету оцениваемых договоров. Цель оценки — выбрать того, кто будет соответствовать потребностям заказчика и специфике объекта закупки.
Верховный суд в пересмотре дела отказал (Определение Верховного суда РФ от 12.04.2023 № 301-ЭС23-3442).
Вывод эксперта
Пунктом 18 Дополнительных требований установлено, что при закупке работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги участник закупки должен подтвердить свой опыт договорами, предусматривающими выполнение следующих видов работ:
- по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
- капитальному ремонту автомобильной дороги;
- строительному подряду, предусматривающему выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
- работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги для участника закупки, являющегося застройщиком.
Исходя из дословного прочтения указанной нормы, казалось бы, можно сделать вывод о том, что при закупке работ по ремонту автомобильной дороги при оценке заявок по критерию «Квалификация участников конкурса» следует учитывать, в частности, договора на содержание автомобильных дорог.
Однако выполнение содержания автомобильных дорог не подтверждает опыт участника закупки по выполнению работ по ремонту дорог.
В связи с этим заказчик правомерно ограничил предмет договоров, подтверждающих наличие у участника опыта работ, являющихся предметом контракта. То есть правомерно принимались к рассмотрению исключительно договоры, предметом которых являлись работы по строительству, реконструкции, ремонту, в том числе капитальному, и контракты жизненного цикла. Такие договоры в полной мере подтверждают опыт участника по выполнению работ по содержанию дорог.
Такие работы, как устройство слоев износа на автомобильной дороге, оказание услуг по содержанию действующей сети автомобильных дорог, не соответствуют предмету контракта и специфике закупки.
Кроме того, необходимо обеспечивать принцип результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Таким образом, заказчик при установлении дополнительных требований к участникам закупки вправе ограничить предмет контрактов (договоров), предоставляемых для подтверждения опыта работ, только теми видами работ, которые соответствуют предмету закупки.
Обзор подготовлен экспертом службы поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт" Акуленко Ольгой Владимировной