Закупки-info
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок

Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Установлены особенности закупок лекарственных средств и медицинских изделий субъектами РФ по 44-ФЗ

Федеральным законом от 04.08.2023 № 444-ФЗ включена новая ч. 76 в ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, согласно которой:
- до 30.06.2024 органы исполнительной власти и государственные учреждения субъекта РФ (муниципальные учреждения муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ) вправе осуществлять закупки отдельных товаров, работ, услуг в сфере медицины у государственного унитарного предприятия соответствующего субъекта РФ;
- предметом закупки могут быть лекарственные средства, специализированные продукты лечебного питания, медицинские изделия, расходные материалы, средства для дезинфекции, услуги по хранению и доставке таких товаров, работы по ремонту и техническому обслуживанию медицинских изделий;
- унитарное предприятие должно обладать полномочиями по исполнению таких контрактов в соответствии с законодательством субъекта РФ;
- для осуществления закупки требуется уведомление контрольного органа в соответствии с ч. 2 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также обоснование цены, которое включается в контракт.
При этом сами унитарные предприятия для целей исполнения таких контрактов будут осуществлять закупки в рамках контрактной системы с учетом запретов и ограничений допуска, применения КТРУ, правил описания объекта закупки и требований к формированию лотов (новая ч. 16 ст. 8 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ).
Отдельно отметим новое основание для закупки у единственного поставщика — осуществление органами исполнительной власти и государственными учреждениями субъекта РФ закупки все тех же товаров, работ, услуг в сфере медицины, все у тех же унитарных предприятий с условием об уведомлении контрольного органа и о наличии обоснования цены в контракте (новый п. 6.1 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Данное основание полностью дублирует ч. 76 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, при этом какая-либо взаимосвязь между ними не установлена.
Часть 76 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ не содержит ссылки на п. 6.1 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ как на основание заключения контракта и, следовательно, сама является самостоятельным основанием.
В то же время п. 6.1 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ не содержит ограничений по времени действия и не ссылается в этом смысле на ч. 76 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Таким образом, получаются два одинаковых основания заключения контракта, действующих одновременно, но одно из них — постоянное, а другое — действует только до 30.06.2024.
Чем поможет система
Быть в курсе этих изменений помогут справочные материалы в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»:
А знаете ли вы?
Новые документы в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»
Ежемесячно в систему «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика» вносятся нормативно-правовые акты и разъяснительные письма госорганов. Предлагаем вашему вниманию подборку свежих документов за август 2023 г., которые позволят узнать об изменениях в сфере закупок и без ошибок вести закупочную деятельность.
Из зала суда
При установлении дополнительных требований к участникам закупки отклонение по формальным основаниям неправомерно
Обзор практики:
Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение проектно-изыскательских работ.
Помимо основных требований, к участникам закупки было установлено дополнительное требование в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, а именно наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий.
Информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки данному дополнительному требованию, являются:
- исполненный договор;
- акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
- положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В отношении одного из участников закупки, заявка которого впоследствии была отклонена, оператором электронной площадки заказчику были направлены следующие документы и информация:
- договор подряда;
- акт оказанных услуг;
- положительное заключение государственной экспертизы.
Все документы и информация в полной мере соответствовали требованиям Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.
Однако, несмотря на данный факт, комиссия по закупкам отклонила заявку данного участника.
Поводом для отклонения послужило утверждение заказчика о том, что сдача и приемка выполненных работ оформляется актом выполненных работ, а участником закупки, вместо акта выполненных работ, приложен акт оказанных услуг.
Участник закупки не согласился с решением комиссии по закупкам и обратился с жалобой в территориальное УФАС.
УФАС признало жалобу участника обоснованной.
Как следует из решения УФАС:
- надлежащим подтверждением соответствия участника закупки требованию о наличии опыта выполнения соответствующих работ являлась совокупность документов, представленных участником закупки;
- подход комиссии по закупкам к подтверждению наличия опыта работ является излишне формальным и не соответствует принципам и целям обеспечения государственных и муниципальных нужд, поскольку приводит к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Также Комиссия УФАС отмечает, что Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 не предъявляются требования к форме и порядку оформления документов, представляемых участниками закупки для целей подтверждения опыта выполнения работ. В связи с этим соблюдение (несоблюдение) формы/оформления представленного участником документа не может являться формальным основанием для отклонения такого участника закупки.
По убеждению Комиссии УФАС, акт оказанных услуг подтверждает факт выполнения обозначенных в договоре работ.
То обстоятельство, что стороны договора подряда именуют «работы» в обозначенном акте «услугами» для подтверждения наличия у участника закупки соответствующего опыта выполнения работ и соответствия его дополнительным требованиям, значения не имеет.
Таким образом, Комиссией УФАС однозначно установлено, что перечень документов, представленный участником закупки, подтверждает его соответствие дополнительному требованию (Решение Омского УФАС России от 10.07.2023 № 055/06/106-779/2023).
Вывод эксперта:
Отклонять заявку участника закупки по формальным основаниям нельзя.
В рассматриваемой ситуации участник закупки представил в подтверждение опыта все необходимые документы и информацию, в частности договор, акт оказанных услуг и положительное заключение госэкспертизы.
При этом название спорного акта (акта выполненных работ) не меняло его сути.
Из документов участника следовало, что он имел нужную квалификацию. Он подтвердил, что выполнял сопоставимые с объектом закупки работы. То, что в акте приемки их назвали услугами, неважно.
Формальный подход заказчика ограничил число участников. Его действия не отвечали принципам и целям закупок.
Таким образом, заказчик обязан был признать заявку участника соответствующей требованиям, даже несмотря на то, что вместо акта выполненных работ участник предоставил акт оказанных услуг на выполненные работы, идентичные предмету контракта.
Обзор подготовлен экспертом службы поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт" Акуленко Ольгой Владимировной