Закупки-info: Порядок заключения контрактов может измениться
24.07.2024
24.07.2024

Закупки-info

Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок

Подписаться на рассылку
Все самое важное у вас в почте

Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок

24.07.2024

Порядок заключения контрактов может измениться

Порядок заключения контрактов может измениться

В Государственную думу РФ внесен законопроект № 667365-8 с изменениями в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Суть предлагаемых изменений

1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ не содержит положений, предусматривающих заключение контракта только в письменной форме, что приводит к возникновению ситуаций, при которых заказчики рассматривают вопрос о заключении сделки в устной форме на основании положений ч. 15 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и п. 2 ст. 161 ГК РФ.

Авторы законопроекта отмечают, что заключение контрактов в устной форме не соответствует целям и принципам законодательства о контрактной системе и бюджетного законодательства РФ и не обеспечивает надлежащее документирование.

В связи с этим предлагается установить в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ специальное положение о том, что контракт заключается в письменной форме, в частности на основании ч. 15 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

2. В связи с отсутствием единого органа, уполномоченного на дачу разъяснений законодательства в сфере закупок, предложено наделить данными полномочиями Минфин России.

3. Предложено исключить закупки в области космической деятельности из объема закупок, от которого исчисляется объем закупок, подлежащих осуществлению у СМП и СОНО. Указанное изменение обусловлено спецификой деятельности в указанной области. В частности, такие закупки характеризуются высоким стоимостным объемом, а количество СМП и СОНО, осуществляющих деятельность в области космической деятельности, является относительно небольшим.

4. Предложено установить возможность подтверждения соответствия требованию «универсальной предквалификации» контрактами, исполненными в рамках проведенной совместной закупки. Следует отметить, что в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ по общему правилу используется подход к совместному конкурсу или аукциону как к единой закупке, в связи с чем целесообразно распространить этот подход на «универсальную предквалификацию», предусмотрев учет совокупного опыта исполнения участником закупки всех контрактов по результатам проведения совместного конкурса или аукциона.

5. При применении антидемпинговых мер участник закупки не предоставляет обеспечение исполнения контракта в размере 10% от цены контракта, если требование об обеспечении исполнения контракта не установлено заказчиком.

6. При осуществлении закупки в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, контракт исполняется по заявкам заказчика (ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ), которые содержат объем подлежащих поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг заказчику в определенный момент в пределах максимального значения цены контракта.

Учитывая, что заранее определить количество заявок и содержащийся в них объем при размещении извещения об осуществлении закупки невозможно, предлагается исключить обязанность заказчика указывать срок и стоимость каждого этапа исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки.

7. С целью упрощения документооборота предлагается установить возможность подтверждения участником закупки своего соответствия установленным заказчиком требованиям путем указания в заявке адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещены соответствующие сведения и документы в открытых и общедоступных государственных реестрах.

8. Предлагается комплекс мер по совершенствованию закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):

— допустить осуществление нескольких закупок одноименных товаров, работ, услуг в пределах, установленных пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ ограничений сумм закупок и годовых объемов закупок;

— исключить указание на возможность закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) вооружения и военной техники исключительно российского производства;

— уведомление контрольного органа в сфере закупок об осуществлении закупок предлагается упростить и автоматизировать, предусмотрев направление такого уведомления в контрольный орган в сфере закупок с использованием ЕИС автоматически после размещения соответствующего контракта в реестре контрактов;

— уточнить порядок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в ЕИС, который применяется в случае, если на участие в конкурентной закупке заявки отсутствуют, а также в случаях, предусмотренных ч. 14 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ;

— расширить право заказчиков заключать контракты с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) с использованием ЕИС. В частности, предлагается распространить соответствующее право, предусмотренное ч. 14 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, вступающей в силу с 01.01.2025, на все случаи закупок, предусмотренные ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

9. Предложено позволить изменять существенные условия контрактов без необходимости заключения новых контрактов также в случаях, указанных в ч. 65.3 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Чем поможет система

За дальнейшей судьбой законопроекта можно следить с помощью:

— новостной ленты «Новости в сфере закупок» в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»;

— сообщества в социальной сети «ВКонтакте»;

— телеграм-канала «Кодекс. 44-ФЗ и 223-ФЗ».

А знаете ли вы?

Новые документы в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»

Ежедневно в систему «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика» вносятся нормативно-правовые акты и разъяснительные письма госорганов. Предлагаем вашему вниманию подборку свежих документов за июнь — июль 2024 года, которые позволят узнать об изменениях в сфере закупок и без ошибок вести закупочную деятельность.

Вопрос-ответ

Служба поддержки пользователей систем

Сергей Владимирович Фадеев

Вопрос:

Прошу разъяснить требования ч. 8.1 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а именно:

  1. Может ли победитель в отдельности пользоваться данной преференцией (например, ОИК внести деньгами, а вот ОГО подтвердить добросовестностью)?
  2. Если участник не предоставил доказательства добросовестности на этапе заключения контракта и ОИК обеспечил в общем порядке, может ли он на этапе исполнения контракта воспользоваться правом, предусмотренным указанной нормой в отношении ОГО?
  3. Как расценивать ситуацию, в которой контрагент подтвердил добросовестность (сняв антидемпинг и ОИК), однако потом внес ОГО. Возможно ли это расценивать как замену способа обеспечения, или нужно вернуть ОГО?

Ответ:

Для разъяснения сложившейся ситуации предварительно считаем необходимым сообщить следующее.

Используемый в обращении термин «добросовестность» применяется исключительно к ситуации с антидемпингом, регулируемой ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Читать весь ответ
Мы теперь в telegram

Следить за новостями становится еще удобнее. Подписывайтесь на наш канал Telegram.