Закупки-info
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок

Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Установлен допуск товаров из Донецкой и Луганской областей Украины к госзакупкам

Указом Президента РФ от 15.11.2021 № 657 установлен ряд мер по оказанию гуманитарной поддержки населению отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, в числе которых:
— признание сертификатов о происхождении товаров, которые выдаются на указанных территориях, действительными в России;
— допуск товаров из указанных районов к закупкам наравне с российскими товарами;
— неприменение количественных ограничений экспорта и импорта к товарам, перемещаемым через границу России в указанные районы или из них.
Таким образом, Правительством РФ будет обеспечен допуск товаров, происходящих из отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, наравне с товарами российского происхождения к закупкам:
— в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд;
— отдельными видами юридических лиц.
Правительство РФ также определит перечень отдельных видов товаров, на которые не распространяются данные положения.
Дата вступления в силу — 15.11.2021.
А знаете ли вы?
Изменения в сфере закупок с января 2022 года
С 01.01.2022 Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ будут внесены существенные изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, которые затронут все этапы и способы закупки.
Для того чтобы вы смогли подготовиться к изменениям заранее, справочный материал в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика» еженедельно перерабатывается.
Спланируйте закупку с помощью актуализированных справок:
Учтите нюансы при формировании проекта контракта, а также его исполнении, изменении или расторжении благодаря актуальным справкам:
- Составление контракта для закупок по 44-ФЗ;
- Основания изменения и расторжения контракта по 44-ФЗ;
- Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ;
- Банковская гарантия.
Предусмотрите все необходимые требования к участникам и корректно опишите закупаемый товар с помощью актуальной информации в справках:
- Требования к участникам закупки по 44-ФЗ;
- Описание объекта закупки;
- Субъекты и объекты закупки по 44-ФЗ;
- Участие СМП и СОНО в закупках по 44-ФЗ;
- Участие организаций инвалидов в закупках по 44-ФЗ;
- Обеспечение заявки.
Организуйте работу своего отдела в соответствии с законодательными требованиями, представленными в справочных материалах:
- Контрактная служба, контрактный управляющий по 44-ФЗ;
- Организация работы отдела по 44-ФЗ;
- Контрактная служба по 44-ФЗ;
- Контрактный управляющий по 44-ФЗ;
- Совместные торги по 44-ФЗ;
- Комиссия по закупкам;
- Уполномоченные органы и централизация закупок.
Также обратите внимание на справки, которые подскажут о случаях проверки в сфере закупок и возможных последствиях:
- Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- Рассмотрение по существу жалобы участника;
- Контроль в сфере закупок.
Штраф!
Руководствуйтесь актуальной справочной информацией и обезопасьте себя от административных штрафов до 500 тыс. руб. (ст. 7.29–7.30 КоАП РФ).
Еще не работаете с системой «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»?
Новые документы в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»
Новые документы в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика» за ноябрь 2021 года.
Из зала суда
Правомерно ли требовать от участников закупки указания в заявке показателей товара, если он не передается заказчику?
Заказчиком проводился аукцион в электронной форме на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам.
В извещении о проведении электронного аукциона:
— отражены характеристики услуги, в том числе наличие в салоне системы кондиционирования воздуха;
— указан класс транспортного средства.
В инструкции по заполнению заявки указано, что первая часть заявки в числе прочей информации должна содержать:
— конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе;
— указание на товарный знак (при наличии).
Также в инструкции по заполнению заявки указано, что в случае, если в составе первой части заявки участником не указаны конкретные показатели предлагаемого к поставке товара или товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг, при рассмотрении заявок такой участник не допускается аукционной комиссией к участию в электронном аукционе.
То есть положения документации об аукционе устанавливают требование о предоставлении участниками закупки информации о конкретных показателях товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. При этом аукционная документация не содержит условий поставки заказчику каких-либо товаров при выполнении работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров.
Один из участников закупки в первой части заявки предоставил свое согласие на выполнение работ, являющихся предметом закупки. Конкретные показатели товара таким участником не были указаны.
Единая комиссия заказчика отклонила заявку этого участника по причине того, что участник не указал класс и конкретную модель транспортного средства.
Не согласившись с решением заказчика, участник закупки обратился в УФАС с жалобой на действия единой комиссии. По результатам рассмотрения жалоба признана обоснованной и заказчику выдано предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии с которым предписано отменить результаты аукциона.
Заказчик оспорил решение УФАС в судебном порядке.
Суд первой инстанции в удовлетворении требования заказчика отказал. Как указано в решении суда, требовать представления в составе первой части заявки наименования страны происхождения, конкретных показателей, указания на товарный знак возможно в отношении товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (п. 2 ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
В данном случае предметом закупки являлись работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров. Поставка товаров при выполнении таких работ не осуществляется.
Апелляционный суд жалобу заказчика оставил без удовлетворения, решение суда первой инстанции — без изменения (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2021 по делу № А81-3127/2021).
Вывод эксперта
В описываемой ситуации требовать от участников закупки указывать в первой части заявки на участие в аукционе конкретные характеристики товара неправомерно.
ИЗ дословного прочтения п. 2 ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ следует, что требовать указания конкретных характеристик товара возможно лишь в двух случаях:
1) при закупке товаров;
2) при закупке работ, услуг, в процессе выполнения, оказания которых заказчику поставляется товар.
При проведении закупки работ, услуг заказчик не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчиком в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете »;
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т. п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить работу или оказать услугу.
В данном случае предметом закупки являлись работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам. Товар при этом заказчику не поставлялся. Автомобильный транспорт с установленными заказчиком характеристиками использовался для выполнения таких работ.
Следовательно, требовать указания в заявке конкретных показателей товара заказчик не вправе. В данном случае участнику закупки достаточно выразить свое согласие на выполнение работ на условиях, установленных документацией о закупке.
Аналогичная позиция контролирующих органов изложена в:
— Письме ФАС России от 25.06.2020 № ИА/53616/20;
— Письме Минфина России от 17.02.2020 № 24-05-07/10764.

Обзор подготовлен экспертом службы поддержки пользователей
систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Акуленко Ольгой Владимировной