Закупки-info
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Как округлять числа, полученные при оценке заявок участников
Минфин России представил разъяснения по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ) в части порядка округления числовых значений, полученных при применении формул в целях оценки заявок на участие в закупке.
Ведомство сообщает, что законодательство о контрактной системе в сфере закупок не устанавливает правил округления чисел, выраженных в десятичной системе счисления.
При этом извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ, устанавливающий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ (п. 4 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Следовательно, заказчик вправе указать в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах возможность использования при оценке заявок правил математического округления чисел.
Так, в случае получения дробных итоговых числовых значений, имеющих более двух знаков в дробной части, осуществляется округление полученных значений до двух знаков после запятой.
Примеры расчета можно посмотреть в справочном материале «Порядок расчета рейтинга заявок по 44-ФЗ» системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Учитывая изложенное, заказчик самостоятельно определяет порядок оценки заявок на участие в конкурсах, в том числе порядок округления числовых значений, используемых при оценке заявок участников закупки.
Дополнительно Минфин России отмечает, что порядок работы комиссии по осуществлению закупок определяется при принятии заказчиком решения о ее создании до начала проведения закупки (ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Данная позиция изложена в Письме Минфина России от 17.01.2024 № 24-06-09/2983.
Новости и материалы по законодательству в сфере закупок — в телеграм-канале и в группе во «ВКонтакте».
Из зала суда
Поставка по заявкам заказчика: суды не взыскали деньги за товары, потребности в которых нет
Обзор практики
Между поставщиком и заказчиком в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе, заключены контракты, по условиям которых поставщик обязался поставить и передать заказчику изделия медицинского назначения.
По условиям контрактов:
- поставка товара осуществляется по отгрузочным разнарядкам (заявкам), полученным поставщиком от заказчика;
- досрочная поставка допускается только по письменному согласованию с заказчиком.
Изначально стороны согласовали поставку части товара.
Несмотря на это, поставщик поставил заказчику весь перечень медицинских изделий, предусмотренных контрактами.
Заказчик принял только часть необходимого ему товара и оплатил частичную поставку. Документы о приемке остальной части товара, поставленного без заявок, заказчик не подписал, возвратил их поставщику с указанием на то, что товар поставлен без отгрузочной разнарядки (заявки).
Поставщик направил заказчику претензию с требованием об оплате всех товаров и неустойки. Заказчик отказался добровольно исполнять предъявленные поставщиком требования. В связи с этим поставщик обратился в суд с иском о взыскании с заказчика денежных средств.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленного иска отказал (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2023 № А03-4422/2023).
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.12.2023 № А03-4422/2023).
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из отсутствия у заказчика обязанности по направлению поставщику заявок на поставку всего объема товара, указанного в контрактах, и, как следствие, необоснованности взыскания с заказчика стоимости непоставленного товара, а также неустойки.
Также суды указали на то, что, исходя из буквального толкования условий заключенных контрактов, поставка товара поставщиком и принятие его заказчиком осуществляются на основании заявок. Отсутствие заявок в отношении спорных партий товара исключает возникновение у заказчика обязанности принять и оплатить его.
Признав отказ заказчика от приемки товара, поставленного без заявок, правомерным, суды первой и апелляционной инстанций пришли к аргументированному выводу о необоснованности заявленного иска.
Верховный суд РФ не стал пересматривать дело (Определение Верховного суда Российской Федерации от 11.04.2024 № А03-4422/2023).
Вывод эксперта
В рассматриваемой ситуации у поставщика нет оснований требовать от заказчика принять и оплатить всё предусмотренное контрактами количество товара, поскольку возникновение этих обязанностей заказчика обусловлено направлением им заявки на поставку соответствующего количества товара.
Подавая заявку на участие в закупке, поставщик изначально был согласен на условия поставки товара (по заявкам заказчика), установленные извещением об осуществлении закупки и проектом контракта.
При заключении контракта стороны согласовали поставку по заявкам заказчика. Об этом условии было известно на этапе проведения закупки.
По контракту выставление заявок — право заказчика. В нем нет обязанности выбрать весь объем и выплачивать штраф за неисполнение заявок, а также нет ответственности за то, что заявки не направляли. Их подают исходя из потребности в товаре.
Ненаправление заявок на выборку всего объема не нарушает контракт. Без них у поставщика нет обязанности поставить товар заказчику, а у того — принять незаказанную продукцию.
В связи с этим суд правомерно принял сторону заказчика.
Обзор подготовлен экспертом службы поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт" Акуленко Ольгой Владимировной