Закупки-info
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Сокращен срок оплаты по контракту, и введена обязательная электронная приемка
14.05.2021 Постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 № 667 внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 09.12.2020 № 2050, согласно которым:
1. Сокращен срок оплаты по контракту до 10 рабочих дней с даты подписания документа о приемке.
Изменение коснулось получателей средств федерального бюджета. При заключении в 2021 году государственных контрактов они должны предусмотреть условие о сокращенном сроке оплаты по контракту.
Новшества не применяются, например, в контрактах для нужд обороны и безопасности государства при ряде условий.
В контрактах, которые должны исполняться в декабре 2021 года и (или) декабре следующих финансовых годов, надо указывать специальный срок оплаты:
— не позднее чем за 1 рабочий день до окончания текущего финансового года в пределах лимитов бюджетных обязательств на такой год, если исполнение выпало с 1-го по 20-е число включительно;
— в очередном финансовом году в пределах лимитов бюджетных обязательств на следующий финансовый год либо в пределах лимитов бюджетных обязательств очередного финансового года, если исполнение предстоит с 21-го по 31-е число включительно.
Правила для «декабрьских» контрактов не применяются, в частности, в ряде закупок у единственного поставщика.
Требования к срокам оплаты надо учитывать также и в других случаях, например, в контрактах для региональных и муниципальных нужд, если обязательства по ним софинансировались из федерального или регионального бюджета.
Таким образом, в 2021 году получатели средств федерального бюджета устанавливают срок оплаты не более 10 рабочих дней с даты подписания документа о приемке либо иной срок с учетом п. 11.1 и 11.2 Постановления Правительства РФ от 09.12.2020 № 2050.
2. В контрактах должна быть предусмотрена возможность подписания сторонами документов о приемке товаров (выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги) в форме электронного документа в ЕИС.
Новая обязанность затронет заказчиков, определенных Распоряжением Правительства РФ. На сегодняшний день соответствующий документ не опубликован.
Под заказчиками подразумеваются главные распорядители средств федерального бюджета, как получатели средств федерального бюджета, и подведомственные им получатели средств федерального бюджета.
Необходимо отметить, что изменения об электронной приемке применяются к закупкам, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС начиная уже с 01.05.2021 (п. 2 Постановления Правительства РФ от 28.04.2021 № 667).
Что делать заказчикам?
Новые требования законодательства о контрактной системе относятся к существенным условиям контракта. В связи с этим заказчикам необходимо привести закупочную документацию в соответствие с действующим законодательством о контрактной системе.
В этом заказчикам поможет система «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика», в которую включены актуальные образцы контрактов, извещений и документации по всем закупочным процедурам.
Готовые шаблоны расположены в сервисе «Инструменты заказчика» под кнопкой «Формы документов по 44-ФЗ» на главной странице системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Если у вас нет системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика», то скорее закажите к ней доступ.
Штраф!
Обратите внимание, что утверждение извещения или документации с нарушением требований законодательства о контрактной системе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 3 тыс. руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).
А знаете ли вы?
Узнайте о новых особенностях в сфере закупок с помощью специального сервиса
В апреле и мае 2021 года были опубликованы новые типовые условия контрактов:
— на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем (Приказ Минцифры России от 17.12.2020 № 715);
— на выполнение работ по постройке судна, платформы плавучей или погружной и инфраструктуры (Приказ Минпромторга России от 21.01.2021 № 103).
Напомним, что заказчики обязаны применять типовые условия контрактов по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта в ЕИС, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт (п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 № 606).
При этом есть типовые контракты, которые разработаны, но еще не размещены в ЕИС. В таком случае заказчикам никто не запрещает использовать их при формировании извещения и документации о закупке.
Штраф!
В случае если заказчик не использует типовой контракт, когда он обязателен для применения, на него может быть наложен административный штраф в размере 3 тыс. руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).
Чем поможет система?
Обезопасьте себя от административного штрафа и проверьте свою закупку на предмет установленных законодательством о контрактной системе особенностей закупки с помощью сервиса «ОКПД 2: проверка особенностей закупки по коду и наименованию».
Сервис регулярно дополняется новыми особенностями, что, в свою очередь, позволит специалисту по закупкам заблаговременно подготовиться к закупке и избежать нарушений законодательства о контрактной системе.
Как найти сервис:
Доступ к сервису осуществляется через баннер «ОКПД 2: проверка особенностей закупки по коду и наименованию» на главной странице системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Если вы еще не пользуетесь системой «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика», то скорее закажите к ней доступ.
Новые документы в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»
Из зала суда
Замена некачественного товара не освобождает поставщика от неустойки в виде штрафа
Обзор практики:
По результатам электронного аукциона между поставщиком и заказчиком был заключен контракт на поставку масла сливочного.
Также заказчиком было установлено требование об обеспечении исполнения контракта. Обеспечение исполнения контракта было представлено поставщиком в виде денежных средств.
По условиям контракта поставка товара должна осуществляться по заявке заказчика три раза в неделю к 09:00 мелкими партиями.
Поставляемый товар должен соответствовать:
— требованиям, установленным заказчиком;
— государственным стандартам (ГОСТ);
— техническим регламентам;
— техническим условиям (ТУ)
— специальным требованиям контракта и спецификации.
Как следует из контракта, при обнаружении при приемке товара несоответствия требованиям качества поставщик обязан за свой счет устранить дефекты или заменить товар. Срок — в течение 10 дней с момента получения соответствующего уведомления от заказчика.
В рамках исполнения контракта поставщик поставил товар, что подтверждается товарными накладными.
Однако в ходе приемки одной из партий товара было выявлено несоответствие товара по качеству установленным требованиям. В соответствии с контрактом данный товар был заменен поставщиком. Данный факт подтверждается товарной накладной и сторонами не оспаривается.
Поставленный товар был оплачен заказчиком в полном объеме в сумме, указанной в контракте.
Вместе с тем заказчиком была начислена неустойка в виде штрафа в размере 10% цены контракта в связи с ненадлежащим исполнением поставщиком своих обязательств по контракту (поставка товара ненадлежащего качества).
Также заказчик уведомил поставщика о том, что сумма штрафа будет удержана из обеспечения исполнения контракта.
Поставщик с данным требованием не согласился и обратился в суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности взыскания заказчиком суммы штрафа. Это связано с ненадлежащим исполнением поставщиком обязательств по контракту в части поставки товара, не соответствующего условиям контракта и требованиям качества.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции. Суд расценил поставку ненадлежащего товара с последующей заменой на надлежащий товар как нарушение сроков поставки товара. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для применения к поставщику меры ответственности в виде штрафа у заказчика не имелось.
Заказчик оспорил решение апелляционного суда. Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа постановление суда апелляционной инстанции отменено. Решение суда первой инстанции оставлено в силе.
Верховный суд поддержал позицию суда первой инстанции и Арбитражного суда Северо-Западного округа (Определение Верховного суда РФ от 12.04.2021 № 307-ЭС21-3342).
Вывод эксперта:
Одним из обязательных условий контракта является условие об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта (ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Такой ответственностью является неустойка (штраф, пени).
Пени начисляются за просрочку исполнения поставщиком своих обязательств по контракту (ч. 7 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Штраф начисляется за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком обязательств (ч. 8 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Иными словами, несмотря на то что первоначально поставленный некачественный товар был заменен поставщиком на товар надлежащего качества, заказчик правомерно взыскал штраф, поскольку изначально поставщик исполнил свои обязательства ненадлежащим образом.
Законодательство о контрактной системе не содержит указания, что замена товара освобождает поставщика от ответственности за поставку некачественного товара.
Следовательно, действия заказчика в данном случае носят правомерный характер и нормы материального права не нарушают.
Обзор подготовлен экспертом Службы поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Акуленко Ольгой Владимировной