Закупки-info
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Изменения в закупках по 44-ФЗ у отдельных видов заказчиков
Федеральным законом от 29.05.2024 № 124-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Суть изменений
1. Уточнены условия осуществления закупок юридическими лицами и автономными учреждениями за счет бюджетных средств на основании ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
2. Признаны утратившими силу нормы, согласно которым отдельные закупки по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ осуществляли:
— юридические лица за счет субсидий в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (далее — БК РФ) (ч. 4.1 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ);
— юридические лица за счет средств, указанных в абз. 1 и 2 п. 1 ст. 80 БК РФ, и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством РФ в рамках договоров об участии РФ, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
3. Дополнено, что на акционерные общества, 100% акций которых принадлежит субъекту РФ, при осуществлении закупок для исполнения обязательств по контрактам, заключенным на основании п. 6.1 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, распространяются положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, регулирующие отношения, указанные в пп. 2–6 и п. 7 (в части контроля в сфере закупок, предусмотренного ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ) ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ.
4. Уточнены понятия «заказчик» и «контракт» в связи с изменениями в особенностях осуществления закупок по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ отдельными видами заказчиков.
5. Установлено, что закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются также в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг:
— Госкорпорацией «Роскосмос», подведомственными ей государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями. Перечень указанных заказчиков утверждается Правительством РФ;
— заказчиками за счет субсидий или бюджетных инвестиций, предоставленных из федерального бюджета в рамках договоров (соглашений) с условием о применении закрытых конкурентных способов закупок.
Кроме того, при осуществлении вышеуказанных закупок информация и документы, содержащиеся в реестре контрактов, не размещаются на официальном сайте. Так, например, исключен доступ третьих лиц к информации о закупках в области космической деятельности.
Дата вступления в силу — 01.01.2025, за исключением положения об уточнении правил закупок за счет субсидий юридическими лицами в 2024 году в соответствии с ч. 4.1 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2014 № 44-ФЗ, которое действует с 09.06.2024.
Новости и материалы по законодательству в сфере закупок — в телеграм-канале и в группе во «ВКонтакте».
А знаете ли вы?
Новые документы в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»
Ежедневно в систему «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика» вносятся нормативно-правовые акты и разъяснительные письма госорганов. Предлагаем вашему вниманию подборку свежих документов за май — июнь 2024 года, которые позволят узнать об изменениях в сфере закупок и без ошибок вести закупочную деятельность.
Из зала суда
Опыт субподряда следует учитывать при строительной закупке с дополнительными требованиями
Обзор практики
Заказчиком проводился аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту моста.
К участникам закупки установлено дополнительное требование о наличии опыта выполнения работ в соответствии с позицией 17 раздела III приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, а именно наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт (акты) выполненных работ, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается.
По результатам подведения итогов закупки заявка одного из участников отклонена в связи с тем, что предоставленные документы не соответствуют позиции 17 раздела III приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 и ч. 2.1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (участник представил договор субподряда).
Участником (Обществом) в УФАС была подана жалоба на действия аукционной комиссии об отклонении заявки.
Как указала Комиссия УФАС, заявка Общества отклонена правомерно, поскольку установлено, что Общество в составе заявки в качестве подтверждения своего опыта выполнения работ предоставило договор субподряда. Это, по мнению УФАС и в соответствии с позицией 17 раздела III приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, не является доказательством подтверждения необходимого опыта.
Не согласившись с решением УФАС, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием оспорить решение УФАС.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для отклонения заявки (Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14.02.2024 по делу № А27-13865/2023).
Суд указал, что, согласно информации, размещенной в единой информационной системе, договор субподряда исполнен в полном объеме без неустоек. Цена такого договора составляет 44,29% от НМЦК по спорной закупке, что соответствует требованию о цене не менее 40% от НМЦК.
Также к договору субподряда приложены акты о приемке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат.
Таким образом, представленные Обществом в составе заявки на участие в аукционе документы позволяют сделать вывод, что Общество как субподрядчик по договору субподряда является полноценным исполнителем работ, а выполненные им работы подтверждают наличие опыта.
Седьмой арбитражный апелляционный суд согласился с данными выводами суда первой инстанции (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2024 № 07АП-2466/2024).
Вывод эксперта
При принятии решения суды руководствовались правовым подходом Верховного суда Российской Федерации, изложенным в Определении от 23.07.2019 № 301-ЭС19-11536 по делу № А43-21355/2018.
Вопреки мнению УФАС, суды обоснованно указали на то, что надлежащим подтверждением соответствия участника аукциона требованиям о наличии опыта выполнения соответствующих работ в рассматриваемом случае является совокупность представленных обществом документов.
Следовательно, заявка участника аукциона соответствовала дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.
Стоит отметить, что в практике есть примеры как со сходной, так и с противоположной позицией:
— Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.05.2014 № Ф09-2404/24 по делу № А07-22609/2023;
— Письмо УФАС России от 11.01.2024 № МШ/875/24.
Обзор подготовлен экспертом службы поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт" Акуленко Ольгой Владимировной