Закупки-info
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Самое важное и интересное для специалистов в сфере осуществления закупок
Принят закон об оптимизации закупочных процедур
Документ: Федеральный закон от 08.08.2024 № 318-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 08.08.2024 № 318-ФЗ).
Федеральный закон от 08.08.2024 № 318-ФЗ (за исключением отдельных положений) вступает в силу с 1 октября 2024 года.
Суть изменений
Изменения, внесенные в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»:
- Появилось правовое определение заявки для участия в неконкурентной закупке.
- Установлен порядок предоставления национального режима при осуществлении закупок:
- исключен приоритет российских товаров, его заменит новый механизм;
- заявка с российским товаром в случаях, установленных Правительством РФ, может быть приравнена к более выгодной заявке с иностранным товаром;
- национальный режим предусматривает установление запретов, ограничений и преимуществ. Случаи их применения и перечень документов определяются Правительством РФ;
- в случае установления запрета, купить иностранные товары, работы, услуги будет нельзя, в частности и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
- ограничения работают по правилу «второй лишний». То есть если подана хотя бы одна российская заявка, то все остальные заявки, содержащие предложение о поставке иностранного товара, отклоняются. При исполнении контракта заменять российский товар на иностранный не допускается;
- преимущества предоставляются российским товарам в размере 15% по товарам, установленным Правительством РФ;
- в извещении о закупке указывается информация о национальном режиме;
- с 2025 года отчеты по исполнению национального режима будут размещаться в единой информационной системе (ЕИС) до 1 февраля года, следующего за отчетным годом;
- за 2024 год отчет по исполнению национального режима размещается по старым правилам.
3. Типовые положения о закупках должны быть приведены в соответствие новой редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ до 1 декабря 2024 года.
Положения о закупках всех заказчиков должны быть приведены в соответствие новой редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, утверждены и размещены в ЕИС до 1 января 2025 года.
Положения о закупках, не соответствующие новой редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ по состоянию на 1 января 2025 года, будут считаться не размещенными в ЕИС.
1. Внесены изменения в порядок применения национального режима:
- при установлении запрета на допуск товаров иностранного производства закупать такие товары у единственного поставщика не допускается;
- ограничения на закупку товаров иностранного производства применяются по правилу «второй лишний»;
- российским товарам предоставляется преимущество в размере 15%;
- с 2025 года отчет об объеме закупок товаров, работ, услуг российского происхождения должен размещаться в ЕИС до 1 февраля года, следующего за отчетным годом;
- за 2024 год отчет об объеме закупок российских товаров размещается в ЕИС по старым правилам;
- порядок определения начальной (максимальной) цены контракта в случае установления запрета, ограничений и условий допуска иностранных товаров будет определен Правительством РФ;
- в случаях, установленных Правительством РФ, заявка с российским товаром может быть приравнена к более выгодной заявке с иностранным товаром;
- в описании товара указываются характеристики товара российского происхождения;
- информация об установлении запрета, допуска или преимущества указывается в извещении об осуществлении закупки.
2. Установлена правомочность приемочной комиссии.
Так, приемочная комиссия правомочна осуществлять свои функции, если в заседании приемочной комиссии участвует не менее 50% от общего числа ее членов. Полномочия члена приемочной комиссии не могут быть переданы другому лицу.
- В случае признания конкурентной закупки, закрытой конкурентной закупки несостоявшейся, контракт с единственным участником закупки, заключаемый на основании п. 24 или п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в период с 1 января до 30 июня 2025 года включительно может заключаться без использования ЕИС.
- Срок вступления нормы о заключении соглашений об изменении (расторжении) контракта с использованием ЕИС перенесен на 1 апреля 2025 года.
Чем поможет система
Следите за появлением новых справочных материалов по данным изменениям и за обновлением существующих:
А знаете ли вы?
Новые документы в системе «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика»
Ежедневно в систему «Государственные и муниципальные закупки. Справочник заказчика» вносятся нормативно-правовые акты и разъяснительные письма госорганов. Предлагаем вашему вниманию подборку свежих документов за август 2024 года, которые позволят узнать об изменениях в сфере закупок и без ошибок вести закупочную деятельность.
Из зала суда
Твердая цена контракта не мешает заказчику взыскать с подрядчика переплату по результатам контрольных обмеров
Обзор практики
Между заказчиком и подрядчиком были заключены три контракта на выполнение работ по капитальному ремонту.
Работы по контрактам подрядчиком были выполнены. Заказчику предоставлены акты выполненных работ (КС-2) и справки о стоимости выполненных работ (КС-3).
Заказчиком работы были приняты, и подрядчику были выплачены суммы, указанные в формах КС-2 и КС-3.
Впоследствии, в рамках проведения контрольных мероприятий исполнения контрактов, в результате обмера выявлены расхождения фактических объемов работ с оплаченными объемами, отраженными в формах КС-2, КС-3.
По результатам контрольных обмеров установлено, что выполненный объем работ меньше объема, установленного сметными расчетами. То есть фактически имеются расхождения в объемах выполненных работ, в связи с чем произошло завышение оплаты работ.
В связи с этим заказчик обратился к подрядчику с требованием о возврате излишне уплаченной суммы. Претензия заказчика была оставлена без удовлетворения.
Данный факт послужил основанием для обращения заказчика в суд с требованием к подрядчику вернуть сумму неосновательного обогащения.
Суд требования заказчика удовлетворил и взыскал с подрядчика сумму неосновательного обогащения, которая составляет разницу между суммой, выплаченной подрядчику, и стоимостью фактически выполненных работ (Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.12.2023 по делу № А45-9801/2023).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, подрядчик подал апелляционную жалобу, в которой указал на то, что цена в контракте установлена в твердой денежной сумме, наличия обстоятельств, установленных ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, для изменения спорного условия не предусмотрено.
Рассмотрев материалы дела, суд установил, что:
- по договору строительного подряда оплате подлежит фактически выполненный (переданный заказчику) результат работ (п. 1 ст. 711, п. 1 ст. 746 Гражданского кодекса РФ);
- наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не лишает заказчика права представить суду возражения по объему и стоимости работ (п. 12 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.01.2000 № 51;
- указанное разъяснение в совокупности с рядом норм Гражданского кодекса РФ направлено на защиту заказчика от недобросовестных действий подрядчика и не препятствует ему заявить в суде возражения по качеству, объему и стоимости работ.
В связи с этим апелляционный суд оставил жалобу подрядчика без удовлетворения (Постановление Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 18.03.2024 № 07АП-1174/2024 по делу № А45-9801/2023).
Арбитражный суд поддержал позицию судов первых инстанций (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.07.2024 по делу № А45-9801/2023).
Вывод эксперта
Тот факт, что сумма контракта является твердой, не лишает заказчика права требовать возврата излишне уплаченных сумм, поскольку:
- установление твердой цены контракта не означает, что результат оплачивают независимо от объема выполненных работ и примененных материалов. Уменьшение объемов влечет соразмерное снижение цены;
- действия сторон частноправового характера (подписание актов приемки, соглашений и т. п.) сами по себе не могут нивелировать публично значимые цели.
Довод подрядчика о том, что он не участвовал в составлении актов контрольных обмеров, судами был отклонен. Суды признали доводы заказчика относимыми и допустимыми доказательствами, достоверность которых подрядчик не опроверг.
В данном случае имеются все признаки неосновательного обогащения со стороны подрядчика, а именно необоснованное получение денежных средств от заказчика за невыполненные виды и объемы работ.
Таким образом, требование заказчика о взыскании с подрядчика неосновательного обогащения является законным и обоснованным.
Обзор подготовлен экспертом службы поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт" Акуленко Ольгой Владимировной