Закупки-info: Принят закон об оптимизации закупочных процедур
21.08.2024
21.08.2024

Закупки-info

Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок

Подписаться на рассылку
Все самое важное у вас в почте

Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок

21.08.2024

Принят закон об оптимизации закупочных процедур

Принят закон об оптимизации закупочных процедур

Документ: Федеральный закон от 08.08.2024 № 318-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 08.08.2024 № 318-ФЗ).

Федеральный закон от 08.08.2024 № 318-ФЗ (за исключением отдельных положений) вступает в силу с 1 октября 2024 года.

Суть изменений

Изменения, внесенные в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»:

  1. Появилось правовое определение заявки для участия в неконкурентной закупке.
  2. Установлен порядок предоставления национального режима при осуществлении закупок:
  • исключен приоритет российских товаров, его заменит новый механизм;
  • заявка с российским товаром в случаях, установленных Правительством РФ, может быть приравнена к более выгодной заявке с иностранным товаром;
  • национальный режим предусматривает установление запретов, ограничений и преимуществ. Случаи их применения и перечень документов определяются Правительством РФ;
  • в случае установления запрета, купить иностранные товары, работы, услуги будет нельзя, в частности и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • ограничения работают по правилу «второй лишний». То есть если подана хотя бы одна российская заявка, то все остальные заявки, содержащие предложение о поставке иностранного товара, отклоняются. При исполнении контракта заменять российский товар на иностранный не допускается;
  • преимущества предоставляются российским товарам в размере 15% по товарам, установленным Правительством РФ;
  • в извещении о закупке указывается информация о национальном режиме;
  • с 2025 года отчеты по исполнению национального режима будут размещаться в единой информационной системе (ЕИС) до 1 февраля года, следующего за отчетным годом;
  • за 2024 год отчет по исполнению национального режима размещается по старым правилам.

3. Типовые положения о закупках должны быть приведены в соответствие новой редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ до 1 декабря 2024 года.

Положения о закупках всех заказчиков должны быть приведены в соответствие новой редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, утверждены и размещены в ЕИС до 1 января 2025 года.

Положения о закупках, не соответствующие новой редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ по состоянию на 1 января 2025 года, будут считаться не размещенными в ЕИС.

Изменения в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:

1. Внесены изменения в порядок применения национального режима:

  • при установлении запрета на допуск товаров иностранного производства закупать такие товары у единственного поставщика не допускается;
  • ограничения на закупку товаров иностранного производства применяются по правилу «второй лишний»;
  • российским товарам предоставляется преимущество в размере 15%;
  • с 2025 года отчет об объеме закупок товаров, работ, услуг российского происхождения должен размещаться в ЕИС до 1 февраля года, следующего за отчетным годом;
  • за 2024 год отчет об объеме закупок российских товаров размещается в ЕИС по старым правилам;
  • порядок определения начальной (максимальной) цены контракта в случае установления запрета, ограничений и условий допуска иностранных товаров будет определен Правительством РФ;
  • в случаях, установленных Правительством РФ, заявка с российским товаром может быть приравнена к более выгодной заявке с иностранным товаром;
  • в описании товара указываются характеристики товара российского происхождения;
  • информация об установлении запрета, допуска или преимущества указывается в извещении об осуществлении закупки.

2. Установлена правомочность приемочной комиссии.

Так, приемочная комиссия правомочна осуществлять свои функции, если в заседании приемочной комиссии участвует не менее 50% от общего числа ее членов. Полномочия члена приемочной комиссии не могут быть переданы другому лицу.

Изменения в Федеральном законе от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

  1. В случае признания конкурентной закупки, закрытой конкурентной закупки несостоявшейся, контракт с единственным участником закупки, заключаемый на основании п. 24 или п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в период с 1 января до 30 июня 2025 года включительно может заключаться без использования ЕИС.
  2. Срок вступления нормы о заключении соглашений об изменении (расторжении) контракта с использованием ЕИС перенесен на 1 апреля 2025 года.

Чем поможет система

Следите за появлением новых справочных материалов по данным изменениям и за обновлением существующих:

А знаете ли вы?

Новые документы в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»

Ежедневно в систему «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика» вносятся нормативно-правовые акты и разъяснительные письма госорганов. Предлагаем вашему вниманию подборку свежих документов за август 2024 года, которые позволят узнать об изменениях в сфере закупок и без ошибок вести закупочную деятельность.

Из зала суда

Твердая цена контракта не мешает заказчику взыскать с подрядчика переплату по результатам контрольных обмеров

Обзор практики

Между заказчиком и подрядчиком были заключены три контракта на выполнение работ по капитальному ремонту.

Работы по контрактам подрядчиком были выполнены. Заказчику предоставлены акты выполненных работ (КС-2) и справки о стоимости выполненных работ (КС-3).

Заказчиком работы были приняты, и подрядчику были выплачены суммы, указанные в формах КС-2 и КС-3.

Впоследствии, в рамках проведения контрольных мероприятий исполнения контрактов, в результате обмера выявлены расхождения фактических объемов работ с оплаченными объемами, отраженными в формах КС-2, КС-3.

По результатам контрольных обмеров установлено, что выполненный объем работ меньше объема, установленного сметными расчетами. То есть фактически имеются расхождения в объемах выполненных работ, в связи с чем произошло завышение оплаты работ.

В связи с этим заказчик обратился к подрядчику с требованием о возврате излишне уплаченной суммы. Претензия заказчика была оставлена без удовлетворения.

Читать весь ответ
Мы теперь в telegram

Следить за новостями становится еще удобнее. Подписывайтесь на наш канал Telegram.