Закупки-info
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Установлены новые требования к составу комиссии по закупкам
С 01.07.2022 будут внесены следующие изменения:
- Уточнены условия, при которых лицо не может быть членом комиссии по осуществлению закупок, а член такой комиссии подлежит обязательной замене.
Членами комиссии не смогут быть (ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ)):
1) физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (при наличии), заявок на участие в конкурсе;
2) физические лица, имеющие личную заинтересованность в результатах закупки;
Информация-разъяснение
Понятие «личная заинтересованность» здесь и далее по тексту используется в значении, указанном в законодательстве о противодействии коррупции.
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ)).
3) физические лица, состоящие в трудовых отношениях с организациями или физическими лицами, подавшими заявки, либо являющиеся управляющими организаций, подавших заявки на участие в закупке;
4) физические лица, являющиеся участниками (акционерами) организаций, подавших заявки на участие в закупке, членами их органов управления, кредиторами участников закупки;
5) должностные лица органов контроля, непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок.
Что делать заказчику по 44-ФЗ
Член комиссии по осуществлению закупок обязан незамедлительно сообщить заказчику о возникновении указанных обстоятельств (ч. 7 ст. 39 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Заказчик в таком случае обязан незамедлительно заменить члена комиссии другим физическим лицом.
2. Статья 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ) дополнена условиями, при которых лицо не может быть членом комиссии по осуществлению закупок, а член такой комиссии подлежит обязательной замене.
Членами комиссии по осуществлению закупок не смогут быть (ч. 7.2 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ):
1) физические лица, имеющие личную заинтересованность в результатах закупки;
2) физические лица, являющиеся участниками (акционерами) организаций, подавших заявки на участие в закупке, членами их органов управления, кредиторами участников закупки;
3) иные физические лица в случаях, определенных Положением о закупке.
Что делать заказчику по 223-ФЗ
Член комиссии по осуществлению закупок обязан незамедлительно сообщить заказчику о возникновении указанных обстоятельств (ч. 7.3 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ).
Заказчик в таком случае обязан незамедлительно заменить члена комиссии другим физическим лицом.
ВАЖНО!
Положения о закупках заказчиков должны быть приведены в соответствие с изменениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, утверждены и размещены в единой информационной системе (далее — ЕИС) до 01.10.2022.
Положения о закупках, которые не будут соответствовать Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ по состоянию на 01.10.2022, будут считаться не размещенными в ЕИС.
Заказчик, не разместивший в ЕИС утвержденное Положение о закупке, при проведении закупочных процедур должен руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ч. 5.1 ст. 8 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ).
Чем поможет система
Будьте уверены в своих решениях и руководствуйтесь только актуальными справочными материалами системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»:
А знаете ли вы?
Запись вебинара «Закупки в условиях санкций по 44-ФЗ и 223-ФЗ» уже в системе!
26.05.2022 прошел вебинар на тему «Закупки в условиях санкций по 44-ФЗ и 223-ФЗ».
В системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика» размещена запись данного вебинара.
В условиях кризиса в экономике, возникшего по причине введенных санкций, и заказчики, и поставщики (подрядчики, исполнители) столкнулись со многими сложностями и рисками. Зачастую невозможно в установленные сроки исполнить обязательства по контрактам и договорам.
В таких условиях Правительство РФ приняло меры, призванные поддержать поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Полный перечень мер поддержки был представлен на вебинаре.
Видеосеминар позволит вам:
- узнать обо всех послаблениях в сфере закупок, которыми можно воспользоваться уже сегодня;
- сэкономить время на поиске информации, получив оперативное разъяснение эксперта по возникающим вопросам во время вебинара;
- избежать административной ответственности.
Видеосеминар разделен на отдельные смысловые блоки, что дает заказчикам возможность оперативно приступить к изучению именно того раздела, который им необходим.
Пользователям также доступен блок с ответами на вопросы, заданными участниками вебинара в рамках обсуждаемой темы.
Перейти к его просмотру вы сможете, воспользовавшись сервисом «Видеосеминары» на главной странице системы «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Новые документы в системе
«Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»
Не тратьте время на поиск и анализ документов. Смотрите подборку нормативно-правовых актов в сфере закупок за июнь 2022 г. в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика».
Еще не работаете с системой «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»?
Из зала суда
Заказчик может предъявлять особые требования к медицинским изделиям с учетом особенностей пациентов, порядка и условий оказания медицинской помощи, предусмотренных лечащим врачом
Обзор практики:
Бюджетным учреждением здравоохранения (далее — Заказчик) проводился электронный аукцион на поставку медицинских изделий, а именно: катетеров баллонных для ангиопластики.
После размещения извещения об осуществлении закупки в территориальный орган УФАС поступила жалоба от потенциального участника закупки (далее — Заявитель) на положения технического задания (описания объекта закупки).
По мнению Заявителя, описание объекта закупки сформировано под товар единственного производителя, что ограничивает возможность поставки аналогичных медицинских изделий других производителей и, как следствие, ограничивает конкуренцию.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и пояснили, что под описание объекта закупки подходят баллонные катетеры двух производителей.
Доводы Заказчика также поддержаны органом, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Однако в ходе рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки комиссия УФАС пришла к выводу, что при описании объекта закупки заказчик должен таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы одновременно:
- повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые необходимы и соответствуют потребностям;
- необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Следовательно, исполнением требований законодательства о контрактной системе должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в техническом задании.
Предоставленные Заказчиком сравнительные таблицы и скриншоты сайтов производителей на иностранном языке не позволяют однозначно удостовериться, что имеются как минимум два производителя такого товара.
В этой связи жалоба была признана обоснованной.
Не согласившись с таким решением, Заказчик обратился в суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы. Суды указали на отсутствие у антимонопольного органа в данном случае правовых и фактических оснований для принятия оспариваемого решения.
По мнению судов, исходя из совокупности положений законодательства о контрактной системе, следует, что при описании объекта закупки заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Как указывают суды, в описании объекта закупки Заказчиком определены требования к поставляемым товарам в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг, а также установлены дополнительные характеристики.
При этом в обосновании правомерности установления дополнительных требований Заказчиком предоставлены подробные письменные пояснения, в которых:
- указаны конкретные характеристики (параметры) закупаемых товаров (катетеры баллонные);
- обоснована потребность заказчика в товарах с данными характеристиками с учетом анализа существующего рынка с подробными ссылками на научные статьи и протоколы исследований.
Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что в качестве одного из основополагающих принципов охраны здоровья провозглашен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Из пояснений Заказчика следует:
- необходимые медицинскому учреждению характеристики объекта закупки формировались на основании клинических данных с учетом особенностей конкретных пациентов;
- потребность Заказчика в конкретных медицинских изделиях обусловлена основами терапии, предусмотренной лечащими врачами, в целях достижения максимально возможного терапевтического эффекта, а также максимального исключения нежелательных последствий для пациентов.
В свою очередь, Заявитель и УФАС не представили доказательств, что какие-либо требования Заказчика являются избыточными.
Также, по мнению судов, обоснование особых характеристик товара, которые отвечают потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (письмо Минздрава России от 14.02.2018 № 418/25-5).
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что сформулированные Заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона.
Как указали суды, отсутствие товара с необходимыми характеристиками у какого-либо потенциального участника закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки, поскольку объектом закупки является поставка товара, а не его производство (то есть Заявитель не был лишен возможности закупить и поставить Заказчику необходимый ему товар).
Также суды удостоверились в наличии в свободной продаже на территории Российской Федерации требуемых Заказчику катетеров у различных дистрибьюторов.
Из вышеуказанных доводов следует, что жалобы потенциальных участников закупок, связанные с описанием объекта закупки и установлением требований к товарам, ограничивающим количество участников закупки (например, уникальных характеристик и т. д.), не могут быть признаны обоснованными без предоставления документальных доказательств, подтверждающих невозможность приобретения и поставки товара, соответствующего потребностям заказчика.
Кассационный суд поддержал мнение судов первой инстанции (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.05.2022 по делу № А21-6250/2021).
Вывод эксперта:
Описание объекта закупки должно осуществляться в строгом соответствии со ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
В описании объекта закупки не допускается включение таких требований к товару, которые ведут к ограничению конкуренции между участниками закупки.
В данной ситуации дополнительные требования к медицинским изделиям установлены Заказчиком правомерно.
При описании объекта закупки и установлении требований к закупаемым медицинским изделиям Заказчик прежде всего исходил из следующих предпосылок:
- особенностей конкретных пациентов, при лечении которых будут использоваться закупаемые медицинские изделия;
- основ терапии, предусмотренной лечащими врачами;
- необходимости достижения максимально возможного терапевтического эффекта, а также максимального исключения нежелательных последствий для пациентов.
Кроме того, Заказчиком подтверждено наличие на функционирующем рынке минимум двух производителей товара с характеристиками, необходимыми Заказчику.
Таким образом, при наличии функционирующего рынка и минимум двух производителей закупаемого товара Заказчик вправе установить дополнительные необходимые ему характеристики. Такие требования не будут являться ограничением конкуренции.
Обзор подготовлен экспертом службы поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Акуленко Ольгой Владимировной